Interested Article - Альсеитов, Кудайберген Алсеитович

Кудайберген Альсеитов ( каз. Құдайберген Әлсейітов , 1884—1933) — казахский акын начала XX-го века. Упоминается среди выдающихся поэтов-песенников Павлодарского края и Прииртышья . Его манера исполнения в жанре повлияла на творчество следующего поколения казахских акынов, особенно — популярного казахского поэта, певца и композитора 1930—1940-х годов Исы Байзакова , который называл Альсеитова одним из своих учителей .

Биография

Родился на стоянке Каратерек (ныне с. Михайловка ), в Барабинской степи , приблизительно в 100 км на восток от станицы Желези́нская Семипалатинской области . Одна из его сохранившихся песен называется «Кудайберген, сын Алсеита» («Баласы Әлсейіттің Құдайберген»), из чего можно сделать вывод, что отца его звали Алсеит, и что Альсеитов это не его родовая фамилия, а фамилия, образованная позже по отчеству. Предположительно, он происходил из рода Кыпчак .

Учился в медресе в Татарском районе Новосибирской области — у муллы Химади , что ещё раз подтверждает его кыпчакские корни. Однако окончить образование и пойти по пути мусульманского священника ему не довелось, — из медресе Кудайберген был исключён «за нерадивость» .

Поэтические дарования проснулись в нём очень рано. В 12 лет его уже знали как поэта-импровизатора и прозвали «акын-ребёнок» («бала ақын»). Кочуя со своей семьёй, подрастающий Кудайберген посетил почти все крупные города иртышской долины, не боясь выступать в них на праздниках, панихидах и торжищах рядом «со взрослыми» акынами. В творческих парных состязаниях казахских певцов-импровизаторов, так называемых « айтысах », среди сверстников его всегда признавали победителем. Слава его росла. В 16 лет, в Кокчетаве , молодой акын победил в айтысе Ходишу , акына-девушку из рода Караул . Там же он победил самого Ибрая Сандыбаева , акына с тридцатипятилетним стажем . — Кудайберген Альсеитов стал мастером.

Традиционно, акын-победитель значимого айтыса — уважаемый человек, желанный и почётный гость в любом стане. Без акына невозможно представить казахскую свадьбу, похороны, праздник рождения или помолвки. С домброй и всегда готовой излиться песней, почти всю жизнь Альсеитов странствовал по аулам и становищам — от Коянды до Новосибирска , выступал в различных городах — Павлодарской, Кокчетавской, Акмолинской, Семипалатинской областей:

День-деньской скакуна я держу в узде.
Там, где я, там горой пир идет везде.
Двух иль трёх повстречав, тотчас запою
о твоём, о его, о моём житье.
В стременах, на кошме и во сне пою,
молодым соловьём по весне пою,
как в упряжке гнедой, голову задрав,
громким ржаньем коней в тишине пою.

(перевод А. Жубанова )

Кудайберген Альсеитов был человек независимых взглядов и держался в стороне от центров официальной культуры. Для царской власти он был слишком традиционен, для советской — слишком религиозен . Сведений о жизни вольного певца, старавшегося не привлекать внимание властей, сохранилось немного.

В 1920 некий Кудайберген, « видный акын », участвует в айтысе с начинающим акыном Исой Байзаковым , — айтыс « стал началом творческого становления » этого выдающегося деятеля казахской культуры . Ису Байзакова называют «активным популяризатором творчества Альсеитова» . Имеется свидетельство, что в 1936 Байзаков исполнял песню Кудайбергена, « как её исполнял сам автор » , — то есть Байзаков был знаком с ним лично. Из чего можно заключить, что в 1920 году Иса состязался в айтысе именно с Альсеитовым, поскольку другие известные акыны с именем Кудайберген в эти годы не упоминаются.

По этой же логике можно предположить, что в упоминании « известного тогда во всей Алакольской волости Кудайберген-акына » из биографии акына , — речь идёт также об Альсеитове: в 1924 году он выбрал имя для новорождённого, ставшего потом известным акыном, будучи почётным гостем на празднике его первого дня рождения.

По мнению рецензированного историка Павлодарского края, в 1920-е — 1930-е годы Кудайберген Альсеитов входил в круг сподвижников Жарылгапберды Жумабаева и в виду недостатка кадровых преподавателей занимался «музыкальным воспитанием населения» .

В 1933 году, в возрасте 49 лет, известный акын Кудайберген Альсеитов безвременно скончался в ауле Жуматай Черлакского района Омской области.

Творчество

Как и большинство акынов, Кудайберген Альсеитов обладал редким даром рифмованной импровизации, — стремительной и остроумной; при этом стихи его волновали красотой и силой чувств. Он мастерски исполнял песни в жанре , — часто находя новый, более энергичный и увлекательный ритм. « Исполняя свои огненные, полные страсти и темперамента песни, певец необыкновенно одушевлялся » .

