Карибжанов, Жаныбек Салимович
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́рик Сали́мович Курмангали́ев ( каз. Ерік Сәлімұлы Құрманғалиев , 2 января 1959 года (по паспорту), посёлок (ныне город) Кульсары Гурьевской области , Казахская ССР , СССР — 13 ноября 2007 года , Москва , Россия ) — советский, российский и казахстанский певец ( контратенор ), народный артист Республики Казахстан (1996).
Эрик родился в семье врачей: его отец был хирургом, а мать педиатром. В детстве пел песни из репертуара Ольги Воронец и Людмилы Зыкиной , подражая голосам певиц. В возрасте двенадцати лет увлёкся классической музыкой. Происходит из рода алаша племени байулы Младшего жуза.
Первый опыт сценического искусства получил в средней школе им. Кирова г. Гурьева , играя мачеху Золушки в школьном драмкружке. В 1976 году, окончив школу, он поступил в Алма-Атинскую консерваторию на музыкально-педагогическое отделение (класс А. Поликаркина). Для приёмной комиссии он спел арию из « Орлеанской девы » Чайковского . Курмангалиев был обладателем необычного голоса — мужского альта, что позволяло ему исполнять женские партии.
Юношу, который пел оперные арии «женским» голосом, считали уникальным явлением. Так пели в давние времена юные кастраты в Италии , но если их подвергали жестокой экзекуции, чтобы сохранить их голоса, не дожидаясь возрастной ломки, то Эрику Курмангалиеву такой тембр был дан от рождения.
В связи с этим он вспоминал: «Конечно, меня пытались переучивать: мол, как же так, мужчина почему-то поёт женским голосом. В Советском Союзе это было невозможно! Так что всякие инсинуации наблюдались по поводу моего тембра. Но окончательно я понял, что у меня действительно уникальные вокальные данные, только когда перебрался в Москву ».
… это один из самых романтичных эпизодов моей карьеры. До столицы добрался почти автостопом, в тамбурах. Денег не было, потому что родители не очень хорошо отнеслись к тому, что я бросил подготовительное отделение Алма-Атинской консерватории… Но я довольно своенравный человек
В Московской консерватории им. П. И. Чайковского ему отказали, но он сумел попасть в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных .
«Я поступил в Гнесинку и на всех экзаменах по вокалу обсуждение моей персоны длилось по три-четыре часа. И всегда — всегда! — я находился на грани вылета». И вылетел: его отчислили из Гнесинки после первого курса за несдачу экзамена по научному коммунизму. А потом попал в армию, где играл в полковом оркестре мотострелковых войск на большом барабане. Вернувшись на гражданку, восстановился в Гнесинке.
На втором курсе Института имени Гнесиных (в 1980 году, класс Н. Н. Шильниковой) он дебютировал как концертный певец на сцене Большого зала ленинградской филармонии имени Д. Шостаковича в «Stabat Mater» Дж. Перголези (партия альта, дирижёр — Антон Шароев ). В том же году он узнал, что дирижёр Валерий Полянский собирается репетировать 2-ю симфонию Альфреда Шнитке на сцене Концертного зала имени Чайковского . Это произведение великий композитор написал по заказу Би-Би-Си для контральто, причём Шнитке был уверен, что в СССР исполнителя с такими вокальными данными найти невозможно. «Поэтому, услышав меня, он испытал настоящий шок. Так я попал в поле зрения Шнитке, и мы начали сотрудничать», — вспоминал певец.
Он первым исполнил партию контртенора в произведениях А. Шнитке: Второй симфонии (1982), кантате «История доктора Иоганна Фауста» (1983), Четвёртой симфонии (1984, в Большом зале консерватории с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко ).
В 1985 году он окончил Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных , спев партию пажа Керубино в дипломном спектакле « Свадьба Фигаро » Моцарта , после чего стажировался в аспирантуре Московской консерватории им. П. И. Чайковского у профессора Нины Дорлиак . Брал мастер-классы у И. Бьенер, А. Рейнолдс, Ф. Кертин и Р. Кэйселли. Одновременно работал в филармонии, в центре Стаса Намина, сам по себе…
Много гастролировал, исполнял оперы и сольные программы на ведущих сценах мира.
В 1993 году занесён в книгу рекордов «Диво 93. Чудеса. Рекорды. Достижения» .
Эрик Курмангалиев скончался 13 ноября 2007 года от болезни печени . Был отпет в церкви святителя Николая в Подкопаях в Москве 15 ноября .
Похоронен в 2008 году на Ваганьковском кладбище в могиле рядом с солисткой Большого театра .
В августе 2008 года гала-концерт фестиваля музыки барокко Farinelli-Fest в Риге был посвящён памяти выдающегося певца Эрика Курмангалиева.
3 октября 2019 года в театре Астана Опера прошёл концерт памяти Эрика Курмангалиева «Вокальные параллели». По словам одного из организаторов мемориальных мероприятий, контртенора и заведующего кафедрой хорового дирижирования КазНУИ , сегодня искусство контртеноров очень актуально. Современные композиторы активно и много пишут для этого тембра голоса. Эрику Курмангалиеву повезло меньше, чем нынешним певцам. Обладая несомненным талантом, ему пришлось упорно доказывать право существования такого голоса .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Выступал с дирижёрами Геннадием Рождественским , Дмитрием Китаенко , Фуатом Мансуровым , Татьяной Гринденко , Саулюсом Сондецкисом и другими.
