Interested Article - Куява, Антоний
- 2021-02-28
- 2
О. Антоний Куява в советских документах Антон Николаевич Куява ( польск. Antoni Kujawa , 10 марта 1908 —2 мая 1968 ) — польский ксёндз , узник ГУЛаг , активный участник Кенгирского восстания .
Биография
Родился 10 марта 1909 года в с. польск. Mikołaj Kujawa , 3 декабря 1871—?) и Констанция в девичестве Сверчинская ( польск. Konstancja Świerczyńska , 14 июнь 1874—?) . Окончил гимназию в Вонгровеце . После прохождения военной службы и был принят на медицинский факультет Университета Стефана Батория в Вильнюсе . Проучившись два года медицине, Антоний поступил в Виленскую духовную семинарию, которую окончил в 1937 году со степенью магистр богословия . Рукоположен в 1937 году. В 1937—1938 годах служил в Костёле Вознесения Пресвятой Девы Марии в селе Желудок . В 1939 году настоятель в Подбжезе Виленско-Трокского повета Виленского воеводства . Согласно документам, связанным с арестом в 1949 году, в момент прихода Красной армии осенью 1939-го был приходским священником в с. Язно недалеко от Дисны около советской границы. Остался там и после 1939 года. В 1943 году «за нарушение распоряжений оккупационных властей» отца Антона арестовало гестапо . После нескольких месяцев заключения его отпустили благодаря многочисленным обращениям прихожан. После повторного установления советской власти отец Антон должен был перейти служить в приход в с. Мосар Дуниловичского района Полоцкой области .
в семье крестьян. Отец — Миколай Куява (Арест и репрессии
17 февраля 1949 (по другим сведениям — 17 января 1949 ) арестован и заключён в Полоцкую внутреннюю тюрьму. Обвинён в том, что:
будучи по идейным убеждениям врагом Советской власти, в период с 1944 по 1949 год, под прикрытием религиозно-католических праздников, систематически участвовал в сборищах ксёндзов, на которых обсуждались антисоветские вопросы пораженческого характера. Среди граждан своего прихода Куява проводил антисоветскую пропаганду, направленную против вступления молодежи в комсомол и работы граждан в сов. учреждениях.
С помощью непрерывных допросов о. Антона лишали сна на несколько дней подряд: с 1 по 4 марта, с 7 по 11 марта, с 13 по 17 марта . К нему в камеру подсадили «наседку» (агента следственных органов), агент сообщал, что о. Антон :
среди арестованных в камере в период февраль—апрель месяцев 1949 года систематически проводил антисоветскую пораженческую пропаганду.
К концу следствия дело было переквалифицированно в дело об «измене Родине» на том основании, что якобы «Куява был завербован немецкой жандармерией в качестве агента и получил задание на выявление советских партизан и должен был доносить об их действиях». 21 мая 1949 ПП ВТ войск МВД Полоцкой области приговорил отца Антона по ст. ст. 63-1 и 72 «б» УК БССР к 25 годам ИТЛ с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества.
25 июля 1949 года этапирован в Степлаг (окрестности Джезказгана в Казахской ССР ). На обложке личного дела о. Антона была пометка «агент немцев».
В марте 1952 года у о. Антона начался активный туберкулезный процесс.
Через два дня после смерти Сталина, 7 марта 1953 года, заключённого Куяву отправили в штрафной изолятор (ШИЗО) за то, что «систематически носит одежду не лагерного образца». Биограф отца Антона, Ирина Осипова, объясняет это тем, что священник решил открыть наличие у него сана и носил одежду напоминающую облачение ксендза. После смерти Сталина появились надежды на изменения в жизни заключенных и в августе 1953 о. Антоний направил в Прокуратуру и Верховный суд заявления о пересмотре своего дела, указав на незаконные методы следствия и отсутствие на суде переводчика, но в просьбе отказано с формулировкой: «Оснований для пересмотра дела нет».
Участие в забастовках
13 февраля 1954 года был отправлен в ШИЗО на 3 месяца «за активное участие в массовой волынке <"забастовка" на языке руководства ГУЛАГа> и подстрекательстве к этому других <…>, а также за отказ от работы». Эта забастовка была объявлена заключенными Кенгира в ответ на убийство охранником Мелешенко в зоне Горстроя евангелиста Александра Сысоева, о котором упоминает А. И. Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" .
С 16 мая 1954 — в Кенгирском отделении Степлага началось восстание заключенных, продолжавшееся 40 дней, в котором о. Антон принял активное участие. Следствие составило список священников разных конфессий, которые активно участвовали в восстании: «1. Куява; 2. Бережной; 3. поп Григорий; 4. поп Зора» . В нём о. Антон Куява занимает первое место. Позднее в докладной записке на имя Круглова было особо подчёркнуто, что во время восстания «активно действовала группа попов православной, католической и автокефальной церкви. Эти попы систематически проводили молебны и призывали заключенных к неповиновению лагерной администрации» :359 . Вот как описывает роль о. Антона Куявы одна из участниц восстания, Анна Дмитриевна Гричаник (Витт):
- Многие девушки переписывались с ребятами. Записки привязывали к камню и перекидывали из зоны в зону.
