Рыцарский зал (помещение)
- 1 year ago
- 0
- 0
Зал Кариатид ( фр. Salle des Caryatides ) — выдающийся памятник архитектуры и скульптуры французского Ренессанса . Построен в 1546—1549 годах по проекту архитектора Пьера Леско . Ныне 348-й зал (галерея № 17) нулевого уровня «Крыла Денон» Музея Лувра .
Зал построен в 1546—1549 годах Пьером Леско и имел название: «Посольский», или «Шведский зал» (Salle suédoise) — он был задуман в качестве места заседаний магистрата, приёма послов и, позднее, помещения королевской гвардии . Король Франциск I намеревался устроить большой бальный зал на первом этаже нового крыла Луврского дворца с лестницей посередине. Король скончался в 1547 году, его преемник Генрих II сохранил эту идею, но распорядился отодвинуть лестницу в конец зала: так называемая «Лестница Генриха II» (l’Escalier Henri II). Таким образом, новый бальный зал занял всю длину нового крыла, которое вначале именовалось «Крылом Леско» (l’Aile Lescot) . Это позволило создать величественное помещение площадью 600 м².
Южная часть зала предназначалась для заседаний Королевского трибунала на специально устроенном возвышении для трона короля, в северной проводили балы и устраивали спектакли. Для того, чтобы отделить «праздничную» половину зала от «официальной», архитектор Леско построил посередине зала преграду по типу античной трёхпролётной триумфальной арки , точнее типа серлианы с центральным арочным и двумя прямоугольными проёмами по сторонам .
В 1546—1549 годах выдающийся скульптор французского Ренессанса Жан Гужон создал на северной оконечности зала четыре монументальные скульптурные фигуры в качестве поддержки трибуны, на которой размещались от пяти до десяти музыкантов. Фигуры восходят к знаменитым кариатидам Эрехтейона Афинского акрополя . Они дали новое название залу, — Зал Кариатид. Вся отделка комнаты выполнена из светлого известняка, или конфланского камня.
В этом зале 18 августа 1572 года, незадолго до Варфоломеевской ночи , проходили торжества по случаю бракосочетания короля Генриха IV и Маргариты де Валуа . 14 мая 1610 года Генрих IV был убит католиком-фанатиком Франсуа Равальяком . Умирающего короля перевезли в Лувр, где он умер в Парадном зале. Тело доброго короля Генриха IV в течение одиннадцати дней было выставлено на всеобщее обозрение в Зале Кариатид, а в июне того же года — его восковой муляж . В 1639 году деревянный кессонный потолок зала архитектор Жак Лемерсье заменил сводчатым. 24 октября 1658 года в Зале Кариатид Мольер впервые представил королю Людовику XIV пьесу-фарс «Влюблённый доктор».
В период 1692—1793 годов в Зале Кариатид размещались скульптуры из королевской коллекции, и он стал называться «Залом древностей» (Salle des Antiques).
В 1795 году зал стал резиденцией Национального института , который провёл здесь свою торжественную инаугурационную сессию 4 апреля 1796 года. После ухода Института в 1805 году из состава Коллежа Четырёх Наций он был включен в состав Лувра.
С 1806 года Зал Кариатид относится к музею Лувра. Новое оформление зала — результат работы архитекторов французского ампира Шарля Персье и Пьера Фонтена . Скульптуры арок свода выполнены Жаном-Франсуа Муре ( фр. Jean-François Mouret ) и Жаном-Батистом Стуфом .
Торжественное открытие зала состоялось в 1811 году, по поводу крещения сына Наполеона Бонапарта Наполеона II , провозглашения его королём Римским ( фр. Roi de Rome ) и наследником Первой империи Франции . В то время зал имел название «Зал Рек» ( фр. Salles des Fleuves ), по статуям четырёх аллегорических фигур рек, вывезенных Бонапартом из собрания Ватикана согласно Толентинскому договору .
В Зале Кариатид выставлены произведения античной скульптуры, в основном римские копии и реплики древнегреческих произведений. Среди них выделяются Диана Версальская — древнеримская мраморная статуя первой половины II в. н. э., воспроизводящая произведение раннеэллинистического скульптора, выполненное в бронзе, возможно, работы афинского скульптора Леохара (ок. 325 г. до н. э.) ; Спящий Гермафродит , римская копия древнегреческой скульптуры II века до н. э. из собрания Боргезе ; Диана Габийская — статуя, изображающая древнеримскую богиню охоты Диану (бронзовый оригинал приписывают работе выдающегося афинского скульптора поздней классики IV века до н. э. Праксителя ), также из собрания Боргезе; Аполлон Ликейский — римская реплика II в. по оригиналу Праксителя; «Три грации» из коллекции Боргезе, римское повторение греческой скульптурной группы .
В 1797 году в люнете над балконом зала установили бронзовый горельеф , созданный выдающимся итальянским скульптором Бенвенуто Челлини в 1542 году по заказу короля Франциска I для его замка Фонтенбло . Произведение также известное как «Нимфа Ане» (Nymphe d’Anet), или Нимфа Фонтенбло . В 1857 году он был заменен гипсовым слепком. Оригинал разместили на лестничной площадке Лестницы Моллиен (l’escalier Mollien) над первым этажом Крыла Денон Лувра .
На дальней стене зала находится камин. Его облицовка относится к эпохе Возрождения, но происходит из другого невыясненного места Луврского дворца. Две скульптурных фигуры камина ранее приписывали Жану Гужону, теперь считаются работой неизвестного скульптора. Они были восстановлены в 1826 году Бернаром Ланге. Остальные части, в частности орлы, относятся к наполеоновской эпохе. Буква H (король Генрих) была добавлена позднее вместо наполеоновской N (символа низвергнутого Наполеона) и бюста Императора . Безусловным шедевром являются кариатиды , поддерживающие трибуну для музыкантов работы Жана Гужона по проекту архитектора П. Леско (1546—1549). Древнегреческое искусство в то время знали недостаточно, в основном по литературным источникам. Но это не помешало Гужону своеобразно претворить знаменитые фигуры Эрехтейона Афинского акрополя . Гужон не был в Греции, но мог знать афинскую кариатиду по ватиканской копии, либо по описанию Витрувия с комментариями и весьма приблизительными гравюрами С. Серлио. Остальное — его воображение. В результате луврские кариатиды даже более монументальны и могучи, чем их греческие прототипы, но каким-то чудом их эллинский дух сохранён. Специалисты обращают также внимание на мастерское использование Гужоном так называемых «мокрых складок» ( фр. draperie mouillée ), мягко, по-античному, облегающих тело .