Interested Article - Гейдельбергская читальня

Гейдельбергская читальня — читальный зал и дискуссионный политический клуб, открытый русскими студентами в Гейдельберге (Германия) в 1861 году и просуществовавший до начала Первой мировой войны .

Первым «главой» читальни был русский врач Владимир Игнатьевич Бакст (1835—1874). На протяжении десятка лет читальня являлась центром русского революционного студенчества. Располагалась она под крышей четырех-этажного дома на Мерцгассе. По воспоминаниям Ф. А. Степуна , читальня состояла из нескольких комнат, в главном «зале» на стенах были развешаны портреты русских писателей и «борцов за свободу», также имелась комната «Правления» и две задние комнаты были хранилищами книги и журналов .

В читальне собирались издания русского зарубежья, а также денежные средства. В частности, на деньги собранные среди посетителей, Николай Иванович Пирогов ездил в Италию, где сделал операцию Джузеппе Гарибальди . Важной деятельностью являлось литографирование и распространение политических воззваний и писем, особенно писем Огарева.

Главными управителями были братья Баксты, один из которых, Владимир, был выведен Тургеневым в «Дыме». «Если русский студенческий Гейдельберг и мог показаться к первой мировой войне настоящей кухней тлетворного социализма, то именно потому, что несколько десятилетий это место было убежищем выталкиваемой из России активной молодежи». Так написал о Гейдельберге историк и политический деятель Сергей Григорьевич Сватиков .

Существует письмо Николая Платоновича Огарева — В. И. Баксту и другим организаторам Гейдельбергской читальни .

В 1866 году по требованию Следственной комиссии под председательством M. H. Муравьева. Производилось расследование причин создания и деятельности конспиративной организации, участвовавшей в противоправительственной пропаганде и связанной с Герценом и Огаревым. Были произведены аресты начавшиеся с Александра Логиновича Линева , упоминания о котором оказались в бумагах каракозовца Ивана Худякова . В свою очередь, в бумагах Линева нашлись письма за 1862—1864 гг. его товарища, кандидата Петербургского университета С. Т. Константинова, а при аресте Константинова были найдены весьма резкие в политическом отношении письма того же Линева. У Линева, кроме писем Константинова, нашлись письма Н. И. Бакста, Я. В. Сабурова и др. Был выявлен круг учредителей и членов гейдельбергской «читальни». Были арестованы или вызваны в Следственную комиссию бывшие «гейдельбержцы» — А. Л. Линев, Вл. Нагель, Н. Л. Владимиров, Н. В. Альбертини , А. Ф. Стуарт , Г. С. Веселитский, С. Т. Константинов и др. Во время допросов Следственная комиссия установила ближайшую причастность к данному делу В. И. Бакста и В. Ф. Лугинина , в тот момент находившихся за границей. В фондах ЦГИАМ, под № 95, оп. 1, д. № 311 хранится дело: «Производство высочайше учрежденной под председательством генерала от инфантерии гр. M. H. Муравьева Следственной комиссии о лицах, участвовавших в деятельности русской читальни, устроенной в Гейдельберге. Александр Линев, Тимофей Константинов, Николай Владимиров, Владимир Бакст, Владимир Лугинин, Гаврило Веселитский, Николай Альбертини, барон Александр Стуарт, Владимир Нагель, Николай Неклюдов, Николай Дубровин, Павел Капнист и Петр Новицкий». Начато 17 мая 1866 г. Конечно 10 апреля 1868 г. На 511 листах. Там же находится еще одно дело ЦГИАМ, ф. 109, III Отд., 1-й эксп., 1866 г., № 222: «О лицах, бывших основателями или членами устроенной в Гейдельберге русской читальни, цель которой со стояла в распространении революционной пропаганды».

Существовал пропагандистский и революционный план Огарева, изложенным в его рукописи 1862 г. «Заграничные общества» и в двух литографированных письмах-инструкциях, обращенных к Владимиру Баксту и его товарищам. Письма были литографированы в конце августа — начале сентября 1862 г. Линевым в Мангейме (по его показаниям, в количестве 70—80 экземпляров). Они различными путями распространялись как самим Линевым, так и его корреспондентами за границей и в России.

Осенью 1862 года в читальне возникли несогласия по поводу приема в члены Н. Неклюдова, который вместе с Лугининым и учителем Модзалевским требовали преобразования закрытого клуба в читальню общественную, открытую всем русским за месячный взнос одного гульдена. Пошли споры, и противники этого требования были побеждены.

Огарев называл Гейдельберг и Лондон центральными пунктами, с которыми должны быть связаны все комитеты и революционные организации в России.

Впоследствии читальня стала называться «Пироговской читальней» и просуществовала до начала Первой мировой войны.

Примечания

  1. Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся. Т. 1. — Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1956.
  2. Литературное наследство. Т. 63. Герцен и Огарев. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1953.
  3. Литературное наследство. Т. 61. — 1953. — С. 502—511
Источник —

Same as Гейдельбергская читальня