- Одна записка пришла от ребят с предложением познакомить "отца с матерью", так называли бригадира и бригадиршу. Так заочно мы познакомились, его звали Костей Виттом. <...>
- Впервые мы встретились, когда в лагере вспыхнуло восстание, это было ночью 18 мая.<...>
- В один прекрасный день К[онстантин] И[ванович] предложил мне обвенчаться. В их зоне был священник, и он уже благословил некоторые пары. Я дала своё согласие, мы пошли в 3-й лагпункт, где в присутствии всей бригады мы стали законными мужем и женой.
- Священник читал молитву, соединил наши руки, а потом мы расписались в амбарной книге, на которой был нарисован крест .
Участники восстания вспоминали об отце Антоне с большой благодарностью: «Чувство долга руководило Антоном Ивановичем Куявой, когда он венчал новобрачных и отпевал погибших» :315 .
Восстание было жестоко подавлено войсками: заключенных в бараках и на баррикадах расстреливали из пушек и давили танками, прорвавшие оборону солдаты вели по ним прицельный огонь из автоматов. Результатом штурма стали «десятки и десятки убитых, раздавленных, обожжённых заключенных, четыреста человек получили тяжелые ранения». Отец Антон был отправлен на время следствия в штрафной изолятор, но из-за резкого обострения туберкулеза легких начальство вынуждено было перевести его в лагерный лазарет. 31 декабря 1954 — о. Антон был освобождён из лагеря досрочно по состоянию здоровья (ПП Карагандинского ОС). Отправлен в ссылку в Карагандинскую область.
В июле 1954 комиссия по усмирению Кенгирского восстания представила в МВД «Докладную записку» за подписью начальника ГУЛаг, в ней особо была отмечена активная роль священников в этих событиях, в связи с чем предлагалось следующее:
Считаем необходимым во всех лагерях , особенно в особых, значительно усилить политико-воспитательную работу и антирелигиозную пропаганду. В ближайшие шесть месяцев всех попов, ксендзов и активных религиозников из лагерей изъять и сконцентрировать их в отдельных лагерях или лагподразделения.
Пастырское служение в Польше
2 февраля 1956 о. Антон освобожден из ссылки и выехал на родину в Польшу.
3 октября 1962 года епископ о.
(1897—1976) назначил в Собор Святой Марии Магдалины в нового настоятеля о. Антония Куяву . В его пастырской работе ему помогал викарий о. Ян Цпиолек . Отец Антоний прослужил в этом приходе до конца своей жизни. Умер 2 мая 1968 года от сердечного приступа .18 февраля 1994 года реабилитирован по делу 1949 года Витебским областным судом .
Семья
- Брат — Станислав (1897—1946)
- Сестра — Хелена (1913—1983), муж Францишек Собчак (1910—1980)
- Сестра — Юзефа (Józefa)
- и ещё трое братьев или сестёр.
Литература
- Осипова И. В язвах своих сокрой меня… Гонения на Католическую Церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел. М. 1996. С. 180.
- Личное дело заключенного А. Н. Куявы // Архив УМГБ по Полоцкой области;
Комментарии
- В польском источнике приведена дата рождения 10 марта 1909 , тогда как во всех российских источниках, восходящих к следственному делу, года рождения 1908 . На надгробном памятнике в Рацлавичках дата 10 марта 1908 .
- В двух источниках очевидная сходная опечатка - сказано "о. Иосиф", но речь идёт об Антоне Куяве.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 27 ноября 2020. 6 декабря 2020 года.
- ↑
- ↑ . Дата обращения: 27 ноября 2020. 1 сентября 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 27 ноября 2020. 5 декабря 2020 года.
- ↑
- . Дата обращения: 28 ноября 2020. 9 декабря 2020 года.
- Государственный архив РФ . // / Отв. ред. и сост. В.А. Козлов.. — М. : Российская политическая энциклопедия ( РОССПЭН ), 2004., 2004. — 736 с. — ISBN 5-8243-0610-9 . — ISBN 5-8243-0604-4 . 8 октября 2017 года. с. 619
- Солженицын А. И . Сорок дней Кенгира // Архипелаг ГУЛАГ . — Т. 3, Ч. 5. С. 256
- «Схема организации руководящих органов массового неповиновения заключённых Степного лагеря» (ГА РФ Ф. З-9414 Оп. 1, Д. 228. Л. 18)
- ↑ Кравери М., Формозов Н. Кенгирское восстание, 16 мая — 26 июня 1954 года // «Воля». 1994. № 2/3. С. 307—370.
- Гричаник-Витт Анна. Тяжелая молодость // "Воля". 1994. № 2/3. С. 326.
- . Дата обращения: 28 ноября 2020. 6 мая 2021 года.
- 2021-02-28
- 2