Адигамов, Мухаметдин Камалетдинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Шариф Камал ( тат. Шәриф Камал , урожд. Шариф Камалетдинович Байгильдеев ( тат. Шәриф Камалетдин улы Байгилдиев ); 15 (27) февраля 1884 , Татарская Пишля , Инсарский уезд , Пензенская губерния , Российская империя — 22 декабря 1942 , Казань , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский татарский писатель, драматург, публицист и переводчик, общественный деятель, один из крупнейших представителей татарской литературы начала XX века и основоположников социалистического реализма в татарском национальном искусстве.
Автор новелл, рассказов и фельетонов, повести «Чайки» ( тат. Акчарлаклар ), романов «Когда рождается прекрасное» ( тат. Матур туганда ) и «Твердой поступью» ( тат. Ныклы адымнар ), пьес и циклов стихотворений. Переводил с русского на татарский язык произведения Николая Гоголя (« Мертвые души ») и Михаила Шолохова (« Поднятая целина »).
Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1940). Награждён орденом Ленина (1940).
Шариф Камал родился 15 (27) февраля 1884 года в селе Татарская Пишля Инсарского уезда Пензенской губернии . Ныне село относится Рузаевскому району Мордовии . Отец, Камалетдин Файзуллович Байгильдеев, был потомственным муллой , а мать, Зулейха Идрисовна, также происходила из семьи мусульманских религиозных деятелей . Считается, что Камалетдин мулла, требовательный и строгий человек, был сторонником кадимистских взглядов и хотел привить их своим трем сыновьям . Шариф был средним сыном. Его старший брат Гимади и младший брат Абдулла Байгильдеевы продолжили духовную карьеру отца .
Начальное образование Шариф получил сначала в школе в родном селе, а с ноября 1896 года учился в медресе села Алтары под руководством дамеллы Юсуфа Сайфуллина . Здесь происходит его первое знакомство с зачатками светского образования: он испытывает влияние брата руководителя медресе Газиза Сайфуллина, выписывавшего газету « Терджиман » . Тем не менее, система обучения в Алтарском медресе ( тат. Ләбәжә мәдрәсәсе ) была построена на кадимистских, консервативных началах, что постепенно перестало удовлетворять молодого человека.
В перерывах между учебой, в летнее каникулярное время, Шариф участвует в строительстве участка железной дороги между Рузаевкой и Голицыном . Весной 1901 года он уходит из медресе. Осенью того же года нанимается приказчиком к торговцу Ахсану Анненкову и уезжает вместе с ним в Ригу . Участвует в торговых делах купца и позже работает в Одессе , Батуми и Трапезунде .
Мечтавший получить высшее образование, Шариф, не имея на руках нужных средств и документов, в 1901 году приезжает в Стамбул . Здесь он становится вольнослушателем в (высших педагогических курсах). Окончив два курса в сложных материальных условиях, он покидает Турцию и отправляется в Каир для учебы в университете Аль-Азхара . Однако уже через год он возвращается в Россию.
В 1903 году женится на односельчанке Хаят Фахретдиновне, но довольно быстро обстоятельства вынуждают его покинуть семью и уехать на заработки. В 1903-1904 годах Шариф работает на угольных шахтах Донбасса (известно, что он был забойщиком в Щербинском руднике Екатеринославской губернии ) , нефтепромыслах Кавказа и рыбных промыслах Каспия . События, происходившие в это время и многочисленные люди, с которыми встречался Ш.Камал, позже становятся основой для многочисленных рассказов и повести «Чайки». Так, жизнь шахтеров Щербинского рудника легла в основу рассказа «В Вороньем гнезде» ( тат. Козгыннар оясында ), позже переработанного в одноименную пьесу. Отмечается, что в этот период он посещал собрания и митинги рабочих, а также продолжал заниматься самоообразованием .
В 1905 году по приглашению и при поддержке старшего брата Гимади Байгильдеева переселяется в Санкт-Петербург . Гимади, получивший отличное религиозное образование, смог ранее перебраться в столицу империи, преподавал в медресе и пользовался большим доверием гарнизонного ахуна Атауллы Баязитова . Под протекцией Баязитова, Гимади тоже готовился к карьере военного ахуна . В 1912 году его назначают имамом татарской мечети в Армавире , а с 1915 года он становится по совместительству ахуном Кавказского военного округа .
Под влиянием старшего брата, Шариф начинает участвовать в религиозной и общественной жизни татар Санкт-Петербурга. Он также становится учителем татарской школы и уже с сентября 1905 года сотрудничает с первой официальной татарской газетой Российской империи « » (Луч) .