В 1988 году на фестивале музыки в Бостоне пресса назвала Эрика Курмангалиева феноменом, проводя параллель со знаменитой оперной певицей Федорой Барбьери .
Но широкую известность в России, даже среди людей не особо интересующихся классической музыкой Э. Курмангалиев получил в 1992 году, исполнив роль трансвестита Сонг Лилинг в скандальном спектакле режиссёра Романа Виктюка «М. Баттерфляй» по одноимённой пьесе американского драматурга Дэвида Генри Хванга. На эту роль Эрика уговорил артдиректор Театра Романа Виктюка Михаил Колкунов. То, что делал Курмангалиев в роли Сонг Лилинг по тем временам было просто запредельно. Многие не могли поверить, что эту роль исполнял мужчина, и что мужчина может иметь такой голос, так виртуозно владеть им. Многие в те дни сходились во мнении, что спектакль Виктюка не имел бы того успеха, играй Сонг Лилинг не Эрик Курмангалиев, а обычный актёр, пусть даже и способный перевоплощаться в женщину. Поэтому многие шли на «М. Баттерфляй» снова и снова, чтобы насладиться грациозной игрой Курмангалиева, его волшебным голосом.
В том же 1992 году Э. Курмангалиев был признан лучшим актёром года за эту необычную, по меркам того времени, роль.
В 1993 году Курмангалиев исполнил партию Орфея в опере Глюка « Орфей и Эвридика » с ансамблем «Благовест» в Эрмитаже ( Санкт-Петербург ), в 1996 году поёт партию князя Орловского в оперетте Штрауса « Летучая мышь » в московском театре « Геликон-Опера », в 1999 году исполнил партию Танкреда в опере Россини « Танкред » (концертное исполнение) в Вильнюсе ( Литва ), в 1999 году снова поёт Орфея в «Орфее и Эвридике» Глюка на фестивале «Гранды Искусства» во Львове ( Украина ), а в 2000 году участвовал в концертном исполнении этой оперы (партия Орфея) в рамках Фестиваля симфонической и хоровой музыки в Уфе ( Россия ). С 1997 года регулярно концертировал в Риге (Домский собор, зал Ave sol, Большая гильдия) по приглашению импресарио Владимира Решетова, который позже придумал фестиваль Farinelli-Fest, благодаря сотрудничеству с Эриком Курмангалиевым. [ источник не указан 1852 дня ]
Выступал в Париже по приглашению Пьера Кардена , с которым познакомился в 1998 году.
По приглашению Святослава Рихтера Курмангалиев являлся постоянным участником международного фестиваля «Декабрьские вечера», вместе с А. Вертинской участвовал в спектакле А. Эфроса (фрагменты оперы Г. Пёрсела «Буря») по Шекспиру (роль Ариэля-Просперо). Неоднократно, на протяжении десяти лет выступал с концертами в Домском соборе и других залах Риги ( Латвия ) по приглашению импресарио Владимира Решетова.
В его репертуаре были партии и арии из опер Генделя («Тезей», «Ариодант», «Флавий», «Адмет», «Сирой»), Россини («Аврелиан в Пальмире», «Кир в Вавилоне», «Танкред», «Семирамида»), Пёрсела («Королева фей», «Дидона и Эней»), а также произведения Баха, Вивальди, Глюка, Моцарта, Страделлы, Сен-Санса, Россини, Гайдна, Беллини, Пуччини, Мейербера, Франка, Керубини, Люцци, Бизе, Верди, Каччини, Шуберта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова.
Исполнял главные партии в операх «Адмет» Генделя, «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Алкид», Бортнянского (концертные варианты), с записями певца выпущены пластинки и компакт-диски, в частности кантаты Баха и симфонии Шнитке.
В 2002 году дал гала-концерт в Москве на сцене Большого зала Московской консерватории .
В 2005 году, в Риге участвовал в спектакле-пастиччо латвийского импресарио Владимира Решетова (автора идеи, либретто и диалогов на итальянском языке) «Похищение Фаринелли», посвящённом 300-летию Карло Броски ( Фаринелли ). На основе спектакля с участием пяти контртеноров , Олегом Рябецом, Сергеем Егерсом, Рустамом Яваевым и Эриком Курмангалиевым, был сделан документальный фильм «Farinelli. Show must go on».
Также в 2005 году снялся в фильме Рустама Хамдамова « Вокальные параллели ». Эрик Курмангалиев там играет камео, как и его партнёры по фильму, — Роза Джаманова, Бибигуль Тулегенова и Араксия Давтян. Из-за отсутствия финансирования фильм снимался 8 лет.
В 1987 году стал лауреатом международного конкурса молодых певцов в Хертогенбосе , Нидерланды .
В 1992 году Эрик Курмангалиев был признан лучшим актёром года за роль в спектакле «М. Баттерфляй» по одноимённой пьесе американского драматурга китайского происхождения Дэвида Генри Хванга.
Указом Президента Республики Казахстан от 18 октября 1996 года присвоено почётное звание « Народный артист Казахстана », за заслуги в искусстве казахской классической музыки.
2001 — Эрик Курмангалиев — Альт (арии из русских и зарубежных опер, запись 1991).
Альбомы с участием Курмангалиева: