Милютин, Алексей Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Але́ксей Я́ковлевич Ле́щенко ( 17 марта 1906 , Васильевка , Таврическая губерния — 9 августа 1970 , Киев ) — советский военный, участник обороны Севастополя , в 1941—1942 годах — командир 35-й бронебашенной батареи Севастопольского оборонительного района.
Родился 4 (17) марта 1906 в посёлке Васильевка Александровского уезда (ныне Васильевка Запорожской области ) в семье рабочих паровозного депо Якова Федотовича и Матрены Архиповны Лещенко. После окончания поселковой школы работал паровозным мастером в депо.
В декабре 1928 года призван на военную службу в Морские Силы Чёрного моря . В августе 1929-го, после окончания объединённой школы старшин учебного отряда МСЧМ, был направлен для дальнейшего прохождения службы на 35-й бронебашенной батарее . Через четыре месяца назначен командиром правой пушки второй башни батареи. В декабре 1931 года оставлен на сверхсрочную службу в должности старшины первой башни.
После окончания военно-морского училища в 1934 году, лейтенант Лещенко назначен помощником командира 1-й башни 35-й береговой батареи, а в сентябре 1936 года — помощником командира 35-й башенной батареи береговой обороны Черноморского флота.
В 1937 году по доносу, что лейтенант Лещенко имеет родственников среди белоэмигрантов за рубежом (известный за рубежом певец Пётр Лещенко действительно был его дядей) был арестован органами НКВД , исключен из партии . По ходатайству командования флотом в конце концов был освобождён, восстановлен в партии.
После завершения Курсов усовершенствования командного состава Народного комиссариата ВМФ, назначен командиром береговой батареи № 13. В сентябре 1940 года стал командиром 35-й береговой батареи крупного калибра.
В боевых действиях с начала обороны Севастополя . Первые боевые выстрелы были выполнены батареей 7 ноября 1941 года . Всего в этот день батарея № 35 провела четыре стрельбы выпустив 46 фугасных снарядов .
За семь месяцев войны 35-я батарея провела 59 стрельб. Было произведено 458 выстрелов. В результате её артогня было уничтожено до 10 автомашин, до 6 артиллерийских и минометных батарей и до 800 человек пехоты противника . В дальнейшем в период июньских боёв 1942 года 35-я батарея ежедневно вела огонь по войскам противника, а после гибели в окружении стала последним резервом тяжёлой артиллерии Севастопольского оборонительного района. С целью подавить батарею немецкая авиация подвергала её регулярным мощным авиаударам.
В конце июня на батарее был развёрнут запасной командный пункт флота. Ночью 29 июня к батарее прибыл Военный совет флота во главе с вице-адмиралом Октябрьским . Чуть позже туда же перебралось командование и штабы Приморской армии и Береговой обороны флота. Лещенко было предписано организовать эвакуацию Военного совета флота на подводной лодке. Лещенко отправил командующего на большую землю последним самолётом, а штаб Приморской армии — на подводной лодке. Сам остался вместе с батарейцами.
Оставшись заместителем по береговой обороне генерала Новикова , который возглавил остатки обороны после бегства командования флотом, майор Лещенко собрал бойцов, находящихся в районе батареи, и держал оборону с ночи 30 июня. Гарнизон Херсонесского полуострова продержался сутки, удерживая круговую оборону вокруг батареи. 1—2 июля, когда закончились боевые снаряды, командир батареи приказал вести огонь в упор прямой наводкой практическими снарядами. Комбат Лещенко был контужен, но, придя в себя, отдал приказ готовить батарею к подрыву.
В ночь на 3 июля последний опорный пункт обороны Севастополя прекратил своё существование. Руководя отходом личного состава к береговой полосе, Алексей Лещенко был снова ранен. В бессознательном состоянии краснофлотцы погрузили своего командира на один из последних морских охотников , на котором он был эвакуирован в Новороссийск .
Представление на присвоение майору Лещенко звание Героя Советского Союза было аннулировано по неизвестным причинам. За оборону Севастополя награждён орденом Красного Знамени . Орден и медаль «За оборону Севастополя» Алексей Яковлевич получил одним из последних.
После лечения А. Я. Лещенко был назначен командиром 117-го артиллерийского дивизиона Новороссийской военно-морской базы . Участвовал в Южно-Озёрской десантной операции, создании и поддержании плацдарма в районе Мысхако , известного как « Малая земля ». Вёл артиллерийскую дуэль с вражеской артиллерией на Тамани , а с 30 апреля 1944 года его дивизион принимал участие в освобождении Севастополя.
За «откровенные разговоры» про последние дни обороны Севастополя, командир 117-го артдивизиона Черноморского флота майор А. Я. Лещенко был откомандирован в распоряжение коменданта береговой обороны Тихоокеанского флота . После войны продолжал службу на Балтике . Уволился в запас по состоянию здоровья в декабре 1953 года в звании подполковника .
После увольнения из рядов ВС СССР 4 года работал начальником райжилуправления Подольского района Киева , занимался поисковой работой, литературной деятельностью. Вместе с ветеранами-черноморцами добился что одна из улиц нового киевского микрорайона получила название Героев Севастополя .
Скончался 9 августа 1970 года . Похоронен на Лукьяновском военном кладбище .
Жена — Людмила Александровна Лещенко (род. 1922), во время Великой Отечественной войны — фельдшер.
Несмотря на то, что рукопись книги Лещенко о событиях на мысе Херсонес, написанная им в 1965 году, так и не была напечатана в СССР , в 2008 году писатели-маринисты Сергей Смолянников и Виктор Михайлов издали книгу «Веду бой… за правду», в основу которого положены рукописные воспоминания последнего командира 35-й батареи. Книга стала частью трилогии, в которую вошли также «Севастополь: неприступный и непокорённый» (2007) и «Заветный утёс бессмертия, памяти и скорби» (2009). В основу всех трех произведений положены дневники гвардии капитана А. Я. Лещенко .