В Петербурге начинается творческая жизнь Шарифа Камала. В «Нур» выходят первые публикации молодого литератора — это стихи и фельетоны. В них звучит протест против деспотизма, невежества и призыв к просвещению и распространению культуры. В 1906 году первые стихи Ш.Камала выходят отдельным сборником «Голос» ( тат. Сада ) .
После возвращения в родную деревню Пишля в 1907 году , Шариф Камал прилагает много усилий для упорядочения преподавания в местной школе, оказывает педагогическую и методическую помощь учителям соседних школ . На определенное время наступает пауза в его литературной деятельности, которая прерывается уже в 1909 году с выходом рассказа «Пробуждение» ( тат. Уяну ) в оренбургском журнале «Шура ».
Переезд с семьей в Оренбург в 1910 году превращает Шарифа Камала в профессионального литератора. Он оказывается в этом городе по приглашению Фатиха Карими и Закира Рамиева, возлагавших большие надежды на писательский талант Шарифа Камала . Он работает счетоводом и корректором в редакциях журнала «Шура» и газеты «Вакыт», одновременно продолжает регулярно писать новеллы, фельетоны и рассказы. В 1914 году газета «Вакыт» издает его сборник рассказов, объединенных под названием «Группа рассказов» ( тат. «Хикәяләр төркеме» ). Через год выходит повесть «Акчарлаклар» и пьеса «Хаджи эфенди женится» ( тат. «Хаҗи әфәнде өйләнә» ).
В конце января 1918 года газета «Вакыт» и журнал «Шура» закрываются, а типография и бумага конфисковываются местными большевистскими властями в Оренбурге . Чуть позднее закрывается газета «Яңа вакыт» ( Новое время ), которая издавалась с 1 ноября 1917 года «Торговым домом З.Даминова и М.Галяутдинова» . В этой газете, задуманной в качестве альтернативе закрывающегося «Вакыт», Шариф Камал, наряду с Фатихом Карими , участвует в качестве постоянного автора и редактора.
В ноябре 1919 года Шариф Камал вступает в партию большевиков . В годы революции и вплоть до 1925 года он живет в Оренбурге и ведет обширную общественную деятельность. За этот период он успевает стать журналистом, сотрудником, ответственным редактором местных газет «Яңа вакыт» ( Новое Время ), «Эшчеләр дөньясы» ( Мир рабочих ), «Кызыл Йолдыз» ( Красная Звезда ), «Сабан» ( Плуг ), «Юл» ( Путь ).
В 1919—1920 годах работает заведующим татарской библиотеки имени Исмаила Гаспринского . Вскоре Шариф Камал становится преподавателем Татарского института народного образования (ТИНО), созданного на основе бывшего медресе « Хусаиния ». ТИНО становится своеобразным центром татарской научной и образовательной жизни региона. Здесь собираются такие деятели, как , Фатих Карими , и другие . Среди студентов ТИНО оказывается и Муса Джалиль .
Летом 1921 года Шариф Камал участвует в создании сельскохозяйственной коммуны в деревне Нижние Чебеньки современного Сакмарского района Оренбургской области. Писатель переезжает туда вместе с семьей и несколько лет живет в селе, работает в коммуне, участвует в организационных процессах . История создания и жизни коммуны положена в основу сюжета известного романа Шарифа Камала «Когда рождается прекрасное», вышедшего в 1937 г. Для сбора дополнительных материалов по истории коммуны он возвращается в эти края 1936 году .
Опыт организаторской работы Ш. Камала находит применение в педагогической сфере: с 13 марта 1923 года он работает заведующим детского дома №18, а после его объединения с другими учреждениями с 1 октября того же года назначается директором татарской школы имени Ильича в Оренбурге .
Постепенно возобновляется творческая деятельность писателя. С января 1924 года в Оренбурге начинается выпуск газеты «Юл» ( Путь ) — органа Казахстанского крайкома РКП(б ) . Шариф Камал становится активным автором газеты, редактором которой был его ученик . 6 августа 1924 года газета начинает выходить под названием «Сабан» ( Плуг ).Через год обязанности ответственного редактора газеты переходят на Ш.Камала. Здесь он работает до самого закрытия издания в 1925 году .
Наконец, в 1925 году по приглашению Татарского обкома РКП (б), Шариф Камал со своей семьей переезжает в Казань и назначается заведующим партийного отдела в газете « Кызыл Татарстан ».В Казани начинается новый, бурный период его творчества. Уже в 1926 году издается его первый роман «На заре» ( тат. «Таң атканда» ) , а в татарском театре ставится спектакль «Хаджи эфенди женится».
