Махмудов, Махмуд Гаджулаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Махмуд Гисамутдинович Максу́д ( тат. Мәхмүд Гыйсаметдин улы Максуд ; 2 (15) января 1900 , д. Верхние Кибя-Кози — 10 ноября 1962 , Москва ) — татарский советский писатель.
Махмуд Максуд родился 2 (15) января 1900 года в деревне Верхние Кибя-Кози (ныне Тюлячинский район Татарстана ) в семье сельского муллы . Первоначальное образование получил в медрессе . До 1919 года учился в семинарии в городе Малмыже . В годы Гражданской войны служил добровольцем в Красной армии . Окончил литературное отделение I МГУ и Коммунистический университет трудящихся Востока . С 1919 года — член ВКП(б) .
Литературную деятельность начал с первых лет Октябрьской революции , печатался с 1918 года (очерк «Приближается праздник») . Его перу принадлежит ряд стихотворений в прозе и рассказы, напечатанные в разных журналах и впоследствии в трёх его сборниках — «Безнен Чачакляр» (Наши цветы), «Яз Джыры», «Конны божралар» .
Первые произведения Максуда насыщены идеей борьбы против религиозного дурмана и обманов, главным образом против рабства и гнёта феодалов, восточных баев и духовенства, против старого быта. Но эта борьба дана в отвлечённых образах. Восточным ханам, баям, феодалам и духовенству Максуд противопоставляет обездоленных, оскорблённых, угнетённых, обманутых, жалких людей. В своих лирических произведениях он выражает их гнев и жажду мести по отношению к старому миру, их восторг и торжество перед наступающей зарей — победоносной революцией. Среди персонажей ранних произведений Максуда часто встречаются обманутые, жалкие восточные девушки, темная голодающая восточная молодежь, обманутый сын муллы, нищие, слепой музыкант и тому подобные. Отношение к старому миру и к революции сначала преимущественно выражается у Максуда в образах, связанных с понятиями религии. В дальнейшем творчестве Максуда нить религиозных образов все больше уступает место картинам природы — волнам, бурям, весне .
Основной жанр Максуда в 1920-е годы — стихотворения в прозе — заимствован у восточных поэтов-символистов . Позднее также выступал как очеркист , мастер лирических этюдов, литературный критик и переводчик .
Принимал участие в Великой Отечественной войне , был корреспондентом фронтовой газеты «Советский воин» . В поздних произведениях писал о советских людях, развитии промышленности и братстве народов страны: «Новый город и его люди» (1949), «Наши меховщики» (1952), «На вахте мира» (1955) и другие. В 1963 году посмертно вышла его книга воспоминаний о Мусе Джалиле «Дорогие минуты» .
Перевёл на татарский язык Коммунистический манифест , произведения А. С. Пушкина , романы « Рудин » И. С. Тургенева , « Война и мир » Л. Н. Толстого , « Мать » М. Горького , поэмы Н. А. Некрасова , « Фауст » И. В. Гёте , повесть «Кола Брюньон» Р. Роллана , роман «Семья Оппенгейм» Л. Фейхтвангера , поэму « Лейли и Меджнун » Низами и другие .
В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — М. Джалилов — умер в 1944 году.