Interested Article - Надпись Тоньюкука

Надписи Тоньюкука (VIII век)

Надпись Тоньюкука ( «Надписи Баин-Цокто » ) — древнетюркские рунические письмена , вырезанные на двух каменных столбах в урочище Баин-Цокто между Налайхом и рекой Туул . Часть погребально-поминального комплекса вместе с руинами храма, большим и малым саркофагами .

Впервые описана Д. А. Клеменцом в 1897 году, позднее текст был опубликован и переведен В. В. Радловом .

Хотя авторство неизвестно, сам текст ассоциируется с кем-то из окружения Тоньюкука :

Я, мудрый Тоньюкук, приказал написать [это] для народа тюркского Бильге-кагана.

58-я строка

Текст

Текст первой (западной) стелы, строки 1-35

Вырезан на двух каменных столбах, расположенных параллельно к восточной стене храма. Высота первого — 1,76 м (строки 1-36), второго (строки 37-62) — 1,60 м.

Повествование начинается с самого рождения Бильге-Тоньюкука ( 𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸 ), который как и весь тюркский народ оказывается под властью Китая /Табгача (𐱃𐰉𐰍𐰲𐰃𐰠𐰭𐰀). Рассказывается, что причиной этому было оставление народом своего кагана, пока он, Тоньюкук, не начинает вместе с Ильтериш-каганом (𐰃𐰠𐱅𐰼𐰾׃𐰴𐰍𐰣) восстание против табгачей. В дальнейшем (строчки 48-62) — восхваление роли советника в создании и существовании Тюркского каганата .

Лев Гумилёв датирует возникновение текста надписи после 716 года, обращение «народ Бильге-кагана», к тому же, приписывая советнику заслуги умерших каганов, неизвестный автор осторожен при упоминании его достижений при Богю . С. Г. Кляшторный, опираясь на отсутствие в тексте приписок, указывающих на смерть советника, тоже склонялся к прижизненному написанию, с последующим, уже после смерти героя, включением в комплекс поминальных сооружений .

Часть текста на стеле Тоньюкука

Гумилёв считал, что рунические надписи имеют агитационный характер, «народ хотят убедить», сравнивая повествования Баин-Цокто и Йоллыг-тегина (памятники Кошо-Цайдама), носящие по его мнению, полемический характер . В строках, в которых неизвестный автор надписи Тоньюкука принижает заслуги хана, например, критикуя способности Кутлуга (строки 4-7), наоборот панегирик в кошоцайдамских .

Примечания

  1. , с. 14.
  2. , с. 68.
  3. , с. 69.
  4. , с. 69.
  5. , с. 368—372.
  6. , с. 369.
  7. , с. 370.

Литература

  • Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии // История Центральной Азии и памятники рунического письма / Яковлев В. В.. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2003. — 560 с. — ISBN 5-8465-0106-0 .
  • Щербак А. М. Тюркская руника . — СПб. : Наука, 2001. — 127 с. — ISBN 5-02-028472-6 .
  • Гумилев Л. Н. Древние тюрки . — СПб. : СЗКЭО, 2002. — 576 с. — ISBN 5-9503-0031-9 .

Ссылки

  • . bitig.kz . Türik bitig. Дата обращения: 18 октября 2023.
Источник —

Same as Надпись Тоньюкука