Творческая деятельность писателя шла параллельно со службой в различных учреждениях и общественной работой. После ухода из газеты, он трудится ученым секретарем (1927—1928), далее назначается инспектором Главлита при Наркомпросе ТАССР (1928—1932), заведующим литературной частью Татарского Академического театра (1933—1935).
В 1929 году участвует в экскурсии татарских писателей и деятелей культуры в южных областях СССР: в составе группы посещает Астрахань , Махачкалу , Баку , Тбилиси , Харьков , Ялту . 15 сентября 1929 года встречается с М. Горьким . Спустя 5 лет вновь встречается с Горьким во время Первого Всесоюзного съезда советских писателей .
С 1935 года Шариф Камал вел жизнь профессионального писателя. В 1937 году закончил роман «Когда рождается прекрасное» ( тат. «Матур туганда» ), ставший одним из важнейших произведений социалистического реализма в татарской литературе.
В марте 1940 года отмечался 30-летний юбилей творческой деятельности Ш. Камала. Писатель стал депутатом Казанского городского Совета , 26 марта 1940 года получил звание заслуженного деятеля искусств ТАССР. В том же году награждается Орденом Ленина .
22 декабря 1942 года Шариф Камал умирает в своей квартире в Казани после недолгой болезни.
Творческая биография Шарифа Камала начинается с поэзии и художественной публицистики. Первые стихи Ш. Камала были опубликованы в 1905 году татарской газете «Нур», выходившей в Санкт-Петербурге. Через год в типографии этой же газеты издается первый сборник его стихов «Сада» (Голос). Не все стихотворения сборника были зрелыми в художественном плане, но это был отклик автора на революционные события 1905 года и состояние татарского общества того времени.
В 1909 году появляется рассказ «Пробуждение». Он знаменует собой новое начало творчества писателя. Рассказ выходит в оренбургском журнале «Шура». После этого рассказа в течение последующих 7 лет в Оренбурге Ш.Камал написал ряд статей и фельетонов на общественно-политические темы, более 30 новелл и рассказов, повесть «Чайки» о рыбаках и рабочих каспийских рыбных промыслов и комедию «Хаджи эфенди женится» .
Короткие рассказы (иногда обозначаются как новеллы) оренбургского периода жизни писателя стали основой психологической прозы в татарской литературе. Герои этих произведений, а как правило, это простые люди, изображаются в пограничном состоянии, в моменты прохождения нравственных испытаний и прозрения . В рассказах присутствует и историко-социальный детерминизм , который служит передаче трагизма существования человека как представителя татарской нации. В тоже время они выходят за рамки реализма, потому что автор в качестве предмета художественного изображения выбирает явления подсознания. Исследователь отмечает, что Шариф Камал активно пользуется приемами импрессионистской эстетики: « потоком сознания », фрагментарностью и монтажностью композиции произведения, символизацией .
Тематически новеллы Шарифа Камала охватывают спектр проблем жизни татарского общества начала XX столетия: права женщин, сложности системы образования, несправедливость в капиталистическом устройстве общества, проблема интеллигенции . В этих произведениях он зачастую задается вопросами о счастье, попытках простого человека найти свое место в жизни . Все же на первый план в рассказах этого периода выходят память человека, его душевные переживания и состояния. Эти произведения оказали сильнейшее воздействие на татарскую прозу начала XX столетия, обеспечили проникновение психологического анализа в полотно реалистического или романтического изображения .
Тема труженика и гуманистического отношения к рабочему раскрывается в повести «Чайки», опубликованной в виде отдельной книги в 1915 году. Произведение местами автобиографично и навеяно воспоминаниями о рыбацкой жизни самого автора. В среде простых рыбаков Каспия Камал находит мир глубоких и сильных чувств. Его герои – люди духовное сильные, влюбленные в жизнь несмотря на тяжелые условия среды . В повести рисуется картина искренней и чистой любви между рабочим Гарифом и работницей Газизой. Но нищета и социальные проблемы становятся преградой на пути к счастью. Из-за нужды Гариф покидает рыболовецкий промысел, и в конечном счете, ему не удается вернуться назад, за любимой Газизой.
Море и чайки над ним — эмоциональный фон повести. Шариф Камал возвращается к этому образу почти в каждой главе . В «Чайках» ярко отражается импрессионистский стиль Шарифа Камала: написание короткими предложениями, внезапность начала рассказа. Повесть начинается с красивой романтической метафоры «Море смеется!». Этот стиль сохраняется и в описании взаимоотношений молодых героев — Гарифа и Газизы. «Гариф повернулся к Газизе. Она стояла совсем близко. Несколько секунд прошло в молчании. Гариф растерялся от такой встречи с глазу на глаз. Может быть, он навсегда прощается с ней. Говорить о любви было поздно, уйти, ничего не сказав, — невозможно» .
