Санчес, Марта
- 1 year ago
- 0
- 0
Дон Херо́нимо Санчес де Карранза ( исп. Jerónimo Sánchez de Carranza ), Иеро́нимо де Каранса ( порт. Hieronimo de Carança ; 1539(?), г. Севилья , , Королевство Кастилия и Леон — 1600(?)/1608(?)) — севильский дворянин, гуманист, ученый, один из самых знаменитых фехтовальщиков, создатель испанской школы фехтования — дестрезы . Автор трактата по фехтованию «Философия оружия» ( «De la Filosofía de las Armas y de su Destreza y la Aggression y Defensa Cristiana» ) (1569 , изд. в 1582). Карранза создал идеал поэта и воина, что стало главным жизненным ориентиром дворянина.
Его работы по фехтованию являются началом боевого стиля в Испании, который просуществовал почти 300 лет.
Иеронимо де Карранза, как основоположника Дестрезы , ещё называют «первопроходцем науки обращения с оружием ». Его труд продолжили его последователи: ученик дон Луис Пачеко де Нарваэс и голландец , мастер фехтования Жерар Тибо . Именно они вложили в систему боя философский, интеллектуальный и нравственный идеалы, продолжили развивать Школу испанского фехтования .
Идальго Иеронимо Санчес де Карранза родился Севилье около 1539 года. Образование получил в университетах Севильи и Саламанки .
В начале 1560-х годов прибыл в город Санлукар-де-Баррамеда где поступил на службу к Алонсо Пересу де Гусману и де Суньига-Сотомайору ,7-му герцогу Медина-Сидония . Вместе с герцогом участвовал во вторжении в Алгарви , части военной кампании, которая в конечном итоге привела Филиппа II Испанского на португальский трон. За свои услуги перед испанской короной Карранза стал рыцарем, а потом был назначен командором Ордена образа Христова . В этот период жизни Дон де Карранза пишет свой знаменитый трактат «Философия оружия».
В 1584 году переехал в Мадрид, где работал судьёй. Пять лет спустя он был назначен губернатором . В Гондурасе столкнулся с казначеем Грегорио Сантьяго и Гаспаром де Андраде, епископом Комаягуи , которых впоследствии обвинил в коррупции. В 1595 году одержал победу над группировкой французских каперов , высадившихся близ Пуэрто-Кабальос . По окончании срока губернаторства в 1596 году, переехал в город Сантьяго-де-Гватемала , где занял вакантное место правоведа.
Умер вероятно в Гватемале ок. 1608.
Ещё Санлукаре с Каталиной Перес де Агилар прижил несколько детей, но никогда не женился. Двое из его сыновей вместе с ним уехали в Гондурас: старший сын Хиль Санчес де Карранза (скончался возвращаясь с Филиппин в 1606 году) и Херонимо Санчо де Карранза.
Иеронимо де Карранза написал свой трактат «Философия оружия», во время службы при дворе герцога Медина-Сидония . Единственная публикация книги состоялась в 1582 г. в Санлукар-де-Баррамеда, где и находился двор герцогов Медина-Сидония . «Философия оружия» представляет собой гуманистический диалог , посвященный изложению нового искусства фехтования . «Философия оружия и искусством владения им» именно такое название дал автор своему труду, потому что не просто описывает новую систему фехтования, а делает это с уклоном на философию (трактат написан со ссылками на Платона , Аристотеля , Льюля, Фичино и др.). В своем трактате Карранза также затрагивает медицину , математику , геометрию , этику , создал уникальное в европейской истории боевых искусств концепцию философического фехтования esgrima filosófica , или боевой философии .
Участники диалога, следуя Платону и его ренессансным последователям, в том числе Кастильоне , у него было позаимствовано и само количество диалогов. Их с трактате четыре, где ведутся беседы об истинном искусстве фехтования. Под вымышленными именами собеседников скрываются сам Карранза, поэт Фернандо де Эррера , гуманист Хуан де Маль Лара и врач Педро де Перамато (их имена назвал в своем изложении науки Каррансы его ученик и последователь Дон Луис Пачеко де Нарваэс , 1600).
В трактате «Философия оружия» прослеживается синтез letras и armas, также, как и в трактатах его последователей и учеников Пачеко де Нарваэса. Этот союз двух составляющих подчеркивает, что выбрана форма написания устойчивый литературный жанр ‒ гуманистический диалог, в котором постепенно описывается наука Истинного искусства фехтования.
Карранса определяет свою цель таким выражением в Прологе своего труда:
«К моему величайшему сожалению, рыцари, главным отличием которых должен быть могущественный дух, ныне все более напоминают женщин или, лучше сказать, разодетые субстанции, не пригодные ни для опоры в мирное время, ни для защиты во времена войн; и даже кажется, что некоторые из них родились на свет лишь затем, чтобы представлять в комедии наряженные безмолвные фигуры…»
— Иеронимо Санчес де Карранза «Философия оружия»
Херонимо де Карранса вкладывает в формирование идеала воина, мастера определённый средневековый смысл. «Hombre de letras» ‒ ученый, знающий, начитанный человек, способный применять науку, описать свою сферу знаний с помощью обширного научного и интеллектуального аппарата, сопоставив этом объём с другими науками, и литературно оформить её в занимательной форму. Это, несомненно, соответствует не только гуманистическим целям эпохи, но при всем стремлении Карранзы и его читателей построить философию и науку новой системы фехтования.
Как упоминает мастер испанской школы фехтования, последователь Пачеко де Нарваэса, Д. Гомес Ариас Поррес в своем трактате «Резюме Настоящей Дестрезы по управлению мечом»:
Хочу также упомянуть коллегу Эронима де Каранза, так как благодаря его огромным усилиям удалось укрепить силу духа многих мужчин в первую очередь в мире и на войне…
— "Резюме Настоящей Дестрезы по управлению мечом"