Interested Article - Куштеми
- 2021-07-23
- 1
Куштеми, кесутами, кесдиин ( монг. хэсдэм, хэсдин ) — средневековое монгольское племя, вошедшее в состав империи Чингисхана в начале XIII века. В письменных источниках куштеми упоминаются в составе лесных племён ( хойин-иргэн ), проживавших на севере Монгольской империи .
Этноним
Исследователи согласны в том, что термины кесдиин и куштеми сопоставимы с часто встречающимся в документах XVII—XVIII веков термином кыштым , собирательным название мелких сибирских племён, находившихся в даннической зависимости от более сильных соседей . Кыштымами монгольские Алтан-ханы называли всех своих саяно-алтайских данников . Термином кыштым именовали данников бурятских князей , а также некоторые собственно бурятские роды, находившиеся в даннической зависимости .
Наименование кыштым на протяжении всей истории своего существования использовалось в двух значениях: как название страны или народа и как социальный термин . Кроме форм кесдиин и куштеми в литературе встречаются следующие формы: кесутами , кестеми, кистами , кэсдэм , киштым, кэштим , кэшидин , кесдем, коштеми, кешдем, кэшидянь, кестим, гешдум, киштим, кстим, искитим, скедем , кистими , кестем . В монголоязычной литературе этноним отражён в формах: хэсдэм , хэсдин , кесутами , куштеми .
История
Согласно сведениям из « Сборника летописей », куштеми (кесутами) представляли собой одно из племён, «которых в настоящее время называют монголами » . Куштеми проживали по соседству с такими племенами как урасут и теленгут .
Местопребыванием этих племён, по-видимому, были пространства между верховьями pp. Оби и Енисея . На карте «Старой Сибири», приложенной к «Сибирской Истории» И. Е. Фишера , теленгуты показаны обитающими по верховьям Оби и её правому притоку Томь . Согласно Б. З. Нанзатову, эти племена проживали на Алтае . К. Д’Оссон локализует теленгутов и урасутов на территории к западу от оз. Байкал .
В « Сокровенном сказании монголов » племена теленгут, урасут и куштеми отражены под именами теленгут , урсут и кесдиин . Под именем урасут (урсут, уруснут) ранее было известно бурятское племя хонгодоров . Теленгуты известны в составе калмыков . В составе бурят известны под именем долонгут . В современной Монголии этноним распространён в форме теленгэд (тэлэнгэд) .
Согласно Рашид ад-Дину , «они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими [способами]. Их также называют лесным племенем , потому что они обитают по лесам». «У этих племен [урасут, теленгут и куштеми] страна была расположена по ту сторону киргизов , [на расстоянии] около одного месяца пути». «После того как киргизы выразили покорность, а [потом] восстали, Чингиз-хан послал к этим вышеупомянутым племенам своего сына Джочи-хана . Он прошел по льду через Селенгу и другие реки, которые замерзли, и захватил [область] киргизов». «Во время [этого] похода и возвращения он также захватил и те племена» .
Согласно «Сокровенному сказанию монголов», лесные племена выразили покорность Джучи в 1207 году (в год Зайца). Высоко оценив заслуги Джучи, Чингисхан обратился к нему со словами: «Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство» .
Современность
Термин кыштым как этноним употребляется до сих пор как в названии народа — ашкыштымы ( сеок телеутов ), так и в названиях родов и фамилий у хакасов и тувинцев . В составе койбалов известен сеок хыстым, от которого происходит хакасская фамилия Кыштымовы . У современных тувинцев имеется родовая группа кыштаг . В составе томских татар (одной из групп сибирских татар ) упоминается племя аз-кыштым .
Примечания
- Зориктуев Б. Р. // Вестник Восточно-Сибирского Государственного Института Культуры. — 2016. — № 1 (10) . — С. 20—26 . — ISSN . 5 июля 2019 года.
- ↑ Грачев И. А. // Сибирский сборник — 2. К юбилею Евгении Алексеевны Алексеенко. — СПб.: МАЭ РАН, 2010. — С. 98—106 . — ISBN 978-5-88431-195-4 . 30 июня 2019 года.
- Хамутаев В. А. . — ARAMNG, 2012. — С. 38. — 174 с. — ISBN 978-5-8200-0251-9 . 2 мая 2021 года.
- Чимитдоржиев Ш. Б. . — Улан-Удэ: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2000. — С. 10. — 127 с. 2 мая 2021 года.
- ↑ Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 ноября 2019. 20 августа 2019 года.
- ↑ . www.vostlit.info. Дата обращения: 7 марта 2020. 19 февраля 2020 года.
- Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — С. 184. — 440 с.
- Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — С. 429. — 440 с.
- / И. В. Асеев, Д. Я. Резун. — Наука, 1989. — С. 39. — 189 с. — ISBN 978-5-02-029059-4 .
- Бутанаев В. Я. // Тюркологический сборник. 2005. Тюркские народы России и Великой степи. — М.: 2006. — С. 21—25 . — ISBN 5-02-018515-9 . 2 мая 2020 года.
- . — Киргизское гос. изд-во, 1963. — С. 242.
- . — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2008. — С. 191. — 671 с. — ISBN 978-5-7810-0542-0 .
- Лувсанданзан. Алтан Товч. — Улаанбаатар, 2006. — С. 156. — 296 с. — ISBN 99929-9-189-5 .
- . — Улаанбаатар: Болор судар, 2003. — 192 с.
- Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 46.
- Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 87.
- Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав «лесных народов» в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. — 2011. — 3—7 мая. — С. 441—451 .
- / Т. М. Михайлов. Бурятский институт общественных наук. — БНЦ СО АН СССР, 1991. — С. 39. — 92 с.
- . 24 февраля 2020 года. . Перевод С. А. Козина.
- ↑ . 24 февраля 2020 года. . Перевод С. А. Козина.
- / Л. В. Шулунова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. — С. 120. — 297 с.
- Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань, 2009. — С. 60. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1 .
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — С. 164. — 325 с.
- Бакаева Э. П. «ЧЬИ ВЫ?» (Специфика полевой работы в среде калмыков в связи с проблемой самоидентификации) // Этнографическое обозрение. — 2010. — № 3 . — С. 54—65 .
- Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 96. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2 .
- ↑ Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2017. — Т. 19 . — С. 151—171 . — ISSN .
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 марта 2020. 23 ноября 2021 года.
- Батьянова Е. П. // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. — М., 1994. — С. 14—27 . 20 января 2019 года.
- Батьянова Е. П. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2020. — № 3 (50) . — С. 170—175 . — ISSN . — doi : .
- Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — С. 356. — 440 с.
- : [ 24 октября 2021 ] / Н. А. Томилов // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- 2021-07-23
- 1