Основным творческим методом в дооктябрьском творчестве Камала остается реализм, при этом наиболее активным образом используются приемы импрессионистской литературы и психологизм . На характер произведений Ш.Камала оказало влияние творчество А.М. Горького — в вопросе построение образов простых людей; проза А.П. Чехова — в стремлении уловить нюансы в психике человека. Некоторые новеллы писателя были навеяны опытом чтения турецкой литературы, в основном, рассказов Халида Зия Ушаклыгиля . В языковом плане писатель совершает переход с «старого» литературного языка на татарский литературный язык, приближенный к народному языку. На стиль и язык его текстов сильное влияние оказала турецкая литература и западный (мишарский) диалект татарского языка .
После Октябрьской революции Камал создал роман «Таң атканда» (На заре) о революции, «Матур туганда» (Когда рождается прекрасное) о деревне 1920-х годов. Также им были созданы драматические произведения «Ут» (Огонь), «Козгыннар оясында» (Воронье гнездо), «Таулар» (Горы), «Томан арты» (За туманом).
В годы Гражданской войны Ш.Камал занимается широкой общественной работой. В начале 1920-х появляются новые рассказы, в которых уже намечается тема рождения новых людей. В дальнейшем идея «рождения прекрасного» становится лейтмотивом всего последующего творчества. Так, в рассказе «Комсомолец Хайри» 1924 года повествуется о формировании нового человека под влиянием быстро развивающихся исторических событий. Хотя в этом рассказе много схематичного и эскизного, и ему не достает прежней поэтичности текстов Камала, рассказ все же свидетельствует о глубоком понимании автором реалий эпохи и умении ярко освещать новую веху в художественных образах . В таком же направлении будет написан рассказ «Деревня прекрасно думает» (1925—1926 годы).
В 1926 году выходит роман «На заре», в котором вновь встречаются герои из повести «Чайки», но уже выросшие на волне революционных событий. Однако основным героем нового романа является Мухтар Булатов — рабочий-революционер, с 15 лет влившийся в отряд промышленных рабочих. Рабочие и революция, отношение татарской интеллигенции к советской власти и неизменный вопрос о счастье — вот основные проблемы, поднимаемые в романе . «На заре» считается первым в татарской литературе историко-революционным романом, написанным с позиций социалистического реализма .
Крупнейшей прозаической работой Шарифа Камала стал роман-эпопея «Когда рождается прекрасное». История написания романа начинается с 1930 года, однако был он закончен в 1937 году и задумывался как первая книга из серии романов о жизни татарского общества после октября 1917 года. Всего было задумано 5 романов :
Несмотря на то, что из задуманной эпопеи была полностью написана только первая книга, роман «Когда рождается прекрасное» считается законченным произведением, в котором завершаются основные события и разрешается основная проблема. Литературоведами данный роман рассматривается как одно из главных произведений, «побед» татарского социалистического реализма . Он посвящен созданию сельской коммуны в Оренбургском крае и противостоянию деревенской бедноты и кулаков. Интересно, что сюжет построен на событиях, в которых Шариф Камал сам принимал участие.
В 1939—1940 годах в литературном журнале «Совет әдәбияты» были напечатаны главы продолжения первого романа — романа «Твердой поступью». Здесь повествование продолжается в обстановке города, а одним из героев становится Ахмет — директор детдома. Однако роман не был закончен .
В 1915 году Шариф Камал написал свое первое драматургическое произведение — комедию «Хаджи эфенди женится». Сюжет комедии построен на противопоставлении лицемерного старика Юнуса-хаджи и молодых, прогрессивно настроенных представителей общества. После этой комедии надолго прерывается драматургическое творчества Ш.Камала. К этому жанру он возвращается уже в Казани после 1925 года.
Драматические произведения Шарифа Камала ярко откликаются на основные события жизни 1920-1930 годов. Драма «Огонь» 1928 года — первая пьеса писателя, законченная после революции. Герой драмы Рауф Муратов, бывший рабочий, ставший при советской власти крупным хозяйственником, попадает в сети «классового врага» и гибнет, потерпев крах. Пьеса показывает, как личные симпатии и родственные связи героя вступают в противоречие с общественными интересами и вызывают в нем мучительные переживания . Пьеса стала важной вехой на пути развития татарской социально-психологической драмы.
