Interested Article - Проколл
- 2020-12-19
- 2
Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории (Проколл) — творческая группа, организованная в 1925 году группой композиторов по инициативе А. А. Давиденко , ставившая целью создание новых форм пролетарской музыки.
«Проколловцы» выступали и против эстетских, узкоакадемических тенденций, распространённых в то время в среде композиторской молодёжи, и против упрощенчества в поисках музыкального языка. Они стремились воссоздать в звуках образы советской действительности, понятные массовому слушателю.
Из сочинений членов «Проколла» широкую известность получили песни: А. Давиденко —- «Конная Будённого», «Первая конная» (на слова Н. Асеева ), «Нас побить, побить хотели» (на слова Д. Бедного ); В. Белого — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (на слова Н. М. Минского ); М. Коваля — «Юность» (на слова И. Френкеля ); Б. Шехтера — «Железными резервами» («Молодая гвардия») (на слова С. М. Третьякова). Давиденко написал также музыку к хорам «Улица волнуется» (слова И. Грузинова и М. Шорина) и «На десятой версте от столицы» (слова П. К. Эдиет). Известность в то время получили вокальные циклы: М. Коваля — «О Ленине» (на слова Д. Бедного), Б. Шехтера — «Когда умирает вождь» (на слова В. В. Каменского ), В. Белого — «26» (памяти бакинских комиссаров) (на слова Асеева). Наиболее значительным коллективным сочинением «проколловцев» стала первая советская оратория «Путь Октября».
В 1928 году основная группа членов «Проколла» вошла в ассоциацию пролетарских музыкантов ( РАПМ ).
За время своего недолгого существования (1925—1929), «Проколл» сыграл важную роль в творческом становлении многих молодых композиторов, в числе которых были его члены Н. К. Чемберджи , З. А. Левина , ; а также А. И. Хачатурян , Д. Б. Кабалевский , И. И. Дзержинский . Большое внимание уделялось массовой песне и многоголосному хоровому исполнению . Члены «Проколла» явились создателями многих замечательных советских песен, в числе которых «Орленок» В. Белого на стихи Я. Шведова . А. Н. Сохор писал:
В истории советского песенного искусства эти композиторы оставили значительный след. Они первыми провозгласили массовую песню равноправным и важным жанром «серьёзного» композиторского творчества, первыми стали систематически заниматься ею, пытливо отыскивая новые пути её развития
Примечания
- ДАВИДЕНКО Александр Александрович // Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка . — 1990.
Литература
- Ямпольский И. М. «Проколл» // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. — Т. 4. — С. 450.
Ссылки
- 2020-12-19
- 2