Interested Article - Диалоги о естественной религии

Портрет Дэвида Юма
Дэвид Юм

«Диалоги о естественной религии» — книга шотландского философа Дэвида Юма , опубликованная в 1779 году. В диалоге три философа: Демей, Филон и Клеант — обсуждают природу существования Бога . Остается предметом научных споров, относятся ли эти имена к конкретным философам. Каждый из них соглашается, что Бог существует, но их мнения по поводу природы Бога, а также процесса познания божества человечеством резко отличаются.

В Диалогах персонажи Юма обсуждают ряд аргументов в пользу существования Бога и методов, через которые, по мнению их сторонников, мы можем познать природу Бога. Среди них аргумент от замысла , для которого Юм использует пример с домом, и аргумент от зла ( в мире больше страданий или благ? ).

Юм начал писать Диалоги в 1750 году, но закончил только к 1776, незадолго до смерти. Они частично основаны на книге «О природе богов» Цицерона . Диалоги были посмертно опубликованы в 1779 без указания имени автора и издателя.

Во второй части Диалогов Филон замечает, что размножение животных оказывается лучшим объяснением сложности и разнообразию организмов, чем разумный замысел . В « Слепом часовщике » (1986) эволюционный биолог Ричард Докинз рассматривал свой выбор назвать книгу в честь знаменитого телеологического аргумента Уильяма Пейли , аналогии с часовщиком, и заметил, что Юм первым осуществил критику аргумента от замысла как объяснения замысла в природе, которую позже развил Чарльз Дарвин в « Происхождении видов ».

Персонажи

  • Памфил — юноша, присутствующий при диалогах. В своем письме Гермиппу он детально пересказывает беседу Демея, Филона и Клеанта. На протяжении всей пьесы он выступает в роли рассказчика . В конце Диалогов он считает, что Клеант предоставил самые сильные аргументы. Однако он мог так думать только из-за уважения к своему учителю, ведь такая позиция не отражает собственные взгляды Юма на тему. Если просмотреть другие труды Юма о религии, можно заметить, что все они заканчиваются, по всей видимости, ироничными заявлениями, подтверждая правдивость христианских религиозных взглядов. Хоть ирония в Диалогах и не так очевидна, это наталкивает на мысль о таком варианте трактовки их концовки. Цицерон использовал подобную технику в своих Диалогах.
  • Клеант — «верующий-экспериментатор» — «образец ортодоксального эмпиризма » . Он основывает свои убеждения о существовании и природе Бога на версии телеологического аргумента , которая использует свидетельство разумного замысла во Вселенной ради доказательства существования Бога и сходства его мышления с человеческим.
  • Филон — персонаж, представляющий взгляды, наиболее близкие к точке зрения Юма, согласно большинству ученых. Филон с Демеем критикуют взгляды Клеанта на антропоморфизм и телеологию. Хоть Филон и не отрицает существование Бога, он утверждает, что человеческий разум абсолютно некомпетентен, чтобы делать какие-либо предположения о божественном, будь то через априорные утверждения или наблюдения за природой.
  • Демей «защищает позиции космологического аргумента и философского теизма …» Он утверждает, что существование Бога должно быть доказано с помощью априорных рассуждений и что наши убеждения насчет природы Бога должны основываться на откровениях и фидеизме . Демей отвергает « естественную религию » Клеанта за излишний антропоморфизм . Демей возражает против отказа Филона и Клеанта (оба они эмпиристы) от априорных аргументов и считает, что Филон «принимает крайнюю форму скептицизма » .

Примечания

  1. David Hume. . — 1779. — 275 с.
  2. Бернд Грефрат. Vernünftige Gelassenheit. — 1990.
  3. Энтони Тизелтон. A Concise Encyclopedia of the Philosophy of Religion. — 2002.
  4. . web.archive.org (5 декабря 2007). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 5 декабря 2007 года.
Источник —

Same as Диалоги о естественной религии