Interested Article - Фиатира

Карта реки Герм в античности, Фиатира находилась у реки Лик, которая являлась притоком реки Герм (правая часть карты).

Фиа́тира , Фиатиры , Фиатир ( др.-греч. Θυάτειρα ) — античный город на западе Малой Азии , сегодня его руины расположены на территории турецкого города Акхисар . В древности был одним из важнейших городов исторической области Лидия .

Дважды упомянут в Новом Завете , в частности раннехристианская церковь Фиатиры фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса .

История

Археологические раскопки показывают, что поселение на этом месте было ещё в III тысячелетии до н. э . Фиатира располагалась севернее Сард и в 60 километрах восточнее Пергама на территории Лидии вблизи с границей с Мисией .

По информации Стефана Византийского , имя городу было дано Селевком I Никатором , но более вероятно, что оно более древнего лидийского происхождения . При Селевкидах здесь была основана колония, город был перестроен и заселён солдатами . Затем Фиатира принадлежала Пергамскому царству , в 133 г. до н. э. была передана Атталом III вместе со всем царством Римской республике . В римский период большие работы в городе проведены при Веспасиане . Фиатира посещалась императорами Адрианом (123 г.) и Каракаллой (215 г.) . В 366 году при Фиатире состоялась между армиями императора Валента II и узурпатора Прокопия , закончившаяся разгромом узурпатора .

После падения Римской империи в 395 году Фиатира находилась под властью Византии . В XII веке начался приток племён турок- османов в Малую Азию , и Фиатира в течение двух столетий переходила от османов к Византии и обратно. В XIV веке Фиатира становится частью Османской империи после чего была переименована в Акхисар (турец. «Белый замок»).

Фиатира располагалась на перекрёстке важных дорог, что способствовало её превращению в важный торговый и ремесленный центр. Особое значение для города имело производство шерсти, тканей и пурпура . То, что в Фиатире производили пурпур, засвидетельствовано эпиграфически . Ткани пурпурного цвета окрашивали в Фиатире не с помощью пурпурных моллюсков , как в Тире , а с помощью корня марены красильной . Данное производство существовало в этом регионе до второй половины XIX века, когда было вытеснено анилиновыми красителями . Авраам Норов , побывавший в Фиатире в 30-х годах XIX века, пишет, что красильное производство до сих пор составляет главное занятие жителей Акхисара, причём большая часть продукции идёт в Россию .

В Фиатире, как и в других городах Малой Азии, существовала древняя христианская церковь; по свидетельству Епифания , в начале III века почти вся Фиатира была христианской . Церковь Фиатиры относится к одной из Семи церквей Апокалипсиса . Среди древних христианских епископов Фиатиры известны по именам Сер (325 г.), Фуск (431 г., принимал участие в Эфесском соборе ), Диамоний (458 г.), Василий (878 г.). Епархия Фиатиры была суффраганной по отношению к епархии Сард . После завоевания Фиатиры турками в 1313 году епархия была ликвидирована.

В начале XX века население Акхисара составляло 22 тысячи человек, из которых 14 тысяч были мусульманами , 7 тысяч — православными греками , 1 тысяча — армянами и евреями . В результате греко-турецкого обмена населением греческое население покинуло город, который стал с этого времени гомогенно турецким.

В Новом Завете

Фиатира дважды упомянута в Новом Завете .

Портик

Лидия из Фиатир

В Деяниях апостолов говорится, что в ходе своего второго миссионерского путешествия апостол Павел вместе со своим спутником Силой отплыл из Троады на корабле и прибыл в Македонию , впервые вступив на землю Европы . Город Филиппы стал, таким образом, первым европейским городом, где было проповедано христианство , а женщина родом из Фиатиры по имени Лидия — первым обратившимся в христианство европейцем .

Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас.( ).

Каменная плита с надписью на греческом

Переехав из Фиатиры в Филиппы, Лидия продолжала заниматься обычным и традиционным для её родных мест делом — торговлей пурпуром Синодальном переводе — «багряница») .