После поездки в поселок Бондюг в 1930 году , он пишет драму «Горы», где показывается судьба коллектива целого завода, оказавшегося под угрозой закрытия. Эта пьеса оказалась не самой удачной работой Шарифа Камала. Отмечается, что «рыхлость композиции и схематичность ряда персонажей заметно снизили уровень ее художества» .
В 1934 году выходит драма «Габбас Галин» (другое название — «За туманом»). Ее главный герой — молодой инициативный инженер Казанского мехового комбината. Конфликт построен на столкновении с торговым агентом комбината Талиповым, совершающим махинации с мехами.
Пьеса Шарифа Камала «В Вороньем гнезде» была создана на основе его же одноименного рассказа. События драмы охватывают период подготовки революции 1905 года и разворачиваются на фоне каменноугольных шахт Екатеринославской губернии. Пьеса была переведена на русский язык Ильясом Кудашевым-Ашказарским и поставлена в русском театре Казани .
В 1940 году на основе романа «Когда рождается прекрасное» Ш.Камал создает одноименную пьесу. Основу драматического конфликта составляет борьба жителей коммуны против шайки Амирджана.
В библиографии писателя присутствуют незаконченные драматические произведения: драма «Сомнение», комедия «Седёлка», драмы «Шестая башня», «Узлы» и «Сафура» . Из них «Сафура» — одна из самых последних работ Ш.Камала .
На протяжении всей творческой жизни Шариф Камал написал и опубликовал десятки разных статей, рецензий и фельетонов. Его сатирические заметки и фельетоны выходили в татарских газетах «Нур», «Вакыт», «Сабан» и журналах «Шура» и «Кармак», а также в советских печатных изданиях Казани. Как журналист, он активно участвовал в работе газеты «Вакыт» в 1910—1917 годах, а в 1919—1925 годах был сотрудником и редактором различных советских газет Оренбурга.
Первая публицистическая статья Ш.Камала под названием «Взгляд на положение нации» появилась в первом номере первой официальной татарской газеты «Нур» 2 сентября 1905 года. В дальнейших номерах газеты вышли еще несколько статей Камала.
Позднее на страницах оренбургского издания «Вакыт» Камал публиковал фельетоны и статьи, критикующие политических деятелей, отдельных представителей духовенства и различные события. Так, в 1910 году вышла статья «Письма из деревень». Здесь он комментирует присланные в редакцию письма, показывая большое количество жалоб на действия мулл, старшин и старост. В фельетоне «Из писем о школах» рассказывает о фундаментальных проблемах деревенских школ. В 1912 году, когда отмечалось 100-летие Отечественной войны , он публикует патриотическую статью «Праздник войны» .
Последняя публицистическая работа Ш.Камала — статья «Враг должен быть уничтожен». Он был опубликован спустя два дня после смерти писателя, 24 декабря 1942 года в газете «Кызыл Татарстан» .
Еще будучи автором в газете «Нур», Шариф Камал перевел и опубликовал на страницах газеты рассказ «Гөнаһ шомлыгы» с английского языка . Также Ш.Камал первым перевёл на татарский язык роман « Поднятая целина » М. А. Шолохова . Произведение было издано в 1934 году Татарским книжным издательством под названием «Күтәрелгән чирәм». В архиве писателя хранятся перевод поэмы « Мертвые души» Гоголя .
Похоронен на Татарском кладбище в Казани рядом с могилой Габдуллы Тукая, Хусаина Ямашева и других деятелей татарской культуры начала XX века . Могила писателя в 1961 году была включена в реестр памятников культурного наследия Республики Татарстан .
В Казани в составе Национального музея Республики Татарстан с 29 января 1950 года работает музей-квартира Шарифа Камала , а дом, в котором находится музей, с 1959 года включен в свод памятников культурного наследия ТАССР. В здании, где Шариф Камал проживал с 1928 по 1942 год, установлена мемориальная доска. В школе в родном селе писателя также работает музей Ш.Камала.
В 1940 году именем Шарифа Камала названа была названа Нагорная улица в Бауманском районе Казани, однако вскоре ей название было старое название, а решением горисполкома № 917 от 4 декабря 1953 года его именем была названа бывшая Старо-Вахитовская улица в Сталинском районе Казани.
Также его именем названы улица и школа в селе Татарская Пишля Республики Мордовия, а также улицы в городах Зеленодольске , Мамадыше и в селе Большой Кукмор Кукморского района Татарстана.
С 2020 года Министерством культуры Республики Татарстан , Национальным музеем и музеем истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала вручается литературная премия Ш.Камала для молодых писателей и переводчиков .