Сетевая энциклопедия
- 1 year ago
- 0
- 0
Сетевая парадигма — философская концепция, разработанная британо-американским антропологом , кибернетиком Грегори Бейтсоном . Основу концепции составляет подход к миру как к открытой и децентрализованной системе взаимодействий, обладающей сетью обратных связей. Акцент ставится не на вещах, а на отношениях между ними.
Идея сетевой парадигмы легла в основу теории сетевого общества , нашла отражение в диалогической философии и применяется в широком спектре наук и междисциплинарных исследований.
С точки зрения сетевой парадигмы человеческие отношения, всю культуру и общество можно представить в виде системы , пронизанной обратными связями. Такой подход ставит во главу угла отношения между компонентами системы , а не сами компоненты. В системе , как она понимается в данном случае, одни элементы не подчинены другим, а синэргетически взаимодействуют и взаимосвязаны. Более того, эти компоненты системы при ближайшем рассмотрении сами становятся сетями взаимодействий.
Сетевая парадигма Бейтсона спорит с самыми глубинными основаниями европейской трансценденталистской метафизики и соответствующей ей культуре . «Если вы помещаете Бога вовне, ставите его лицом к лицу с его творением и если при этом у вас есть идея, что вы созданы по его образу и подобию, то вы естественно и логично станете видеть себя вне и против окружающих вещей. Если же вы самонадеянно приписываете весь разум самому себе, вы станете видеть окружающий мир как неразумный. Окружающая среда станет казаться предназначенной для эксплуатации» .
Обратная связь — одно из ключевых понятий в данной концепции. Сама сеть у Бейтсона понимается как нелокальное многообразие обратных связей, активная система различий, порождающих различия. Система обратной связи предполагает обязательные изменения со стороны других элементов системы в ответ на изменения со стороны кого-то либо элемента. Если эти связи нарушаются, баланс системы нарушается, что вызывает соответствующую реакцию самой системы , которая стремится восстановить баланс.
«Любая адаптивная перемена у любого из участников, не скорректированная переменой у другого, всегда будет вносить напряженность в их отношения», — пишет Бейтсон .
Такие нарушения возникают, по мнению Бейтсона , из-за того, что человеку сложно осознать системный характер всего происходящего, он склонен мыслить фрагментарно ввиду необъятности системы . Отсюда возникает отчуждение себя и любых предметов от системы, выпадение из системы связей. Так, действия, исходящие из концентрации на собственном «я», часто являются дестабилизирующими, асистемными факторами.
Как следствие, система в сетевой парадигме не может иметь какого-либо управляющего центра.
Сетевая парадигма подразумевает возможность существования различных системных уровней, при этом каждый из них имеет самостоятельное значение. Каждая сложная система существует в контексте охватывающей ее более сложной системы , с которой она состоит в коммуникативно-структурном сопряжении. Уровень организации сети, по Бейтсону , определяется интенсивностью обратной связи: чем она интенсивнее, тем ниже уровень организации сети и степень первичности контекста , с которым взаимодействует система .
Разум в сетевой парадигме предстает как системный феномен, который стоит рассматривать не как вещь, а как процесс, как интегрированную сеть. Таким образом разум присущ не столько человеку, сколько системе в целом, а человеческий разум может рассматриваться как подсистема.
Сетевая парадигма Бейтсона перекликается в диалогической философией М. Бубера , Ф. Розенцвейга , Г. Марселя и др. Идеи Бейтсона как бы предлагают основу для нее. Общим для двух концепций является основополагающий тезис о первичности отношений и попытка изменить мышление человека.
В то же время отмечается отсутствие или поверхностность системного подхода в трудах диалогистов. Диалогическое мышление как бы замыкается в диалоге , не вписывая его в систему . Этот пробел и заполняется сетевой парадигмой, разработанной в рамках системного подхода .
Сетевую парадигму видят в качестве способа преодоления разобщенности научного знания. Ее применяют и развивают эпистемология , биология , информатика , физика , экономика , социология , психиатрия и психология . Бурный рост количества междисциплинарных исследований естественным образом способствует интеграции знания из различных областей, для чего сетевая парадигма весьма применима.
В социологии была предпринята попытка описать общество как сетевую социальную систему . Так, Луман определяет общество как «операционно закрытую, самосозидающуюся систему », которая вбирает в себя все остальные системы , то есть все коммуникации .
Процессы коммуникации могут рассматриваться как социальные процессы сети. Эту мысль содержит высказывание Лумана : «в каждой коммуникации, причем абсолютно независимо от ее конкретной тематики и от пространственной дистанции между участниками, подразумевается мировое общество» .
Бейтсон описывает коммуникативную систему как иерархию контекстов или «контексты контекстов». Каждый из них представляет собой замкнутую «сеть цепей прохождения сообщений » . Эта замкнутость обеспечивается благодаря сети динамических процессов, действующих внутри данной сети, а также границей сети, которая активно строится и постоянно воссоздается самой сетью.
«Я считаю крайне важным наличие концептуальной схемы, которая будет заставлять нас видеть „ сообщение “ (например, произведение искусства) одновременно и как внутренне структурированное, и как являющееся частью большего структурированного мира — культуры или какой-то еще ее части».
—