Пинкас, Давид Цви
- 1 year ago
- 0
- 0
Аарон Цви Пропес ( ивр. אהרן צבי פרופס ; 25 мая 1904 , Митава — 10 января 1978 , Тель-Авив ) — еврейский (израильский) общественный и культурный деятель.
Родился в семье Мозеса Мееровича Пропеса (1873—?) и Фейги Крупман . В 1923 году в Риге стал первым председателем молодёжной сионистской группы « Бейтар », окончательно оформившейся после встречи участников с приехавшим в Ригу Владимиром Жаботинским и ориентировавшейся на его ревизионистские идеи . С возникновением аналогичных групп в нескольких соседних странах в 1928 году перенёс штаб-квартиру «Бейтара» в Польшу. В 1929 году в Варшаве прошёл первый съезд всех руководителей движения, на котором Жаботинский был избран его главой, а Пропес сохранил полномочия комиссара (фактического руководителя) и удерживал их до 1939 года , когда в связи с общей радикализацией движения и давлением на «Бейтар» со стороны « Иргуна » на смену Пропесу пришёл Менахем Бегин . Попутно в 1931 году окончил юридический факультет Карлова университета в Праге. В 1940-е гг. Пропес некоторое время занимался созданием и укреплением отделений «Бейтара» в США. Марк Зайчик в своей книге «Жизнь Бегина» характеризует Пропеса так:
Это был красивый выдержанный человек, строивший свою организацию как крепость, кирпич к кирпичу, прочно и надёжно. Он демонстрировал своим видом и поведением вежливость, корректность, даже отчуждённость. Прежде всего Пропес был хорошим администратором, организатором, а дальше — что и как получится. У него были знакомые, но друзей не было. К 1936 году Пропес организовал десятки тысяч молодых людей Восточной Европы в рамках движения, созданного Жаботинским .
В 1949 году Пропес обосновался в Израиле и получил должность в системе кабинета министров, в рамках которой отвечал за различные культурные проекты. Он выступил инициатором, основателем и первым руководителем трёх крупных культурных проектов, действующих в Израиле и по сей день: ( 1952 , первоначально Всемирный фестиваль еврейских хоров), Международного конкурса арфистов ( 1959 , в ознаменование 10-летия Государства Израиль ) и ( 1961 , первоначально Израильский фестиваль классической музыки). Как отмечает современный музыкальный критик,
Не будучи музыкантом, он был подлинным любителем музыки: редкое сочетание патриотизма в наивном, идеалистическом, неполитическом смысле слова и приземлённой практичности. Его целью было нанести Израиль на международную карту крупнейших музыкальных событий высочайшего уровня, чтобы заработать всемирный престиж для страны .