Interested Article - Фридман, Жорж

Жорж Фридман ( фр. Georges Philippe Friedmann , 13 мая 1902 , XVI округ Парижа 15 ноября 1977 , XVI округ Парижа ) — французский социолог и философ , известный своим исследованием о влиянии промышленного труда на людей и критикой неконтролируемого восприятия технологических изменений в Европе и Соединённых Штатах ХХ века.

Фридман был третьим президентом Международной социологической ассоциации (1956—1959) .

Биография

Фридман был последним ребёнком Адольфа Фридмана (1857—1922), немецко-еврейского купца из Берлина, и Элизабет Натан (1871—1940). Он родился в Париже , куда его родители переехали после свадьбы в Берлине в 1882 году. В 1903 году они получили французское гражданство.

После короткого периода изучения промышленной химии Фридман подготовился к агрегации философии в престижном лицее Генриха IV в Париже. В 1923—1926 годах изучал философию в Высшей нормальной школе . Он работал ассистентом социолога Селестена Бугле в Центре социальной документации, исследовательском центре социальных наук при Высшей нормальной школе , финансируемом банкиром Альбертом Каном, а позже — Фондом Рокфеллера .

После смерти своего отца в 1929 году Фридман унаследовал состояние в 2,6 миллиона франков, что позволило ему финансировать несколько интеллектуальных журналов своих молодых одноклассников . Впоследствии Фридман пожертвовал значительную часть своих денег Фонду Кюри на исследования рака. После его смерти картины Дега , доставшиеся Фридману из коллекции отца, были переданы в дар Лувру .

В 1937 року Фридман женился на Хане Ольшвеской, польке-католичке. У пары была одна дочь Лилиана, родившаяся в 1941 году в Тулузе . После смерти Хани в 1957 году Фридман женился на Марсель Ремон в 1960 году .

Забрав семью в Тулузу, Фридман вместе с Жаном Кассу и Пьером Берто присоединился к Французскому движению Сопротивления во время Второй мировой войны , когда из-за его коммунистической деятельности за ним следило нацистское гестапо . Позже он писал, что убежал от гестапо в 1943 году благодаря тому, что два молодых учителя спрятали его в школе в Дордони . Ежедневники Фридмана времён войны, опубликованные посмертно в 1987 году, описывают его опыт как участника движения Сопротивления.

Всю свою жизнь Фридман считал себя светским евреем, но антисемитизм , ужасы Холокоста , а позже его привлечение в молодое государство Израиль привели к тому, что он стал больше симпатизировать еврейскому народу и больше приобщался к нему, хотя обычно скорее как наблюдатель, а не как член какого-то конкретного религиозного сообщества .

Он получил степень доктора наук в 1946 году за свою основную диссертацию о механизации промышленного производства и второстепенную диссертацию о Лейбнице и Спинозе , обе опубликованы как монографии .

Научная работа

В Высшей нормальной школе Фридман был близок к группе «Философии», противостоявшей влиянию Анри Бергсона и способствовавшей переводу ранних философских текстов Маркса во Франции, и включала Жоржа Политцера , Норберта Гутермана, Поля Низана и Анри Лефевра . Первый журнал группы, Esprit, и его преемник, Philosophies , финансировались за счёт Фридмана .

В течение 1930-х годов Фридман, выучив русский язык в Институте восточных языков, осуществил ряд поездок в Советский Союз , где наблюдал советскую промышленность и технологии, трижды побывав здесь с 1932 по 1936 год. Его книги 1936 года «Кризис прогресса» и 1938 года «От Святой Руси до СССР» ( «De la Sainte Russie à l’URSS» ) сделали его авторитетом в просоветском сообществе во Франции. Но даже его умеренная критика СССР и Сталина , культа личности и московских процессов вызвала ожесточенный конфликт с членами Французской коммунистической партии и положила начало уходу Фридмана от политической активности . После войны ветеран Сопротивления Фридман вновь числился среди попутчиков и сочувствующих СССР. Однако в 1950 году нападки компартии на его друга Жана Кассу заставили его порвать с ней, не оставив, однако, надежды на демократический социализм с человеческим лицом .

Докторская диссертация Фридмана, опубликованная в 1946 году, рассматривала «человеческие проблемы» автоматизации и механизации европейского промышленного производства. Критический исторический обзор парадигм промышленного менеджмента, в том числе научного менеджмента , промышленной психологии и человеческих отношений, опубликованный под названием «Problèmes humains du machinisme industriel », исследовал усилия социологов относительно «гуманизации» промышленного труда, фрагментированного и лишённого квалификации индустриализацией и тейлоризмом . Фридман утверждал, что хотя эти усилия были усовершенствованием «техницистской идеологии» инженерии управления, социальная наука не привела бы к значительным изменениям в практике труда без классового конфликта и трансформации капиталистической экономической системы .

