Interested Article - Мелодия ля-минор

Мелодия ля-минор музыкальное произведение украинского композитора Мирослава Скорика , написанное им для фильма «Высокий перевал» по заказу кинорежиссёра Владимира Денисенко.

История создания

Кинолента, которая имела рабочее название «Рядовые партии», рассказывает о военных годах в Галиции и снималась в начале 1980-х годов . Несмотря на то, что оригинальный сценарий акцентировал внимание на трагедии, пришедшей в обычную галицкую семью из-за Второй мировой войны , под давлением властных структур картина претерпела ряд значительных изменений уже при монтаже , чтобы изобразить деятельность ОУН-УПА через призму советской идеологии . Режиссёр картины, не разделяя трактовки сценария, которую навязывали представители КГБ , обратился к Мирославу Скорику с просьбой написать такую музыку к киноленте , которая смогла бы «рассказать» зрителю то, чего нельзя было показать . Изначально произведение было написано для флейты и фортепиано , но позже композитор сделал переработку для скрипки с фортепиано, и скрипки с оркестром .

Музыкальная структура

Композиция написана в размере 4/4, основная тональность — ля-минор, состоит из 50 тактов и имеет выраженный лирический характер. Кульминация должна исполняться poco crescendo ed affetuoso — то есть, постепенно усиливая звучание и выразительность. Продолжительность «Мелодии ля-минор» в оригинальном варианте для фортепиано и скрипки — три минуты двенадцать секунд.

Популярность и признание

Несмотря на значительный вклад композитора, который включает оперу , балет , концерты (для оркестра, для виолончели с оркестром, три фортепианные, две скрипичные), произведения для оркестра, для различных ансамблей, фортепианных соло, кроме семи партит для разных инструментальных составов; музыку ко многих фильмам и театральным представлениям, джазовую и популярную музыку , «Мелодия ля-минор» на сегодняшний день является наиболее узнаваемым и исполняемым произведением Скорика. «Мелодия ля-минор» в разных аранжировках стала своеобразным «интонационным знаком» конца 1980-х начала 1990-х годов. Как известно, основная причина такого признания — невероятно точно найденная мелодическая идея, соединение импровизационно -повествовательной манеры с кульминационным широким ходом на октаву , со своеобразным ритмическим рисунком, который воспринимается и как лирический взволнованный монолог, и как печальный напев скрипки народного виртуоза. При всей традиционности средств музыкальной выразительности эта музыка отнюдь не банальна: в примитивной структуре «Мелодии» немало эффектов «иллюзии восприятия», неожиданных «переключений» в иную сферу .

Издания и исполнения

  • Мирослав Скорик, Роман Репка. Мелодия. Фортепианная музыка (2003).
  • Львовский камерный оркестр «Академия». La belle musique (2005).
  • Оркестр «Киев-Классик». Моя Украина. Классическая музыка украинских композиторов (2005).
  • Богдана Пивненко, Ирина Стародуб, Мирослав Скорик. Произведения для скрипки та фортепиано (2007).
  • Мирослава Которович, Государственный камерный ансамбль «Киевські солисты». Сотворение (2006). В 2022 году это исполнение послужило музыкальной заставкой к подкасту «Обратный адрес» русской службы радио «Свобода» .
  • В 2007 году украинская певица Оксана Билозир записала песню «Свеча», слова которой поэт-песенник Богдан Стельмах положил на «Мелодию ля-минор» Мирослава Скорика. Песня посвящена трагедии голода на Украине 1932—1933 годов , в августе 2007 года на песню был снят музыкальный клип , представленный общественной публике в сентябре того же года. Он был приурочен к 75 годовщине Голодомора .

Нарушения авторских прав

«Мелодия ля-минор» часто используется без ведома и согласия автора в коммерческих целях — к примеру, в многосерийном фильме российско-украинского производства (2007) .

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано из 5 ноября 2013 года.
  2. Дата обращения: 7 апреля 2011. 4 ноября 2013 года.
  3. . Дата обращения: 7 апреля 2011. Архивировано из 15 сентября 2016 года.
  4. . Дата обращения: 7 апреля 2011. 11 июня 2008 года.

Ссылки

  • в исполнении бандуриста Ярослава Джусь;
  • в исполнении хоровой капеллы им. П. Чубинского;
  • Оксаны Билозир.
Источник —

Same as Мелодия ля-минор