Interested Article - Долонгуты

Долонгуты ( бур. долоонгууд, долонгууд , монг. долонгууд ) — старинный бурят - монгольский род. Входит в число родов, вошедших в состав племени хонгодоров . Долонгуты проживают на территории Бурятии , Иркутской области и Монголии .

Этноним

По одной из версий, этноним долонгут происходит от бурят - монгольского числительного долоон (семь) . По другой версии, этноним долонгут происходит от этнонимов теленгут , теле и доланьгэ (долань) . Некоторые исследователи причисляют этноним теленгут к числу киданьских наименований . Этноним также упоминается в формах тэлэгут , теленгэд , тэлэнгэд .

Монголоязычные жужани использовали название тегрег «тележники» (в китайской транскрипции теле ) . Согласно А. С. Шабалову, с современного монгольского языка «теле» можно интерпретировать как «терег» («тэргэн») — «телега, повозка» . Как показал Дж. Гамильтон, слово «теле» является китайской транскрипцией древнемонгольского слова «тегрег» . В свою очередь, этноним доланьгэ (долангэ, долань), как считают другие авторы, скорее всего происходит от монгольского слова «долон, долонгут» (семь, семеро) .

История

Этнические группы бурят в начале XVII века

В XVII веке долонгуты упоминаются в отписках казаков как самостоятельная административная единица. Долонгуты упоминаются среди родов, проживавших по соседству с сойотами , урянхайцами и тувинцами . Этноним долонгут в форме « теленгэд » (тэлэнгэд) распространён в Монголии к юго-востоку от Хубсугула .

После XVII века долонгуты исчезают из фискальной документации русской администрации. По предположению Б. О. Долгих, они откочевали в Южное Прихубсугулье. Однако, согласно этнографическим материалам, часть долонгутов либо вернулась, либо осталась на месте, но ввиду своей немногочисленности не смогла образовать самостоятельную административную единицу и впоследствии фиксировалась в составе сборного ключевского рода закаменских бурят .

Среди закаменских бурят долонгуты живут в Далахае . Согласно Б. З. Нанзатову, среди закаменских бурят долонгуты вместе с другими немногочисленными племенами составили сборный ключевской административный род. Но в других бурятских ведомствах — Тункинском и Аларском — долонгуты вошли в состав хонгодорских родов. Так, в частности, в Аларской степной думе долонгуты вошли в состав аларских хонгодоров .

Исследование местностей, заселенных представителями ключевского рода, в контексте изучения этнического состава позволяет предположить, что в него входили шошолоки, долонгуты, салджиуты , сартулы , шоно , галзуты и боолдой .

Теленгуты

Согласно сведениям из « Сборника летописей », теленгуты представляли собой одно из племён, «которых в настоящее время называют монголами » . Теленгуты проживали по соседству с такими племенами как урасут и куштеми .

Согласно Рашид ад-Дину , «они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими [способами]. Их также называют лесным племенем , потому что они обитают по лесам». «У этих племен [урасут, теленгут и куштеми] страна была расположена по ту сторону киргизов , [на расстоянии] около одного месяца пути». «После того как киргизы выразили покорность, а [потом] восстали, Чингиз-хан послал к этим вышеупомянутым племенам своего сына Джочи-хана . Он прошел по льду через Селенгу и другие реки, которые замерзли, и захватил [область] киргизов». «Во время [этого] похода и возвращения он также захватил и те племена» .

Согласно « Сокровенному сказанию монголов », лесные племена выразили покорность Джучи в 1207 году (в год Зайца). Высоко оценив заслуги Джучи, Чингисхан обратился к нему со словами: «Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство» .

Теленгуты были в числе монгольских племён, которые по указу Чингисхана находились в прямом подчинении у нойона -тысячника Хорчи . Кроме теленгутов Хорчи совместно с тысячниками Тахаем и Ашихом ведали тремя тысячами бааринцев и пополненными до тьмы адаркинцами , чиносцами и тоолесами .

Доланьгэ

Этноним долонгут ( теленгут ) восходит к древнему этнониму доланьгэ . Доланьгэ представляли собой одно из поколений древних гаогюйцев . Согласно Н. Я. Бичурину , «Доланьгэ, иначе Долань, кочевало от Сйеяньто на восток по реке Тунло. Имело 10.000 строевого войска. После уничтожения Дома Сйеяньто, доланьский глава Сыгинь Доланьгэм вместе с [племенами] хойху явился к Двору. Владения его переименованы Яньжаньскою областью. Глава получил военный чин и поставлен главноуправляющим областью. По смерти его Доланьгэ Сайфу сделан главным Сылифою и правителем области» .

Расселение

Далахай , Закаменский район Бурятии

Долонгуты упоминаются в числе родов, вошедших в состав хонгодоров , а также в составе следующих этнотерриториальных групп: аларских , тункинских , окинских (в том числе в составе рода тэртэ ) и закаменских бурят. В составе селенгинских бурят имеется род тэлэгун , в частности в составе ашибагатов .

Среди закаменских бурят долонгуты живут в Далахае . Среди аларских бурят долонгуты были отмечены в Алзобее . В составе тункинских бурят долонгуты проживали на территории Торской инородной управы .