Вдохновение акына принципиально мимолётно, — бо́льшая часть творчества Альсеитова, естественно, не сохранилась. Опубликовано всего около двух десятков его произведений. Наиболее известны и время от времени исполняются:

  • « Желдирмес Кудайбергена » («Құдайбергеннің желдірмесі») — знаменитая песня Исы Байзакова «Желдирме» была лишь переделкой Альсеитова, но переделкой значимой: Байзаков исполнял песню «по своему» и «как автор», и они сильно отличались. — « [Иса] показал, как эту песню исполнял сам автор, Кудайберген: играя на домбре быструю, как вихрь, желдирме, певец то вскакивал, то вновь садился, то падал навзничь, кружился волчком, закидывал голову, изображая скачущего коня в упряжке » . Известны пять вариантов «Желдирме» Байзакова .
  • « Танакоз » — Песня родилась из горького личного опыта акына. Его возлюбленную, девушку по имени Танакоз, отдали замуж за престарелого бая, — по обычаям того времени, — без её согласия; в недолгом времени девушка умерла. Конечно, от любви. Песня нравилась современникам, её исполняли и другие акыны.
  • « Айтыс Кудайбергена с девушкой Хадишой » («Құдайбергеннің хадиша қызбен айтысы») — опубликован в 1941. Помимо художественных достоинств, нужно иметь в виду, что девушки-акыны явление более редкое, и это выделяет данный айтыс из ряда обычных состязаний.
  • « Кудайберген, сын Алсеита » («Баласы Әлсейіттің Құдайберген») — исполнялась автором на мотив «Желдырмес».
  • « Терме Кудайбергена » («Құдайбергеннің термесі») — своего рода образец жанра.
  • « Песня Кудайбергена » («Құдайбергеннің әні»).

Оригиналы некоторых текстов К. Альсеитова хранятся в архиве алматинского Института искусств и литературы им. М. Ауэзова .

Отзывы современников

Напористость, стремительность темпа, страстность, ошеломляющий каскад звуков — характерные черты песен Кудайбергена. Он сам увлекался, отдавался бешеному ритму своих «желдирме» и зажигал, «электризовал» публику. Он был не просто певцом, он обладал данными профессионального эстрадного артиста. Жаль, что такой певец не дожил до подлинного расцвета казахской профессиональной музыки.

А. Жубанов «Соловьи столетий», Алма-Ата, 1967

Память

В родных местах акына, в посёлке Железинка , его именем названа улица. На улице установлен памятный бюст. В 2009 и в 2014 годах учреждениям культуры Павлодарской области юбилеи акына указывались как информационный повод « для пропаганды отечественной истории » .

Литература

  • При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .
  • Альсеитов Кудайберген (1884—1933) // Павлодарское Прииртышье: Энциклопедия. — Павлодар, 2003. — С. 125
  • Кудайберген Альсеитов // Жубанов А. Соловьи столетий. — Алма-Ата, 1967. — С. 374—375
  • Кудайберген Альсеитов // Жубанов А. Соловьи столетий: Очерки о народных композиторах и певцах: Пер. с каз. / Г.Бельгер. — Алматы, 2002. — С. 410—411
  • Ахметов А. Память о поэте жива // Звезда Прииртышья. − 1996. — 17 авг.
  • Дмитриев Ю. Возвращение Кудайбергена Альсеитова // Звезда Прииртышья. — 1996. — 23 нояб. — С.2
  • Жаманбалинов М. Акын — импровизатор Кудайберген Альсеитов // Звезда Прииртышья. — 1996. — 23 июля. — С. 2

Примечания

  1. М. Ж. Исакаева, С. Ш. Исаканова, Ш. Б. Шахметова. Акыны–жырау Павлодарского Прииртышья: Биобиблиографический справочник (на каз. и рус.яз.). — Павлодар, 2004. — 120 с.
  2. Қ. Әміржанов. (казах.) // Ақиқат : Журнал. — 2008. — Нөм. 1 . — Б. 76—79 . 7 марта 2016 года.
  3. «Қыпшақтың жол басының ішінде Құдайберген деген ақын өтіпті. Біздің елге Құдайберген келгенде бүкіл халық жиналушы еді»: от 7 января 2015 на Wayback Machine на казах. яз.
  4. Жубанов А. // Соловьи столетий. — Алма-Ата, 1967. — С. 374—375.
  5. Оба эти айтыса сохранились в рукописях и уже при советской власти стараниями знатоков не раз были опубликованы в сборниках казахской поэзии.
  6. от 19 июня 2016 на Wayback Machine //Биографии Героев и писателей СССР. — Музей школы № 34, г. Кустанай. — Электронный ресурс
  7. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Литературная карта Павлодарского Прииртышья. — Электронный ресурс.
  8. Сметова А. А. История развития музыкального просвещения в Павлодарском Прииртышье:Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. — Павлодар: Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, 2006. — С. 41, 75, 146. — 160 с.
  9. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
  10. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Календарь памятных дат на 2009 год. — Государственный архив Павлодарской области
Источник —

Same as Альсеитов, Кудайберген Алсеитович