Барбоза Родригис, Жуан
- 1 year ago
- 0
- 0
Жуа́н Жилбе́рту Праду Перейра де Оливейра ( порт.-браз. João Gilberto Prado Pereira de Oliveira , 10 июня 1931 , Жуазейру , штат Баия , Бразилия — 6 июля 2019 , Рио-де-Жанейро ) — бразильский гитарист, певец и композитор. Представитель бразильской популярной музыки , один из создателей жанра босса-новы .
С ранних лет музыка была частью жизни Жуана. В 14 лет его дед подарил ему первую гитару. В старших классах школы Жуан организовал группу из одноклассников и стал её лидером. Увлекался бразильской популярной и американской джазовой музыкой. Сначала Жилберту попробовал петь на радио в Салвадоре , штат Баия . В 1950 его пригласили в качестве солиста в квинтет Garotos da Lua (Лунные мальчики), и он переехал в Рио-де-Жанейро . Через полтора года его исключили из группы из-за недостатка дисциплины (он часто опаздывал на репетиции или вообще не приходил).
В течение 7 лет успех избегал Жилберту. У него редко была работа, ему сильно мешала зависимость от друзей. В конечном итоге, он впал в хроническую депрессию. Его спас Luiz Telles, лидер местной группы , который взял его с собой в Порту-Алегри на юг Бразилии. В этом провинциальном городе Жилберту воспрял духом. Затем он провёл 8 месяцев у своей сестры в Диамантине в штате Минас-Жерайс , где он уединялся и играл день и ночь, отрабатывая свой собственный стиль пения и игры на гитаре. Однако его сестра, беспокоясь о его психическом здоровье, отправила его к отцу в Жуазейро. Отец высмеял новый стиль Жуана и даже отправил его на психиатрическое обследование в Салвадор . В конце концов Жуан вернулся в Рио .
Вместо использования традиционных афробразильских инструментов в аккомпанементе Жилберту часто ограничивался одной гитарой. Разработал собственную манеру игры на гитаре специфическими ритмическими синкопами, идущими как бы поперёк основной метрической сетки ( порт. violão gago , букв. – заикающаяся гитара), которой позже подражали многие молодые гитаристы в Бразилии. Впервые в такой манере была записана песня «Chega de Saudade» (музыка Антониу Жобина , слова Винисиуса ди Морайса ) в альбоме певицы в 1958.
В 1959 Жилберту выпустил первый сольный альбом «Chega de Saudade», где спел одноимённую песню, аккомпанируя себе на гитаре; именно это исполнение песни стало наиболее популярным. Кроме нескольких композиций Жобина в альбом вошли самбы и популярные песни 40-х и 50-х годов. В сольные альбомы 1960 и 1961 годов Жилберту включил новые песни молодого поколения исполнителей и композиторов (как Карлуш Лира и Роберто Менескаль). К 1962 году босса-нова стала популярна среди джазовых музыкантов США, таких как Херби Манн и Стэн Гетц . Жилберту участвовал как гитарист в записи альбома «Getz/Gilberto», благодаря которому будущая жена Жилберту Аструд стала звездой, а песня « Девушка из Ипанемы » — эмблемой популярного стиля босса-нова . Основу репертуара сольных альбомов Жуана Жилберту (как и только что упомянутого альбома «Гетц/Жилберту») составляла музыка Жобина. Среди немногих песен собственного сочинения — «Bim-bom» (ок. 1956; первая запись 1958), «Hó-Bá-Lá-Lá» (1959), «Um Abraço no Bonfá» (1960), «Undiú» (1973), «Вальс» (Como são Lindos os Youguis, 1973).
Жил в США с 1962 по 1969 год , затем переехал в Мексику, где провёл 2 года. Там в 1970 году записал альбом «João Gilberto en México» (1970). Следующий альбом «João Gilberto», известный так же как «White Album», вышел в 1973 . В 1976 году вышел альбом «The Best of Two Worlds», где играл Стэн Гетц и пела (жена Жилберту с апреля 1965 ). Альбом «Amoroso» ( 1977 ) Жилберту выпустил вместе с Клаусом Огерманом . Основу подборки составляли композиции Жобина, старые самбы и популярные песни США 40-х годов.
Жуан Жилберту вернулся в Бразилию в 1980. В следующем году вышел альбом «Brasil» с участием Жилберто Жила и Каэтану Велозу , которые в конце 60-х создали направление Тропикалиа — смесь бразильской и зарубежной популярной музыки. В 1991 году вышел необычный альбом «João» с аранжировками Клары Фишер. В этом альбоме не было ни одной композиции Жобина, вместо этого в нём были песни на английском, французском, итальянском и испанском, кроме того — старые самбы и единственная современная песня «Sampa» (К. Велозу). В том же 1991 году вышел альбом «Canto do Pajé», созданный сестрой Велозу , в котором Bethânia и Жилберту спели песни «Maria» (Ary Barroso/Luiz Peixoto) и «Linda Flor» (Henrique Vogeler/Luiz Peixoto/Marques Pôrto) в сопровождении только гитары Жилберту. Альбом «João Voz e Violão» (2000) был посвящён музыке юности Жилберту.
В это же время были записаны концертные выступления «Live in Montreux», «João Gilberto Prado Pereira de Oliveira», «Eu Sei Que Vou Te Amar», «Live at Umbria Jazz» и «Live in Tokyo».
В 1988 году компания EMI выпустила диск «The Legendary João Gilberto: The Original Bossa Nova Recordings (1958—1961)». Он включал также три песни из альбома 1959 года «Orfeu Negro»: «Manhã de Carnaval», «O Nosso Amor» и «A Felicidade». Жилберту судился с EMI и заставил её прекратить продажи этого альбома, поскольку он был выпущен без согласия Жилберту.
Жуан Жилберту имел репутацию эксцентричного человека, занятого самосовершенствованием. В публичных выступлениях он мог уйти со сцены, если ему казалось, что публика проявляла к нему неуважение или акустика не соответствовала его представлениям о качестве, или мог потребовать выключить в зале кондиционеры.
Жуан Жилберту умер 6 июля 2019 года в возрасте 88 лет в Рио-де-Жанейро.