Interested Article - Дючеры
- 2020-12-31
- 3
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура , приблизительно от устья Зеи до устья Уссури , и несколько ниже по течению .
Описание, история
Сведения
По сообщениям русских землепроходцев XVII века , дючеры, как и родственные им гогули , а равно и их северо-западные соседи дауры , были народами, занимающиеся землепашеством и скотоводством. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, гречиху, полевой горох и коноплю. Разводили лошадей, крупный рогатый скот и особенно много свиней . В качестве тягловой силы они использовали преимущественно быков. В хозяйстве применялась керамическая посуда бохайского и чжурчжэньского гончарства.
Один из сохранившихся археологических памятников дючерского присутствия на территории современной Амурской области — , находящееся у села Гродеково на Амуре, к югу от г. Благовещенска и устья реки Зеи . Об этом поселении Ерофей Хабаров писал в 1652 году воеводе Якутска Д. Францбекову : «С усть Зии по Амуру вниз ехать на коне половина дни все лугами и старыми пашнями до того города, а город земляной, иноземцы его зовут Айтюн» . Название, данное Хабаровым как Айтюн, соответствует форме « Айгун », известной по отношению к маньчжурской крепости, существовавшей там в более поздний период (1680-е гг.).
По данным археологов, эта крепость была основана предположительно в конце I — начале II тысячелетий нашей эры и просуществовала до середины XVII века .
Русские казаки XVII века собирали дань с дауров и дючеров, но начиная с 1654 г. цинское правительство переселило земледельческое население края в другие части Маньчжурии .
Происхождение
Существуют различные мнения о том, каким народностям более ранних или поздних времён соответствовали дючеры XVII века. С археологической точки зрения, дючерская культура хронологически выделяется со второй половины XIII в., являясь наследницей ранее существовавшей в этих краях культуры амурских чжурчжэней .
По мнению БСЭ , потомки дючеров входят в состав нанайцев , ульчей , и других народностей региона . Известный историк Дальнего Востока Б. П. Полевой отождествлял дючеров (по крайней мере живших ближе к Сунгари и Уссури) с нанайцами , в противоположность авторам XIX в, полагавшим, что нанайцы (гольды) лишь постепенно заселили дючерские края после выселения дючеров вглубь Маньчжурии в 1650-х гг.
По другому мнению, дючеры были частью чжурчжэней ( маньчжуров ) и после переселения с Амура на Сунгари и Хурху слились с другими частями маньчжурского народа.
Некоторые авторы считают, что само название «дючеры», которое в русских источниках XVII в. известно в разных вариантах: чючар, джучар, жучер, дючан, родственно названию чжурчжэней , самоназвание которых записывалось как jušen .
Л.И. Шренк, Б.О. Долгих характеризовали дючеров как этнографическую группу маньчжуров . В.А. Туголуков, отрицая единство групп дючеров и гогулей, относил последних к эвенкам-солонам и орочонам . Существует мнение, что дючеры, исходно являясь группой северных тунгусов, испытали сильное воздействие маньчжурских культурных традиций .
Историческая судьба
Военная уязвимость дючеров предопределила в итоге судьбу этого народа в XVII веке. Они не смогли противостоять в XVII в. военной тактике, основанной на применении огнестрельного оружия, и отстоять свою независимость от пришедших в Приамурье отрядов русских первопроходцев. Е. П. Хабаров так описывает один трагический эпизод военного присоединения дючерской территории Приамурья: «… И плыли вниз по Амуру и плыли два дня да ночь, и улусы громили, все улусы, а юрт по штидесят и по семидесят в улусе, и мы в тех улусах многих людей побивали и ясырь имали, и плыли семь дней от Шингалу Дючерами, все улусы болшие юрт по семидесят и осьмидесят, и тут все живут Дючеры, а всё то место пахотное и скотное, и мы их в пень рубили, а жён их и детей имали и скот …». Дючеры утратили в жестоких конфликтах опору своего существования и вскоре канули в небытие .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 6 апреля 2009. 18 июля 2011 года.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- от 28 октября 2011 на Wayback Machine в БСЭ
- Б. П. Полевой, от 25 июля 2011 на Wayback Machine
- Бурыкин А. А., от 20 апреля 2002 на Wayback Machine
- А.М.Пастухов. [ihtik.lib.ru/2012.03_ihtik_no.big.razd/2012.03_ihtik_no.big.razd_2658.rar К вопросу о характере укреплений поселков приамурских племен середины XVII века и значении нанайского термина «гасян»] (недоступная ссылка с 01-02-2014 [3643 дня]) .
- Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т. I. — СПб. : Типография Императорской Академии Наук, 1883. — С. 162.
- Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.. — М. : Изд-во АН СССР, 1960. — С. 590.
- Туголуков В.А. Эвенки // Этническая история народов Севера / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — 1982. — С. 133 .
- Варламов А.Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирск: Наука, 2022. — С. 284-285.
- Беляков А. О., Воронина А. С., Завадская Е. А. и др. Народы и религии Приамурья. Коллективная монография / под ред. А. П. Забияко. — Благовещенск, 2017. — С. 44, 45. — 424 с. — ISBN 978-5-93493-272-6 .
- 2020-12-31
- 3