Interested Article - Щагин, Александр Иванович

Алекса́ндр Ива́нович Ща́гин (19 августа 1898, с. Полянки Зарайского уезда Рязанской губернии — 28 апреля 1959, Москва ) — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (4.12.1958).

Биография

В 1918—1921 годах служил в Красной Армии . В 1921—1925 годах учился в Центральном техникуме театрального искусства ( ЦЕТЕТИСе ).

Актёр Московского театра Революции (1925—1943) и Московского театра драмы и комедии (1946—1959).

В 1925—1927 годах — член Ревизионной комиссии ЦК РАБИС . При Театре Революции выполнял обязанности секретаря парткома .

Александр Щагин в роли Вышневского («Доходное место», 1932)

Александр Щагин — высокий, мощный, фактурный артист. Среди его творческих удач в Театре Революции критик Самуил Марголин выделял роли Евдокима в «Поэме о топоре» Н. Ф. Погодина (1931), называя её «актёрским крещением» Щагина, Барабоссы в «Улице радости» Н. А. Зархи (1932); сам артист к этапным для себя работам относил также роли Томаса из «Гоп-ля, мы живём» Э. Толлера и Суварина из «Истории одного убийства» (1930), по пьесе М. Андерсона и « » об убийстве Сакко и Ванцетти — постановке, почти единодушно признанной критиками неудачной.

Творческой вершиной для Щагина стала роль Вышневского в возобновлённой в 1932 году постановке пьесы « Доходное место » по А. Н. Островскому . Критик А. А. Гвоздев на примере этой работы подчёркивает сильные стороны актёра, при этом тактично указывая на ограниченность его возможностей :

Устремление к большой обобщающей форме присуще и А. И. Щагину. И он тоже страшен в своей волчьей страсти к наживе, в своей тяжёлой поступи сановника, раздавливающего «мелких сошек», со своим бледным окаменелым лицом, освещаемым вспышками грубой, прямолинейной страсти. Когда наступает в финале пьесы катастрофа, и самоуверенность покидает Вышневского, ярко преображается вся его фигура, и кажется, что рушится тяжёлое тело раненого дикого зверя, столь долго являвшегося неуязвимым. Мощный облик бюрократа и взяточника создан без гротесковых черт, на крепкой реалистической основе, с громадной наблюдательностью и большой выразительной силой. Но некоторые черты «масочности» образа, известная скупость в нахождении индивидуальных, «случайных» черт напоминают о нашем недавнем театральном прошлом, когда обобщающая характеристика плакатного образца преобладала над заботой об индивидуализации типического характера.

Сцена из фильма « Золотой ключик » (1939). Актёры Александр Щагин ( Карабас-Барабас ) и Сергей Мартинсон ( Дуремар )

Роль Вышневского была сделана Щагиным при помощи Всеволода Мейерхольда , основателя и первого руководителя Театра Революции, поставившего «Доходное место» ещё в 1923 году, и Гвоздев отмечает проявившееся в этой работе влияние Мейерхольда на Щагина-артиста.

Актёры Театра Революции также занимались преподаванием в училище при театре. Александр Щагин был в числе преподавателей и даже руководителей начальных курсов. Впрочем, по воспоминаниям его ученицы, актрисы Веры Енютиной , для этой работы он совершенно не годился :

Актеры были разными и работали они по-разному, делясь с нами своим опытом. Не все они были педагогами, а иногда — и просто случайными, подчас невежественными людьми. Таким был и руководитель нашего 1-го курса актер А. Щагин — самый толстый, самый высокий из актеров — богатырь по виду и добрейший из людей. Ходил он вразвалку, перенося тяжесть тела медленно — с одной ноги на другую, как медведь, и, показывая нам, как ходит Джульетта , Офелия , Мария, все так же тяжело переваливался. Объясняя сущность образов Гамлета , Ромео , Чацкого и желая, наверное, подчеркнуть их мужественность, внутреннюю силу и страсть, он о каждом говорил одинаково — «Ну, такой… кобе-е-ел». Мы хохотали вместе с ним и прощали ему подобные суждения за его добродушие и любовь к нам, — он просто как тяжело ходил, так же тяжело и думал.

