Interested Article - Дагестанская музыка

Государственный хор Республики Дагестан

Дагестанская музыка — достижения музыкальной культуры Дагестана — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций. Понятие объединяет в себе дагестанскую национальную музыку и музыку народов Дагестана , и является частью Музыки России .

Народная музыка

Музыкальная культура народов Дагестана характеризуется богатством и разнообразием тем, жанров и направлений народной музыки: имеется разнообразие инструментов, разнообразный ансамблевый состав, характерные танцевальные формы. В то же время, несмотря на свою самобытность, музыкальное искусство народов Дагестана в целом обладает значительным единством, обусловленным историческими событиями, сходными условиями жизни .

Большую роль в музыкальном просвещении сыграла первая дагестанская радиостанция , основанная в 1927 году .

К 1920-м годам относятся первые музыкально-этнографические экспедиции и публикации первых сборников народных песен, танцевальных мотивов, образцов дагестанских мелодий для фортепиано .

В начале XX века музыкальная культура дагестанцев была представлена в основном народным песнопениями. В старинном фольклоре песни сходные бытовые ( колыбельные , детские , лирические, посиделочные, застольные, шуточные, плясовые, хороводные, игровые), обрядовые (в том числе свадебные , похоронные, поминальные), трудовые, любовно-лирические, песни социального содержания (сиротские, бедняцкие, рекрутские , переселенческие, женские), исторические.

В музыкальном творчестве народов Дагестана особое место занимают героические эпосы, часть из которых имеет легендарное и историческое содержание.

Преобладающая форма вокального исполнительства – сольное пение с инструментальным сопровождением.

Наиболее типичный вид ансамбля – трио с участием какого-либо ударного инструмента.

Танцевальная музыка отличается мелодичностью, остротой ритмики.

Академическая музыка

Профессиональная сфера композиторского творчества Дагестана сформировалась в 1930-е годы и прошла все типичные стадии, свойственные зарождению и развитию профессионального музыкального искусства в национальных республиках страны .

Важное значение в развитии музыкальной культуры Дагестана имела деятельность Татама Мурадова , П. Ф. Проскурина, Xизгила Ханукаева, А. Г. Абрамянца, первой дагестанской женщины-композитора Дженнет Далгат . Значительным событием в дагестанском музыкальном искусстве предвоенных лет стала опера основоположника профессионального композиторского творчества в Дагестане Г. А. Гасанова « Хочбар » (1937) .

В 1920 году , после установления Советской власти в республике, ревкомы городов Темир-Хан-Шуры (ныне г. Буйнакск ), Петровск-Порта (ныне г. Махачкала ) и Дербента впервые предприняли попытки организации начального музыкального образования. В 1926 году основано музыкальное училище в г. Буйнакске (впоследствии переведено в Махачкалу).

В Дагестане работают: симфонический оркестр (осн. 1932), оркестр дагестанских народных инструментов (осн. 1937), Ансамбль песни и танца народов Дагестана (осн. 1935), филармония (1944), музыкальное училище (1926, Махачкала) и 40 музыкальных школ .

Дагестанское отделение Союза композиторов РСФСР основано в 1954 году .

Инструменты

Зурна – представляет собой деревянную трубку с несколькими отверстиями и раструбом. Пронзительный и резкий звук зурны будто бы предназначен для игры на открытом воздухе. Поэтому зурнач (так называют музыканта, играющего на данном инструменте) – непременный участник народных празднеств, шествий, свадеб , конных состязаний .

Пандур аварский струнный щипковый инструмент . У него две струны на узком длинном совкообразном долблёном корпусе, заканчивающимся внизу двузубцем или трезубцем , и шейка с 5–6 ладами. Звучит пандур тихо, напоминает грузинский чонгури . Наибольшее распространение пандур получил в горных районах .

Чаган – имеет продолговатый корпус, который изготавливается из ореха , сандала и бука . Во время игры инструмент держат в вертикальном положении, и штырь упирается в пол. Звук извлекается с помощью смычка, который держат в правой руке.

Тар – струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый в Азербайджане, Дагестане, Иране , странах Ближнего Востока , Турции . Слово «тар» в переводе с персидского языка означает «струна», «нить».

Щютюххи – продольная свистковая флейта . Звукоряд – диатонический . Звук у этой горной свирели нежный и мягкий.

Баламан тростниковый инструмент. Это соединённые параллельно две дудочки с натуральным звукорядом. Образ чабана, играющего на баламане , давно вошёл в горскую поэзию, и очень любим в народе.

Чагана смычковый инструмент , внешне напоминающий плоскую сковороду с верхом, обтянутым кожей животного или рыбьим пузырём.

Чугур – струнный щипковый инструмент.

Дачу – двусторонний барабан . Его устройство практически ничем не отличается от подобных инструментов, используемых в инструментарии соседних республик ( Азербайджан , Армения . Грузия и многие др.).

Ччергилу бубен с круглой деревянной обечайкой, на одной стороне которой натянута кожаная мембрана. Хорошо натянутая и нагретая кожа даёт чистый, звонкий и сильный звук .

Известные музыканты и исполнители

См. также

Примечания

  1. . bol-sov-encikloped-3.narod.ru . Дата обращения: 4 июля 2023. 4 июля 2023 года.
  2. . www.belcanto.ru . Дата обращения: 4 июля 2023. 3 июля 2023 года.
  3. Абдулаева М. Ш. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 120 . 3 июля 2023 года.
  4. Гасанов Г. А. / Республиканский Дом народного творчества Министерства культуры Республики Дагестан. — Махачкала: РДНТ МК РД, 2020. 3 июля 2023 года.
  5. . eomi.art . Дата обращения: 4 июля 2023. 3 июля 2023 года.

Литература

  • Гасанов Г. и Джемалов М. , Мотивы дагестанского танца, Махачкала, 1927;
  • Ханукаев X. М. , Плоткин М. И., Дагестанская народная музыка, Махачкала, 1948;
  • Керимов С. , Дагестанская АССР, в сб.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957;
  • Деятели музыкального искусства Дагестана. Сост. С. Агабабов, Махачкала, 1960;
  • Якубов М. , Творчество композиторов Дагестана, Махачкала, 1961.

Ссылки

Источник —

Same as Дагестанская музыка