Interested Article - Дхармачакра

Дхармачакра , или Дхармашакра ( санскр. धर्मचक्र , IAST : dharmacakra «дхармы колесо», « колесо закона », на языке пали — дхаммачакка ), — буддистский символ дхарм (законов космического мироздания) и учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре . Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с восемью спицами. Именуется благой (благородной) эмблемой буддизма — одной из восьми его «драгоценностей» ( аштамангала ) .

Значение

Обычно восемь спиц трактуются как изображение составляющих Благородного восьмеричного пути .

На некоторых изображениях по бокам Колеса стоят две газели как символ буддийской проповеди. Это связано с преданием, зафиксированном в «Дхармачакра-правартана-сутре» (пали: Дхаммачакка-паваттана-сутта) (Сутра великого поворота Колеса Учения), согласно которому первой проповеди Будды внимали пять аскетов (ранние сподвижники Будды Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни) и две газели .

Изображение бхавачакры — другого визуально сходного широко известного символа в виде колеса сансары ( санскр . «блуждание», «круговорот») демонстрирует бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением в различных местопребываниях.

Буддизм

Дхармачакра в скульптурной отделке Храма Солнца, Конарк , Орисса , Индия

История буддизма в Индии традиционно разделяется буддистами на три периода, получивших название «Три поворота дхармачакры». Вращение колеса символизирует изложение и объяснение Закона для спасения всех живых существ. Таким образом, Будда является «вращателем колеса» ( Чакравартин ).

Первый поворот относят ко времени, когда Будда Шакьямуни произнёс свою бенаресскую проповедь, получившую название « Сутра запуска дхармачакры » («Дхармачакра-правартана-сутра»).

Второй поворот связывают с появлением праджняпарамитских сутр , третий — с возникновением учения виджнянавады .

Поворот Колеса Дхармы

По воззрениям тхеравады Будда единожды повернул колесо дхармы в Оленьем парке в Сарнаттхе, близ Варанаси, произнеся свою первую проповедь Дхаммачаккапаваттана сутту для пятерых аскетов. Второй и третий повороты, согласно воззрениям тхеравады, не признаются таковыми.

Три поворота колеса дхармы

По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывают им путь к непреходящему счастью. Начиная с этого времени, в распоряжении всех, кто живёт в эпоху после появления Будды , есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полного Просветления .

По воззрениям наиболее древней нереформированной школы тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз, во время произнесения Дхармачакра-правартана сутты в Варанаси. Дальнейшие повороты тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины.

  • Первый поворот колеса дхармы
Буддизм
Практика
Дхамма

Будда учил, в основном, Четырём благородным истинам и закону кармы , которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий. В первом цикле поучений говорится, главным образом, о внешнем поведении, которому соответствует нравственный кодекс монаха или монахини. Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции тхеравады .

  • Второй поворот колеса дхармы

Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине, а также — о взаимозависимом возникновении ( Пратитья-самутпаде ) и пустоте ( шуньяте ). Он показал, что вещи, которые появляются в соответствии с законом причины и следствия (карма), по своей природе свободны от действительного, независимого существования. Во втором цикле поучений говорится о внутреннем настрое, которому соответствует кодекс поведения мирянина или мирянки, берущих на себя ответственность за других, например, за семью или за какие-либо социальные группы. Этот цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы ( Махаяны ).

  • Третий поворот колеса дхармы

Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе ( Природе Будды ), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды . В этом цикле поучений говорится об аспектах восьмеричного пути , соответствующих нравственному кодексу йогинов , которые соединяют чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. Третий цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы ( Махаяны ) и Колесницы Тантры ( Ваджраяны ).

Даосизм

После проникновения буддизма в Китай и его дальнейшего взаимодействия с даосизмом , некоторые буддийские образы и символы были заимствованы даосами, в том числе и «дхармачакра» .

Например, в сочинении ( кит. 性命法诀明指 ) девятая глава называется «Самовращение дхармачакры». В системе даосизма под дхармачакрой подразумевается не дхармическая идея, а ( кит. 小周天 ) циркуляции ци по каналам и .

Дхармачакра в государственной символике

Дхармачакра расположена по центру современного флага Индии и на её гербе , на гербе Монголии и Шри-Ланки и на некоторых исторических, региональных и национальных флагах ( флаг Сиккима , Флаг цыган ).

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Albert Grünwedel , Agnes C. Gibson, James Burgess, Buddhist art in India. Published by Bernard Quaritch, 1901, page 67: «Колесо ( дхармачакра ), как уже упоминалось, было принято учениками Будды в качестве символа его учения…»
  3. , с. 13.
  4. М. Зегерс Знание о медитации. Киев. 2008. С. 31 — 33, 37

Литература

на русском языке
на других языках
  • Anthony, David W. (2007), The Horse The Wheel and Language. How Bronze-Age Riders From The Eurasian Steppes Shaped The Modern World, Princeton University Press
  • Beer, Robert (2003), The Handbook of Tibetan Buddhist Symbols, Serindia Publications, Inc., ISBN 978-1-932476-03-3
  • Day, Terence P. (1982), The Conception of Punishment in Early Indian Literature, Ontario: Wilfrid Laurier University Press, ISBN 0-919812-15-5
  • Goetz, Hermann (1964), The art of India: five thousand years of Indian art., Crown
  • Grünwedel, Albert; Gibson, Agnes C.; Burgess, James (1901), Buddhist art in India, Bernard Quaritch
  • Harrison, Jane Ellen (2010) [1912], Themis: A Study of the Social Origins of Greek Religion, Cambridge University Press
  • (англ.) (2007), Hinduism. In: Joseph Kitagawa, « ». Digital printing 2007, Routledge
  • Inden, Ronald (1998), Ritual, Authority, And Cycle Time in Hindu Kingship. In: JF Richards, ed., «Kingship and Authority in South Asia», New Delhi: Oxford University Press
  • Mallory, J.P. (1997), Encyclopedia of Indo-European Culture, London: Fitzroy Dearborn Publishers, ISBN 978-1-884964-98-5
  • Nath, Vijay (2001), « », Social Scientist 2001, pp. 19-50, doi:10.2307/3518337
  • Pal, Pratapaditya (1986), , University of California Press
  • Queen, Christopher S.; King, Sallie B. (1996), ., SUNY Press
  • Samuel, Geoffrey (2010), The Origins of Yoga and Tantra. Indic Religions to the Thirteenth Century, Cambridge University Press
  • Yan, Xiaojing (2009), The confluence of East and West in Nestorian Arts in China. In: Dietmar W. Winkler, Li Tang (eds.), , LIT Verlag Münster

Ссылки

Источник —

Same as Дхармачакра