Александр Щагин снимался в кино и озвучивал мультфильмы. Наиболее известные роли — Карабас-Барабас в киносказке « Золотой ключик » (1939) и лакей в экранизации рассказа А. П. Чехова « Свадьба » (1944).

О работе с Щагиным сохранила воспоминания Ольга Шаганова-Образцова , исполнительница роли Буратино :

Каждый раз я начинаю смеяться, когда вспоминаю огромного Щагина-Карабаса, которому гримёр Шишков так залепил всякими наклейками физиономию, что от него остались одни глаза. Вспоминаю, как он мучился от жары в своих толщинках, как ездил в гриме и костюме на грузовике по улицам Ялты, как развевалась по ветру его двухметровая борода на радость ялтинским мальчишкам.

О. А. Шаганова-Образцова

Младший брат Александра Щагина – известный советский волейболист, заслуженный мастер спорта Владимир Щагин .

Александр Щагин скончался в 1959 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

Актёрская байка

Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях описывает случай, которому был свидетелем :

Играли пьесу Корнейчука «Правда» в Театре Революции. В самом начале пьесы в степи на полустанке встречаются два главных персонажа — крестьянин Тарас и рабочий Кузьма. Занавес пошёл, началось действие, и артист Александр Иванович Щагин, играющий рабочего Кузьму, знакомясь с крестьянином, спрашивает: — Как звать-то? И актёр произносит: — Кузьма. (То есть имя, которым зовут рабочего)…. Щагин самым решительным образом выходит из положения: — Нет, это я Кузьма, а ты Тарас.

Театральные работы

Театр Революции :

Московский театр драмы и комедии :

Фильмография

Озвучивание мультфильмов

Избранные публикации

  • Щагин А. И. Театр сегодняшнего дня: Беседа // Северный рабочий . — 1927. — 18 мая.
  • Щагин А. И. О взаимном культшефстве // . — 1928. — № 45 . — С. 724 . (Театр Революции и « Трёхгорка »)
  • Щагин А. И. и др. К десятилетию Театра Революции. Заметки // Рабис . — 1932. — № 33-34 . — С. 5-10 .
  • Щагин А. И. О театре и о себе // Московский Театр Революции. 1922-1932. — М. : Издательство Мособлисполкома, 1933. — С. 192-195 .
  • Щагин А. И., Ханов А. А. На берегу Белого моря // Рабис . — 1934. — № 12 . — С. 45 . (Гастроли театра)
  • Щагин А. И. Шаман — князец (из заметок «„Умка — Белый медведь“. Премьера в Театре Революции») // Магнитогорский рабочий . — 1935. — 23 июля.
  • Щагин А. И. Развернуть большевистскую самокритику // Советское искусство . — М. , 1937. — 11 марта.
  • Щагин А. И. Нерушимый союз (из заметок «К выборам в Верховный Совет СССР») // Советское искусство. — М. , 1937. — 12 декабря.

Примечания

  1. — 2003.
  2. , с. 14.
  3. Гвоздев А. А. 1923. Доходное место. Театр Революции // А. Н. Островский на советской сцене / под общей ред. Е. Г. Холодова. — М. : Искусство , 1974. — С. 26-30 .
  4. , с. 195.
  5. Вера Енютина. Роли и жизнь. — Монтерей , Калифорния : Andrew Tregubov, 1985. — С. 21—22. — 198 с.
  6. Шаганова-Образцова О. А. «Золотой ключик». Записки Буратино. — М. : , 1939. — С. 30. — 32 с.
  7. Владимир Щагин. «Верность времени – верность себе». — М. : «Физкультура и спорт», 1987. — С. 38, 46–47. — 208 с.
  8. Розов В.С. Удивление перед жизнью. Воспоминания. — М. : АСТ, 2014. — 640 с. — ISBN 978-5-17-080186-2 .
  9. , с. 104-105.
  10. , с. 194-195.
  11. , с. 20.
  12. , с. 18.
  13. , с. 23.
  14. , с. 35.
  15. , с. 37.

Литература

  • Московский театр Революции / ответственный редактор И.С.Зубцов. — М. : Мосгорлит, 1935. — 40 с.
  • Марголин С.А. Актёры Театра Революции // Московский Театр Революции. 1922-1932. — М. : Издательство Мособлисполкома, 1933. — С. 89-122 .
Источник —

Same as Щагин, Александр Иванович