Сумчатый волк
- 1 year ago
- 0
- 0
Совиный волк — автобиографическая философская сказка писателя и переводчика Анастасии Строкиной .
Повесть рассказывает о жизни на Крайнем севере , о детском одиночестве, о любви и самоопределении.
Первый тираж книги был выпущен издательством Росмэн при содействии Русского географического общества . Часть книг передали детям Заполярья .
В основе сюжета произведения лежит история маленькой героини книги — дочки летчика, живущей в военном городке на Крайнем севере, в Печенгском районе Мурманской области . Девочка одинока — у нее нет друзей, а полярными ночами ей бывает особенно грустно.
Главная героиня повести знакомится с вымышленным персонажем — совиным волком Бубо, который становится её другом и рассказывает об окружающем мире, отвечает на самые важные вопросы ребенка, на которые не могут ответить взрослые.
Беседы девочки и совиного волка — основа сюжета. Волк делится своими знаниями о происхождении островов. Он рассуждает о злом человеческом оружии, о радиации и подводных лодках , лежащих на дне северных морей, о своем друге гагуне Папако — удивительной птице, которая умеет нырять в ледяную воду и совершенно не боится жестоких ветров.
Анастасия Строкина так комментирует историю создания повести:
«В этом месте находился военный аэродром, где служил молодой лётчик Юрий Гагарин , выполняя задания за штурвалом истребителя „Миг-15“, на котором спустя несколько лет разбился; там базировался полк военно-транспортный авиации, куда направили моего отца, и там нам с волком посчастливилось родиться.
Я так много пишу о моей родине, потому что настоящий главный герой моей книги — не девочка, не её воображаемый друг волк, а именно север и то чувство одиночества и одновременно единения с миром, которое он дарит — думаю, каждому.»
«Мне хотелось, чтобы вместе с моим волком читатель узнал о заполярных птицах, о лишайниках, о рыбах; поразмышлял, чем северные реки отличаются от южных, узнал о подводных лодках и испытаниях на Новой Земле, задумался о том, что такое радиация и атомная бомба, и об ответственности каждого из нас за то место, куда мы пришли и откуда когда-нибудь уйдём.
Эта книга — не то чтобы о моём детстве, а скорее о том, как иногда, когда ты ещё не вырос, бывает одиноко, как бывает страшно и тревожно и как хочется поскорее всё узнать, понять, принять в себя и стать частью большого мира.»
Основу повести «Совиный волк» составляют онтологические вопросы, связанные с такими понятиями, как память, время, красота, вред, наносимый человеком окружающей среде, ответственность за поступок, ценность дружбы.
На VII Международной научной конференции «Русская-литература XX—XXI веков как единый процесс», проходящей в Московском государственном университете философский концепт произведения «Совиный волк» был рассмотрен следующим образом:
«Философско-пространственная характеристика мира „Совиного волка“ в той или иной степени происходит из личного опыта Анастасии Строкиной, детство которой прошло за Полярным кругом. Север — это одновременно и фон, и действующее лицо. Это обстоятельство определяет и временной аспект — неторопливый „зимний“ темп повествования. „…— Тебе грустно? — Я кивнула. — Холодно? — Я снова кивнула. — Одиноко? — Да… — Значит, ты еще совсем не понимаешь Север…“ Еще одной особенностью философской концепции повести является органичное соединение элементов, присущих различным типам детских произведений. В традициях русской детской литературы „Совиный волк“, наряду с развлекательной, реализует развивающую, познавательную и мотивирующую функции, представляя собой не только волшебную историю, но и путь становления и воспитания личности. Обладая познавательной и этической ценностью, произведение информативно с точки зрения сведений об окружающем мире и поучительно с точки зрения межличностных отношений Волк — девочка. „Совиный волк“ — это путешествие через трудный диалог, ведущее к познанию, постижению мира, взрослению и формированию личности героя-ребенка. Однако присутствие дидактической, философской основы повести не препятствует восприятию её волшебного начала. Дружба девочки и волка, оживающие второстепенные персонажи — жаба Агриппина, гагун Папако, лишайники и другие обитатели Севера дарят традиционное восприятие сказочного сюжета произведения. Главной чертой повести, определяющей её как философскую, можно считать интеллектуальное и эмоциональное взросление главного героя.»