Родриго Кайо
- 1 year ago
- 0
- 0
Воро́та Кайо́ ( фр. Porte [du] Cailhau ), также Дворцо́вые воро́та ( Porte du Palais ) — городские ворота конца XV века, находящиеся в историческом центре города Бордо (Франция). Находятся в собственности местной коммуны. С 1883 года включены в реестр исторических памятников Франции.
Ворота, наиболее известные как «Порт-Кайо», на карте 1450 года упоминаются как Porta deu Calhau , на литографии 1860-х годов — Porte du Cailhau («Порт-дю-Кайо»). Гасконское calhau означает «камень». Есть версия, что название перешло к воротам от пристани quai daü Caillaü — «каменной набережной» (ныне ) — так как та первая в городе была вымощена речной галькой . В то же время это имя носила семья крупных буржуа, многие члены которой управляли городом в XIII—XIV веках. Другое название, «Дворцовые ворота», произошло от , находившемся на противоположном конце , к которой выводили ворота.
Ворота, выходящие к Гаронне , существовали в городской крепостной стене ещё в XIV веке. Между 1493 и 1496 годами они были заменены нынешним сооружением, размещённым ближе к реке. Эти ворота, стоящие на берегу Гаронны и ведущие к , где в Средние века находилась резиденция герцогов Гиени (снесён в 1800 году), были главным входом в город во времена существования здесь . Они были построены между устьями двух важнейших для города притоков Гаронны, (впадающей чуть выше по течению, близ ) и (ниже по течению, в районе ) — заболоченную речную дельту преобразовали в порт ещё римляне в I веке, и он просуществовал здесь со времён Бурдигалы вплоть до XX века, когда эта важнейшая городская экономическая зона была перенесена вниз по течению. Во времена постройки ворот набережных ещё не существовало: корабли бросали якорь посреди реки, тогда как к пологим берегам подходили разгружавшие их лодки и суда с небольшой осадкой .
Сооружение высотой 35 метров состоит из двух соединённых воедино башен. Верх увенчан тремя конусообразными остроконечными башенками, над которыми возвышается изящная колокольня . Изначально ворота с обеих сторон были окружены куртинами , контролировавшими доступ в огороженный контур города (на юге, с внутренней стороны постройки, сохранился участок с кладкой крепостной стены шириной около 2 м и высотой от 8 до 10 м, в толще которого виднеются следы круговой лестницы).
Постройка асимметрична . С точки зрения стиля ворота являют собой переходное сооружение от Готики к Ренессасу . От Средневековья здесь унаследованы такие оборонительные элементы, как навесные бойницы по всему периметру башни, опускная решётка крепостных ворот , стенные бойницы и люкарны . В то же время над двойными окнами , ниши , декорированные сенями и крыша, увенчанная элегантными башенками, несут в себе более декоративные и менее практичные черты архитектуры эпохи Возрождения. Следует отметить, что оборонительные элементы размещены равномерно как со стороны реки, для защиты от внешнего врага, так и со стороны города — вероятно, для возможности усмирения возмущённого населения.
В проёме ворот находится паз, в котором скользила опускная решётка . Другое отверстие, смещённое по диагонали в сторону реки, могло служить в качестве дыры-убийцы — оттуда могли кидать камни и прочие предметы на головы атакующих.
Небольшой проём с левой стороны внутренней части ворот, теперь наполовину ушедший под землю и ставший высотой около 1 метра, являлся проходом в башню — дверь стала непригодной к использованию и была заложена в XIX веке, когда после насыпных работ по сооружению набережной уровень земли повысился примерно на один метр.
На западном фасаде, со стороны Дворцовой площади, под большим окном находится барельеф , в центре которого изображены два ангела, поддерживающих гербовый щит с тремя королевскими лилиями .
На восточном фасаде, со стороны набережной, ворота украшают три статуи, посвящённые победе над итальянцами в битве при Форново ( 1495 ). В центральной нише находится скульптура Карла VIII , по бокам от неё, более мелкого масштаба — статуи Иоанна Богослова и кардинала д’Эперне — архиепископа Бордо, поддержавшего короля во время сражения. Установленная по центру проёма скульптура короля свидетельствует о том, что ворота также выполняли функцию триумфальной арки . Эта статуя, выполненная из белого мрамора, была разбита в 1793 году , на волне антимонархических настроений вскоре после революции . В 1880 году на её месте была установлена каменная реплика.
28 мая 1883 года ворота внесены в реестр исторических памятников Франции .