Деяния сообщают, что перед тем, как отплыть в Македонию, Павел и Сила посетили Мизию (Мисию) ( ). Поскольку Фиатира стояла на границе Лидии и Мисии, не исключено, что апостол Павел побывал в Фиатире, но это остаётся лишь предположением, поскольку Деяния не приводят список посещённых в Мисии городов.

Семь церквей Апокалипсиса

Фиатира — один из семи малоазийских городов, к христианским церквам которых обращается автор Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) во второй главе книги. В характерной для Откровения образной манере автор обращается к «ангелам» семи церквей с похвалами и порицаниями. К Фиатирской церкви обращено самое длинное обращение, где автор хвалит «дела, любовь, служение, веру и терпение», но порицает Фиатирскую церковь за равнодушие ко лжеучению некоей «жены Иезавели»:

И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное . Я дал ей время покаяться в любодеянии её, но она не покаялась. Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей её поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.( ).

Фонтан

Вне города Фиатира находилось языческое капище , посвящённое Сивилле Самбафе, возможно, именно это капище имеется в виду в Откровении под «Иезавелью» . Под «глубинами сатанинскими», вероятно, имеются в виду гностические учения .

Современное состояние

Археологические раскопки затруднены в связи с тем, что большая часть руин Фиатиры скрыта под современными жилыми районами Акхисара. Тем не менее, археологические работы, проводившиеся с 1960-х годов, частично открыли руины древней Фиатиры, которые сегодня являются туристическим объектом. Акрополь города расположен на холме. Христианская церковь, построенная на фундаменте языческого храма, в XV веке была превращена в мечеть .

Фиатирские епархии

Поскольку епархия Фиатиры была одной из древнейших и важнейших епархий ранней христианской Церкви, даже после ликвидации турками христианской епархии собственно в Фиатире, наименование «Фиатирская» остаётся в названии двух христианских епархий — православной и католической, несмотря на то, что обе они к современному турецкому Акхисару не имеют никакого отношения.

Основание колонны (?)

Православная Фиатирская архиепископия — архиепархия Константинопольского патриархата с центром в Лондоне . Она включает в себя Великобританию , Ирландию и Мальту . Кроме того, Фиатирский архиепископ является экзархом Западной Европы .

Католическая титулярная епархия Фиатиры в настоящее время вакантна. Последним по времени титулярным епископом Фиатиры был украинский грекокатолический епископ Мирон Дацюк в период, когда он служил викарным епископом Виннипега (1982—1991) .

См. также

Примечания

  1. Дворецкий И. Х. . А // Древнегреческо-русский словарь / Под редакцией члена-корреспондента Академии наук СССР проф. С. И. Соболевского. — М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — Т. 1.
  2. Ринекер Ф. , Майер Г. // Библейская энциклопедия Брокгауза . — Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. — 1226 с.
  3. . Дата обращения: 15 марта 2010. 10 февраля 2021 года.
  4. Э. Гиббон . История упадка и разрушения Римской империи . Гл. XXV
  5. И. Левинская. Деяния Апостолов: Историко-филологический комментарий. Главы 9—28. — СПб. : Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, Нестор-История, 2008. — С. 277-279. — 664 с. — ISBN 978-5-8465-0800-2 .
  6. Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. — СПб. : Тип. III Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1847. — С. 176. — 298 с.
  7. Дата обращения: 27 января 2015. 2 апреля 2015 года.
  8. . Дата обращения: 27 января 2015. 29 октября 2013 года.
  9. . Дата обращения: 27 января 2015. Архивировано из 11 марта 2015 года.
  10. . Дата обращения: 27 января 2015. 2 апреля 2015 года.
  11. . Дата обращения: 27 января 2015. 3 апреля 2015 года.
  12. . Дата обращения: 27 января 2015. 26 марта 2012 года.
  13. . Дата обращения: 27 января 2015. 12 июня 2020 года.
  14. . Дата обращения: 27 января 2015. 31 августа 2014 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Фиатира