Сокк, Тийт Аугустович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ильмар Аугустович Таммур (11 мая 1921, Нарва — 19 июля 1989, Таллин ) — советский эстонский театральный режиссёр. Один из важнейших деятелей эстонского театра в 1950—1970 годах — главный режиссёр Эстонского театра драмы имени В. Кингисеппа (1952—1970) и одновременно председатель Эстонского театрального общества (1953—1969). Народный артист Эстонской ССР (1964), лауреат Государственной премии Эстонской ССР (1958).
Родился в 1921 году в Нарве , из рабочей семьи — отец был электриком, а мать работала ткачихой.
В 14 лет окончил начальную школу, и с 15 лет работал кузнецом на металлургическом заводе.
В 1941 году поступил в Школу сценического искусства при Таллиннской консерватории .
С началом Великой Отечественной войны перед оккупацией Эстонии нацистами летом 1941-го был в составе 30 тысяч эстонских деятелей культуры эвакуирован в Ярославль и с 1942 по 1944 год входил в созданные там Государственные ансамбли Эстонии .
В 1944 году, после освобождения Эстонии от нацистов , стал актёром театра « Ванемуйне » в Тарту, где уже в 1945 году поставил свой первый спектакль в качестве режиссёра.
В 1946—1952 годах работал режиссёром в Таллиннском драматическом театре (1946—1948), главным режиссёром и директором театра « Эндла » в Пярну (1948—1952).
В 1951 и 1953 годах учился в Москве в МХАТ СССР имени М. Горького .
Вернувшись из Москвы, активный и проявивший себя, но без высшего образования, беспартийный (вступил в КПСС только спустя 15 лет в 1968 году), выдвиженец тогдашнего министра культуры Эстонской ССР А. Я. Ансберга и в последующие 20 лет стал ключевой фигурой эстонского театра .
В 1952—1970 годах — главный режиссёр Эстонского театра драмы имени В. Кингисеппа .
Одновременно в 1953—1969 годах являлся председателем Эстонского театрального общества.
В этот период помимо активной театральной работы снимался в кино, выступал по радио и телевидению.
Кроме того преподавал в Таллинской консерватории (1955—1960), в Педагогическом институте имени Э. Вильде (1967—1970).
Однако, в 1970 году попал в опалу в итоге номенклатурного конфликта (продвигавший его А. Я. Ансберг после краткого трёхмесячного и. о. Председателя Верховного Совета Эстонской ССР был снят с должности). Среди активных организаторов удаления Таммура из театра был режиссёр Вольдемаром Пансо , которого поддержал Мати Клорен, в то время бывший театральным парторгом, убедивший ЦК Компартии Эстонской ССР, что Таммур не годится для руководства театром.
После 1970 года работал в Эстонской филармонии (1970—1974), был режиссёром провинциального Раквереского театра (1974—1976), режиссёром художественных программ Эстонского телевидения (1976—1978), а в конце жизни — актёром Молодёжного театра (1978—1989).
Умер в 1989 году в Таллине , похоронен на Лесном кладбище .
Был официально трижды женат: от первого брака были сын и дочь, второй брак — с актрисой Эллен Лийгер , в котором у него дочь, третий брак — с руководителем литературного отдела Эстонского драматического театра Вайке Орг, которая была младше его на пятнадцать лет, от этого брака дочь.
В неофициальных отношениях состоял с актрисами (у которой от него была дочь), Итой Эвер и .
Дебютировав как режиссёр ещё в 1945 году, в 24 года, осуществил множество постановок.
Среди постановок: «Снежная королева» Евгения Шварца (1945), «Укрощение строптивой» Шекспира (1948), «Любовь Яровая» Константина Тренёва (1952), «Гибель эскадры» Александра Корнейчука (1953); «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1955), «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского (1957); «Пер Гюнт» Генрика Ибсена (1962), «Мамаша Кураж и её дети» Бертольта Брехта (1962), «Фауст» Гёте (часть 1—2, 1968—69) и другие.
Первым поставил ряд произведений советских эстонских драматургов Авгутса Якобсона («Шакалы» 1953, «Потерянный рай» 1954) и Евгения Раннета («Совесть» 1956, «Блудный сын» 1958) и др.
Как актёр исполнил роли: Сирано («Сирано де Бержерак» Ростана ), Петруччо («Укрощение строптивой» Шекспира ), Швандя («Любовь Яровая» Тренёва ), Верган («Бобровая шуба» Гауптмана ) и др.
Оценки его творчества отличаются в зависимости от времени когда были даны — до или после его опалы в 1970 году:
Режиссёрское творчество Таммура отличается драматической силой, стремлением к раскрытию острых конфликтов, глубоких чувств. Как актёру Таммуру присуща психологическая углублённость, простота выразительных средств, сильный внутренний темперамент.
— Театральная энциклопедия , 1967 год
Театром руководил с 1952 года Ильмар Таммур, у него были и спектакли «большого стиля» («Антоний и Клеопатра» Шекспира), но режиссура его всё же выглядела тяжеловесной.
— Режиссеры эстонского театра 50-70-х годов, 1986 год
Режиссёр:
Актёр: