Туше, Джордж, 1-й граф Каслхейвен
- 1 year ago
- 0
- 0
Цаган-Батур ( калм. Цагн-Баатр тәәҗ ) — владелец «чёрных калмыков» Джунгарского ханства . Представитель рода Чорос , сын Чохура-Убаши , внук Хара-Хулы .
В конце XVII века Цаган-Батур и его брат Баахан , прикочевали со своими улусами из земли зюнгарских калмыков ( Джунгарское ханство ) на Нижнюю Волгу в улусы известного хана Аюки . Речь идёт о приходе сыновей Чохура-Убаши (Ахай Чокур, Чуукур-Убаши), родного брата основателя и первого хунтайджи Джунгарского ханства Батура-хунтайджи из рода Чорос по линии Хара-Хула-тайши . Первые упоминания о Цагане, делает русский посол Посольского приказа В. Литосов в 1665 году во время своего посещения Джунгарского ханства и ставки Сенге . В докладе отмечается, что «В ноябре он прибыл в улус Чохура, который в это время уехал в Тибет , поручив управление улусом своим сыновьям Баахану и Цагану» . Позднее в 1666 году другой русский посол , штатный переводчик Посольского приказа в Джунгарии , знавший не только монгольский и калмыцкий языки , но и тибетский язык , также отмечает, что у Чохура-Убаши есть сыновья Баахан-Манжи и Цаган-Батур .
Беспрерывные войны и смуты, начавшиеся в Джунгарии , после смерти Сенге , побудили Цаган-Батура в 1686 году перекочевать во главе своего улуса в русские пределы. Первое упоминание о приходе на Волгу джунгарского улуса датируется 18 января 1687 года, когда царское правительство было извещено, что под Царицын из-под Сибири прибыл улус « черных калмыков » в количестве 3 тысяч улусных людей (улусная единица считается по главе семьи). Новоприбывшие калмыки кочевали в районе Сарпинского острова на расстоянии версты от самого Царицына. Вышли они из Сибири примерно летом 1686 года, а весной 1687 года планировали присоединиться к волжским калмыкам Аюки , который кочевал около Астрахани . О причинах прихода на Волгу царицынские власти не знали, при этом они отмечали, что «в прежних годах такие черные калмыки не прихаживали» . Тем не менее Джунгары не создавали им особых проблем и вполне мирно торговали с местным населением .
Донские казаки также не могли в своих донесениях в Москву не отреагировать на прибытие нового калмыцкого улуса . Они сообщали, что к донским городкам Паншину и Качалину прикочевал некий калмыцкий «Чаган-мирза» , который отправил на переговоры к Аюке свою супругу, приходившуюся калмыцкому хану родной сестрой. В то же время он отправил своих послов в Москву с просьбой принять его на службу и указать место для кочевий. Поскольку приход джунгаров совпал с началом русско-турецкой войны , то из Москвы к нему пришел указ отправиться срочно войной на Крым , и за это их владельцу были обещаны «государевы милость и жалованье» .
Позже как удовлетворение таковой просьбы Цаган-Батуру, его детям и всем его улусным людям было пожаловано «в вечное русское подданство», указав князю В. В. Голицыну отвести им для кочевок степи на луговой стороне Волги, по реке Ахтубе . Уже на другой после этого год эти самые калмыки со своим владельцем «отправляли службу», находясь вместе с донскими казаками в экспедиции для искоренения ушедших к рекам Медведице и Куме воров и раскольников .
В результате перехода калмыцкого населения к оседлости, потомком Цаган-Батура Эренценом была основана Рынценовская (Зюнгарская) сотня Нижнего улуса Калмыцкого округа Области войска Донского , позднее переименована в станицу Иловайская в 1877 году (по другим данным, в 1879 году ) по имени атамана А. В. Иловайского (1821—1822) .