Долонгуты ( теленгуты ) также проживают на территории Монголии . Ныне они являются носителями родовых фамилий Тэлэнгэд , Тэлэнгид , Тэлэнгээд , Тэлэнгэт , Долонгууд , Тэлэнгэ , Тэлэнгүд , Тэлээт , Тэлэг . Носители родовой фамилии Тэлэнгэд проживают в Улан-Баторе и аймаках Сэлэнгэ , Орхон , Дархан-Уул , Увс , Булган , Хувсгел , Хэнтий .

Г. О. Авляев упоминает теленгутов в составе ойратов - дербетов и калмыков -дербетов . Э. П. Бакаева упоминает теленгутов среди родов дунда хурда шабинеров в составе малых дербетов . Роды ики-теленгут и бага-теленгут упоминаются в составе Хошоутовского улуса калмыков- торгутов .

См. также

Примечания

  1. Нанзатов Б. З. от 22 января 2021 на Wayback Machine . — Иркутск, 2005. — С. 62. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
  2. Галданова Г. Р. . — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. — С. 9. — 173 с. — ISBN 978-5-02-029771-5 . 10 октября 2020 года.
  3. . — Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — С. 126, 130. — ISBN 978-5-7925-0107-2 . 24 мая 2022 года.
  4. Бичурин Н. Я. . — Рипол Классик, 2013. — С. 175. — 380 с. — ISBN 978-5-458-39135-1 . 24 мая 2022 года.
  5. Кудрявцев Ф. А. / Улан-Удэ: Бурят-монгольский государственный научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. — Изд-во Академии наук СССР, 1940. — С. 27.
  6. Хамутаев В. А. . — ARAMNG, 2011. — С. 30. — 91 с.
  7. Хамутаев В. А. . — ARAMNG, 2012. — С. 39. — 123 с. — ISBN 9785820002519 .
  8. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2017. — Т. 19 . — С. 151—171 . — ISSN .
  9. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 марта 2020. 23 ноября 2021 года.
  10. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей: древность и средневековье. — Петербургское Востоковедение, 2004. — С. 89. — 362 с. — ISBN 978-5-85803-255-7 .
  11. Лувсандэндэв А. Монголо-русский словарь. — Москва, 1957. — С. 443. — 716 с.
  12. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 8—22. — 248 с.
  13. Кляшторный С. Г. . — Филологический факультет Санкт-Петербургского гос. университета, 2005. — С. 59. — 345 с. — ISBN 978-5-8465-0246-8 . 24 мая 2022 года.
  14. . — Горно-Алтайск: Ин-т алтаистики им. С. С. Суразакова, 2005. — С. 20. — 175 с. 26 апреля 2021 года.
  15. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. — М. : Изд-во АН СССР, 1960. — С. 298—299. — 622 с.
  16. Этнолингвистический атлас МНР / сост. Б. Ринчен. — Улаанбаатар, 1979. — С. 60. — 244 с.
  17. Галданова Г. Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки (Вторая половина XIX — первая половина XX в.). — Новосибирск: Наука, 1992. — С. 8—9. — 173 с. — ISBN 978-5-02-029771-5 .
  18. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестн. Бурят. науч. центра СО РАН. — 2013. — № 2 (10) . — С. 47—57 . — ISSN .
  19. Галданова Г. Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки (Вторая половина XIX — первая половина XX в.). — Новосибирск: Наука, 1992. — С. 23—30. — 173 с. — ISBN 978-5-02-029771-5 .
  20. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 ноября 2019. 20 августа 2019 года.
  21. . www.vostlit.info. Дата обращения: 7 марта 2020. 19 февраля 2020 года.
  22. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  23. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  24. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 9 марта 2020. 4 марта 2016 года.
  25. Нанзатов Б. З. Иркутские буряты в XIX веке: этнический состав и расселение / П. Б. Коновалов. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. — С. 169. — 42 с. — ISBN 978-5-7925-0546-9 .
  26. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 16 ноября 2021 года.
  27. Дугаров Б. С. // Россия и монгольский мир: вектор на сближение. — 2016. — С. 117—120 . 16 мая 2021 года.
  28. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — С. 112—122 . 24 июня 2019 года.
  29. Нанзатов Б. З. Иркутские буряты в XIX веке: этнический состав и расселение / П. Б. Коновалов. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. — С. 170. — 224 с. — ISBN 978-5-7925-0546-9 .
  30. Нанзатов Б. З. // Вестник археологии , антропологии и этнографии. — 2017. — № 3 (38) . — С. 131—142 . 22 октября 2021 года.
  31. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020.
  32. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020.
  33. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020. 15 марта 2022 года.
  34. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019.
  35. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
  36. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019.
  37. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 2 декабря 2020.
  38. . www.1212.mn . Дата обращения: 18 ноября 2023.
  39. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — С. 164. — 325 с.
  40. Бакаева Э. П. «ЧЬИ ВЫ?» (Специфика полевой работы в среде калмыков в связи с проблемой самоидентификации) // Этнографическое обозрение. — 2010. — № 3 . — С. 54—65 .
  41. Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 96. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2 .
Источник —

Same as Долонгуты