Interested Article - Теленгуты
- 2020-01-17
- 1
Теленгуты, долонгуты ( калм. телеңгүд , бур. долоонгууд, долонгууд , монг. тэлэнгэд, долонгууд, тэлэнгүүд, тэлэнгүд , каз. төлеңгіт, төлеңгүд ) — старинный монгольский род. Теленгуты известны в составе калмыков . В составе бурят известны под именем долонгут , в составе казахов под именем толенгит . В современной Монголии этноним распространён в форме тэлэнгэд. В средневековых источниках упоминаются в составе лесных племён ( хойин-иргэн ), проживавших на севере Монгольской империи .
Этноним
По одной из версий, этноним долонгут происходит от монгольского числительного долоон (семь) . По другой версии, этноним теленгут происходит от древних этнонимов теле и доланьгэ (долань) . Некоторые исследователи причисляют этноним теленгут к числу киданьских наименований . Этноним также упоминается в формах тэлэнгут , тэлэгут , тэлэгун , теленгэд , тэлэнгэд , тенлек , тенлег .
Монголоязычные жужани использовали название тегрег «тележники» (в китайской транскрипции теле ) . Согласно А. С. Шабалову, с современного монгольского языка «теле» можно интерпретировать как «терег» («тэргэн») — «телега, повозка» . Как показал Дж. Гамильтон, слово «теле» является китайской транскрипцией древнемонгольского слова «тегрег» . В свою очередь, этноним доланьгэ (долангэ, долань), как считают другие авторы, скорее всего происходит от монгольского слова «долон, долонгут» (семь, семеро) .
История
Согласно сведениям из « Сборника летописей », теленгуты представляли собой одно из племён, «которых в настоящее время называют монголами » . Теленгуты проживали по соседству с такими племенами как урасут и куштеми .
Местопребыванием этих племён, по-видимому, были пространства между верховьями pp. Оби и Енисея . На карте «Старой Сибири», приложенной к «Сибирской Истории» И. Е. Фишера , теленгуты показаны обитающими по верховьям Оби и её правому притоку Томь . Согласно Б. З. Нанзатову, эти племена проживали на Алтае . К. Д’Оссон локализует теленгутов и урасутов на территории к западу от оз. Байкал .
В « Сокровенном сказании монголов » племена теленгут, урасут и куштеми отражены под именами теленгут (тенлек), урсут и кесдиин . Под именем урасут (урсут, уруснут) ранее было известно бурятское племя хонгодоров . Названия куштеми и кесдиин отождествляют с термином кыштым , собирательным названием мелких сибирских племён, находившихся в даннической зависимости от более сильных соседей .
Согласно Рашид ад-Дину , «они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими [способами]. Их также называют лесным племенем , потому что они обитают по лесам». «У этих племен [урасут, теленгут и куштеми] страна была расположена по ту сторону киргизов , [на расстоянии] около одного месяца пути». «После того как киргизы выразили покорность, а [потом] восстали, Чингиз-хан послал к этим вышеупомянутым племенам своего сына Джочи-хана . Он прошел по льду через Селенгу и другие реки, которые замерзли, и захватил [область] киргизов». «Во время [этого] похода и возвращения он также захватил и те племена» .
Согласно «Сокровенному сказанию монголов», лесные племена выразили покорность Джучи в 1207 году (в год Зайца). Высоко оценив заслуги Джучи, Чингисхан обратился к нему со словами: «Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство» .
Теленгуты были в числе монгольских племён, которые по указу Чингисхана находились в прямом подчинении у нойона -тысячника Хорчи . Кроме теленгутов Хорчи совместно с тысячниками Тахаем и Ашихом ведали тремя тысячами бааринцев и пополненными до тьмы адаркинцами , чиносцами и тоолесами .
Согласно Абул-гази , теленгуты- долонгуты представляли собой небольшой народ и относились к ойратам или калмыкам , которым они прежде всего и принадлежали . Г. О. Авляев этноним теленгут среди калмыков относил к числу тюркских элементов . В свою очередь, Л. П. Потапов полагал, что теленгуты, очевидно, древнемонгольское племя, тюркизированное ещё до чингисовых времён . Часть теленгутов в XIII веке вошла в состав ойратов. Ойраты, переселившиеся в середине XIII века на Алтае - Хангайское нагорье, оказались по соседству с улусом Хорчи. Именно с этого времени чиносы, теленгуты и другие племена из улуса Хорчи стали взаимодействовать с ойратскими племенами и оказались в составе ойратов- дербетов и позже калмыков-дербетов .
Расселение
Г. О. Авляев упоминает теленгутов в составе ойратов - дербетов и калмыков -дербетов . Э. П. Бакаева упоминает теленгутов среди родов дунда хурда шабинеров в составе малых дербетов . Роды ики-теленгут и бага-теленгут упоминаются в составе Хошоутовского улуса калмыков- торгутов .