Книгу Фридмана считают основоположным текстом французской социологии труда . Он повлиял на переориентацию французской социологии после Второй мировой войны, играя важную роль в основании Centre d'études sociologues та Institute des Sciences Sociales du Travail (ISST) . Его влиятельными учениками были Ален Турен , Мишель Крозье , Жан-Даниэль Рейно и Жан-Рене Треантон, который провёл некоторые из первых эмпирических работ в промышленной социологии во Франции. Позже Фридман основал Центр массовых коммуникаций (CECMAS) в Практической школе высших исследований , первыми участниками которого были Эдгар Морен и Ролан Барт .

Фридман много путешествовал по миру, наблюдая и исследуя трудовые практики и промышленные модели в Соединённых Штатах, Израиле и Южной Америке . Его анализ природы еврейского народа и израильского сообщества в книге «Конец еврейского народа?» , одной из немногих его работ, переведённых на английский язык, привлёк внимание СМИ в Соединённых Штатах .

Фридман постепенно сместил акцент с работы на более широкую проблематику «технической цивилизации». Его последняя книга, «Счастье и мудрость» (La Puissance et la Sagesse), смесь автобиографии и размышлений о современном обществе, видоизменила его ранний марксизм и подчеркнула важность внутреннего мира и морали для гуманизации послевоенного общества потребления .

Библиография

  • Frédéric Winslow Taylor: l’optimisme d’un ingénieur'. Annales d’histoire économique et sociale , Nov. 30, 1935
  • La Crise du progrès: esquisse d’histoire des idées, 1895—1935 (Париж: Gallimard, 1936)
  • De la Sainte Russie à l’URSS (Париж: Gallimard, 1938)
  • Problèmes humains du machinisme industriel (Париж: Gallimard, 1946)
  • Où va le travail humain? (Париж: Gallimard, 1950)
  • Le travail en miettes (Париж: Gallimard, 1956)
  • Problèmes d’Amérique latine (Париж: Gallimard, 1959)
  • Signal d’une troisième voie? (Париж: Gallimard, 1961)
  • Fin du peuple juif? (Париж: Gallimard, 1965)
  • Sept études sur l’homme et la technique: Le pourquoi et le pour quoi de notre civilization technicienne (Париж: Gonthier, 1966)
  • La Puissance et la Sagesse (Париж: Gallimard, 1970)
  • Journal de Guerre (1939—1940) (Париж: Gallimard, 1987)
  • Ces merveilleux instruments: Essais sur la communication de masse (Париж: Denoël-Gonthier, 1988)

Примечания

  1. Georges Friedmann // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. . International Sociological Association. Дата обращения: 25 июля 2012. 8 августа 2016 года.
  3. Lallement, Michel (2014). . Cahiers du CNAM . 1 : 43—74. из оригинала 30 апреля 2018 . Дата обращения: 4 сентября 2023 .
  4. Reynaud, Jean-Daniel (1994). . Bibliothèque Historique de l'Éducation . 19 : 544—549. из оригинала 21 декабря 2017 . Дата обращения: 4 сентября 2023 – via Persée.
  5. Robbins, Richard (January 1968). . Dissent . New York. pp. 93—94. из оригинала 17 апреля 2022 . Дата обращения: 13 июля 2022 .
  6. Rothstein, Raphael (1968-06-10). . . New York. pp. 771—772.
  7. . International Sociological Association . Дата обращения: 4 сентября 2023. 30 мая 2023 года.
  8. Burkhard, Bud. French Marxism Between the Wars: Henri Lefebvre and the Philosophies. — Amherst, NY : Humanity Books, 2000. — P. 26.
  9. Gouarné, Isabelle (2012). (PDF) . Sociologie du Travail . 54 (3): 356—374. doi : . (PDF) из оригинала 29 апреля 2021 . Дата обращения: 4 сентября 2023 .
  10. Friedmann, Georges. Problèmes humains du machinisme industriel. — Paris : Gallimard, 1946. — P. 381–388. — ISBN 978-2070225897 .
  11. Rose, Michael. Servants of post-industrial power? : sociologie du travail in Modern France. — Macmillan, 1979. — ISBN 9780333236499 .
  12. Heilbron, Johan. . — Ithaca, NY : Cornell University Press, 2015. — P. chapter four.
  13. Lask, Thomas (1967-07-19). . The New York Times . из оригинала 19 августа 2017 . Дата обращения: 6 июня 2017 .
  14. Segrestin, Denis. «La Puissance et la Sagesse» : Georges Friedmann face à la civilisation technicienne // . — Paris : CNRS Editions, 2013. — P. 141–152. от 4 июня 2023 на Wayback Machine

Литература

  • Gremion et Piotet, eds. Paris: CNRS Editions, 2014.
  • Vatin, François. « .» Sociologie du Travail no. 46 (2004), 205—223.
  • Vatin, François and Rot, Gwenaële. « .» Genèses 4, no. 57 (2004), 23-40.

Ссылки

  • (фр.)
Источник —

Same as Фридман, Жорж