Interested Article - Маман, Йосеф

Рав Йосэф бен Моше Маман (Маймон) Эль-Магрибий ( ивр. יוסף ממן ‎; 1752 1823 ) — раввин , уроженец города Тетуан в Марокко , проповедовавший сефардский канон среди бухарских евреев .

Биография

Его отец Рав Моше Маман был близким советником и другом правителя той местности. Правитель был свергнут, и Рав Моше Маман был убит. Его семья бежала из Марокко в Землю Израиля и поселилась в городе Цфат , тогда в составе Османской империи . Цфатской общиной был назначен Шадаром и послан с миссией по сборке денег в Персии. По другой версии, получив раввинское образование, отправился из Цфата для поиска общины в диаспоре, нуждающейся в духовном лидере. Путь его пролегал через Багдад , Мешхед , Шахрисабз .

В 1793 году он прибыл в Бухару . В это время бухарские евреи не достаточно ревностно чтили иудейские законы. Молитвенных книг на иврите почти не было, и Рав Йосеф Маман опасался, что бухарско-еврейские общины близки к ассимиляции и угасанию. В первый же шаббат у них он прочитал евреям проповедь на тему святости Земли Израиля и на тему заповедей пожертвований. Своими пламенными проповедями и харизматичной личностью он глубоко воодушевил евреев. Под его впечатлением лидеры еврейской общины Бухары и Шахрисабза предложили Раву Йосефу Маману остаться и стать их духовным лидером. Изучив обстановку, он согласился и остался жить в городе Бухаре, который был центром еврейской культуры. Бухарские евреи считали его вторым городом по святости после Иерусалима . В дальнейшем Рав Йосеф Маман взял себе в жены девушку Хану, дочь главы шахрисабзской общины Муллоджона Тагхо. С годами, он сумел привлечь к себе много молодежи и воспитал верных учеников. С помощью богатых и влиятельных бухарских евреев, Рав Йосеф Маман первым делом открыл еврейскую религиозную школу — йешиву, заказал молитвенные книги и учебники у литовской и некоторых других еврейских общин .

Так, как Рав Йосеф Маман был сефардским иудеем, то иудаизм, который он преподавал бухарским евреям, также был сефардским. До этого бухарские евреи практиковали иудаизм персидского канона . Изменение древнего персидского молитвенного канона бухарских евреев показалась многим ударом по древней традиции. Прибывший из Йемена Рав выступил оппонентом Рава Йосефа Мамана и распорядился продолжить древнюю традицию. Вследствие этого между ними возникли разногласия в общине. Рав Йосеф Маман смог одолеть своего оппонента, войдя в союз с наиболее влиятельной и богатейшей еврейской семьей Бухарского эмирата — семьей Мулло Ниёз. Прожив среди бухарских евреев десятилетия, Рав Йосеф Маман говорил на их языке, принял их культуру и обычаи и оставил после себя сотни потомков .

Его детьми от Ханы были — Авраам, Йицхак и дочь Мирьям. Супруга бывшего президента Исландии Оулавюра Рагнара Гримссона Дорит Мусаева ( ) является прямым потомком Рава Йосефа Мамана. До появления Рава Йосефа Мамана в Бухаре, бухарских евреев принуждали насильно обращаться в ислам . Рав Йосеф Маман сумел войти в хорошие отношения с мусульманскими авторитетами, был очень почитаем ими из-за его глубоких знаний арабского языка и Корана и прозван ими Великим Муллой. В беседах с ними сумел спасти бухарских евреев от различных насилий и погромов. Умер в Бухаре. Под его влиянием стали переезжать бухарские евреи в Землю Израиля, начиная с 1827 года .

Литература

  • Moshavi, B.: «R’Yosef ben Moshe Mammon, sheliah Tzefat beBukhara.» In Talpiot, Vol.9, No. 3-4, pp. 873—886, 1970. (Hebrew)
  • Wolff, J. Researches and Missionary Labours among the Jews, Mohammedans, other Sects. London, 1835. (English)

Примечания

  1. Мавашев, Давид . BJews.com . Дата обращения: 2 января 2012. 7 сентября 2012 года.
  2. Ochildiev, D.; Pinkhasov, R.; Kalontarov, I. (2007). A History and Culture of the Bukharian Jews. New York: Roshnoyi-Light. p. 41. ISBN 1-893552-09-8 .
  3. Fuzailoff, Giora . BJews.com . Дата обращения: 30 марта 2008. 7 сентября 2012 года.
  4. . Дата обращения: 1 января 2012. 22 декабря 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Маман, Йосеф