Среди бурят этноним распространён в форме долонгут . Этноним также упоминается в форме тэлэгут . Долонгуты упоминаются в числе родов, вошедших в состав хонгодоров , а также в составе следующих этнотерриториальных групп: аларских , тункинских , окинских (в том числе в составе рода тэртэ ) и закаменских бурят. В составе селенгинских бурят имеется род тэлэгун , в частности в составе ашибагатов .
Долонгуты (теленгуты) также проживают на территории Монголии . Ныне они являются носителями родовых фамилий Тэлэнгэд , Тэлээ , Тэлэнгид , Тэлэнгээд , Тэлэнгэт , Долонгууд , Тэлэнгэ , Тэлэнгүд , Тэлээт , Тэлэг . Носители родовой фамилии Тэлэнгэд проживают в Улан-Баторе и аймаках Сэлэнгэ , Орхон , Дархан-Уул , Увс , Булган , Хувсгел , Хэнтий .
См. также
Примечания
- Нанзатов Б. З. от 22 января 2021 на Wayback Machine . — Иркутск, 2005. — С. 62. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
- ↑ . — Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — С. 126, 130. — ISBN 978-5-7925-0107-2 . 24 мая 2022 года.
- ↑ Бичурин Н. Я. . — Рипол Классик, 2013. — С. 175. — 380 с. — ISBN 978-5-458-39135-1 . 24 мая 2022 года.
- Бичурин Н. Я. Историческое обозрение Ойратов или Калмыков с XV века до настоящего времени // Журнал министерства внутренних дел. — 1833. — № 4 .
- ↑ Кудрявцев Ф. А. / Улан-Удэ: Бурят-монгольский государственный научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. — Изд-во Академии наук СССР, 1940. — С. 27.
- ↑ Хамутаев В. А. . — ARAMNG, 2011. — С. 30. — 91 с.
- ↑ Хамутаев В. А. . — ARAMNG, 2012. — С. 39. — 123 с. — ISBN 9785820002519 .
- ↑ Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 13 апреля 2022 года.
- Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2017. — Т. 19 . — С. 151—171 . — ISSN .
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 марта 2020. 23 ноября 2021 года.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей: древность и средневековье. — Петербургское Востоковедение, 2004. — С. 89. — 362 с. — ISBN 978-5-85803-255-7 .
- Лувсандэндэв А. Монголо-русский словарь. — Москва, 1957. — С. 443. — 716 с.
- Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 8—22. — 248 с.
- Кляшторный С. Г. . — Филологический факультет Санкт-Петербургского гос. университета, 2005. — С. 59. — 345 с. — ISBN 978-5-8465-0246-8 . 24 мая 2022 года.
- . — Горно-Алтайск: Ин-т алтаистики им. С. С. Суразакова, 2005. — С. 20. — 175 с. 26 апреля 2021 года.
- Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 ноября 2019. 20 августа 2019 года.
- ↑ . www.vostlit.info. Дата обращения: 7 марта 2020. 19 февраля 2020 года.
- Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав «лесных народов» в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. — 2011. — 3—7 мая. — С. 441—451 .
- / Т. М. Михайлов. Бурятский институт общественных наук. — БНЦ СО АН СССР, 1991. — С. 39. — 92 с.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- / Л. В. Шулунова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. — С. 120. — 297 с.
- Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань, 2009. — С. 60. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1 .
- Зориктуев Б. Р. // Вестник Восточно-Сибирского Государственного Института Культуры. — 2016. — № 1 (10) . — С. 20—26 . — ISSN . 5 июля 2019 года.
- Зориктуев Б. Р. . — ВО «Наука», 1993. — С. 140. — 313 с. 24 мая 2022 года.
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — С. 54. — 325 с.
- . — Бурятский филиал СО АН СССР, 1976. — С. 35. — 153 с.
- ↑ Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — С. 164. — 325 с.
- Бакаева Э. П. «ЧЬИ ВЫ?» (Специфика полевой работы в среде калмыков в связи с проблемой самоидентификации) // Этнографическое обозрение. — 2010. — № 3 . — С. 54—65 .
- Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 96. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2 .
- Нанзатов Б. З. Иркутские буряты в XIX веке: этнический состав и расселение / П. Б. Коновалов. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. — С. 42. — 224 с. — ISBN 978-5-7925-0546-9 .
- Нанзатов Б. З. Иркутские буряты в XIX веке: этнический состав и расселение / П. Б. Коновалов. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. — С. 169. — 224 с. — ISBN 978-5-7925-0546-9 .
- Дугаров Б. С. // Россия и монгольский мир: вектор на сближение. — 2016. — С. 117—120 . 16 мая 2021 года.
- Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — С. 112—122 . 24 июня 2019 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 28 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020. 15 марта 2022 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 28 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020.
- . www.1212.mn . Дата обращения: 18 ноября 2023. 18 ноября 2023 года.
- 2020-01-17
- 1