Грибков, Павел Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Павел Федорович Дарманский ( 1928 , , Одесская область , УССР , СССР — 2002 , Киев) — советский и украинский религиовед, кандидат богословия (1956 г.), отказавшийся от сана священника. Известен своей деятельностью в области научного атеизма , вёл активную борьбу с религией в виде выступлений в печати, издал ряд книг.
Родился в 1928 году в семье крестьянина села Петровка Любашевского района Одесской области УССР. Родители Федор Артемович и Юстина Сидоровна были глубоко верующими людьми. Учился в начальной сельской школе. В октябре 1937 года его отец был необоснованно репрессирован за уклонение от вступления в колхоз.
Пережил немецкую оккупацию в ходе войны , после освобождения работал в колхозе.
После неудачной попытки поступления в Одесское мореходное училище сблизился с евангелистами и вскоре возглавил местную общину христиан евангельской веры . Священство РПЦ прислало к нему на диспут выпускника Одесской семинарии Евграфа Дулумана, который порекомендовал религиозному юноше получить церковное образование [ источник не указан 1147 дней ] .
Павел вернулся в православие и осенью 1947 года поступил в Одесскую духовную семинарию . Учился с большим успехом, окончив семинарию в 1951 году с отличием и вместе с Василием Стойковым был направлен в Ленинградскую духовную академию . В ходе обучения у него возникли первые сомнения относительно правильности выбора при наблюдении неприглядных сторон жизни священства. Они усилились при известии о том, что задушевный друг Евграф Дулуман в 1952 году объявил о разрыве с церковью. Тем не менее Дарманский закончил МДА в 1955 году со степенью кандидата богословия , защитив диссертацию на тему «Письма св. Василия Великого как источник сведений о его жизни и деятельности» под руководством Льва Парийского .
6 марта 1955 был рукоположен в сан дьякона , 26 мая 1955 рукоположен в сан священника. Служил в Никольском кафедральном соборе, затем в церкви Смоленской иконы богоматери на Васильевском острове. Понаблюдав за работой коллег (пьянство, хапужество) сильно разочаровался в православии. Изучая священное писание, нашёл там множество противоречий, начал изучать научную и атеистическую литературу.
В июле 1957 был участником VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов , проходившего в Москве, как представитель РПЦ . Здесь встретился с Е. Дулуманом и под воздействием душевных разговоров пришёл к окончательному решению о разрыве с церковью. Контакты с атеистом стали известны в епархиальном управлении и осенью Дарманского отправили служить в захудалое село Зажупанье Осьминского района .
После возвращения в Ленинград Дарманский окончательно принял решение уйти из РПЦ, хотя встретил ожесточённое сопротивление со стороны родственников. Был переведён на службу в церковь праведного Иова на Волковском кладбище [ источник не указан 1147 дней ] .
11 февраля 1958 года написал заявление уполномоченному Совета по делам РПЦ В. Ф. Федосееву об «окончательном разрыве» с религией . Вскоре в «Комсомольской правде» было опубликовано его антирелигиозное письмо «Жизнь оказалась сильней» . Затем последовали другие многочисленные выступления («Атеизм побеждает» // Сталинградская правда 2.09.1958; «Почему я порвал с религией» // Сталинградская правда. 12.04.1958 и др.).
30 декабря 1959 года вместе с Александром Осиповым , Николаем Спасским и другими был официально извергнут из сана Священным синодом Русской православной церкви .
Переехав в Киев к Дулуману , стал вскоре научным сотрудником историко-культурного заповедника Киево-Печерская Лавра . В 1961 издал автобиографическую книгу «Побег из тьмы». В 1959 стал членом общества «Знание», в 1974 вступил в Союз журналистов СССР . Написал ряд научно-популярных книг и сатирических пьес. В 1989 успел выпустить в украинском Политиздате расширенную автобиографическую книгу «За іконостасами вівтарів». Работал старшим редактором в республиканском издательстве. Дружбу с земляком Е. Дулуманом сохранил до конца жизни.
Умер в 2002 году в Киеве .