Interested Article - Искусство или смерть
- 2021-05-05
- 1
«Искусство или смерть» (первоначально, в 1987 — 1988 гг., — Группа «ЖУПЕЛ» ) — товарищество ( арт-группа ) ростовских (Ростов-на-Дону) и таганрогских художников, основанное А. С. Тер-Оганьяном в сентябре 1988 года . Одно из самых ярких художественных объединений перестроечных лет .
История
Первоначальное название товарищества «Искусство или смерть» — Группа «ЖУПЕЛ» (1987—1988).
«Однажды в художественных мастерских на Университетском у Валерия Ивановича Кульченко был праздник. Принесли два рюкзака „ Алазанской долины “ и стали её пить. Вася Слепченко захотел показать всем кружочки от банок на своей спине. Он порвал рубашку, потом майку и показал. Праздник продолжался. Время от времени кто-нибудь кричал: „Кружочки!“, и Вася показывал. Было очень весело. Звонили в колокол, бросали с этажа гирю. Юрий Леонидович Шабельников пел красивым голосом казачьи песни, а старый Валерий Иванович Кульченко стоял перед ним на коленях и плакал» — Максим Белозор , «Волшебная страна» .
Происходило это в 1988 и именно на этой пьянке и было провозглашено создание Товарищества художников «Искусство или смерть». И когда всей компанией пошли «на яму» за очередной порцией «Алазанской долины», поход этот сопровождался чем-то типа пионерской речовки, когда Тер-Оганьян выкрикивал: — Искусство! А ему хором отвечали: — Или смерть!
Бо́льшая часть входящих в Товарищество «Искусство или смерть» художников являлась студентами или выпускниками Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова .
Первая официальная выставка художников, вошедших в товарищество, а также к ним примкнувших состоялась 19 марта 1988 года в Таганроге в ДК завода «Прибой», т. н. «Однодневная выставка» . В арт-среде художников, музыкантов, литераторов, обитавших рядом с товариществом, материализовалась легендарная ростовская группа « Пекин Роу-Роу » (лидер и основная движущая сила — Сергей Тимофеев ).
Осенью 1988 года основные участники группы перебрались в Москву, где до 1991 года продолжали выступать под этим названием. Постепенно ядро московской группы перестало использовать название «Искусство или смерть» для собственной идентификации — группа прекратила своё существование.
В 1991 г. А.Тер-Оганьян возглавил основанную им же арт-галерею (сквот) в Трёхпрудном переулке , где активно выставлялись и все основные фигуранты товарищества «Искусство или смерть» .
В сентябре
2006 года
в
Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской
(Ростов-на-Дону) состоялась выставка
«Искусство или смерть. Двадцать лет спустя»
. Участники —
Валерий Кошляков
,
Авдей Тер-Оганьян
,
Юрий Шабельников
,
Александр Сигутин
.
Примечательный факт: за «отчётные» 20 лет
православный фундаментализм
в южно-российском формате окреп до такой степени, что данная выставка спровоцировала в
Ростове-на-Дону
реакцию, несоизмеримую с реакцией города на выходки художников в 80-х годах прошлого столетия.
Сигутин
был избит
, в адрес музея поступали угрозы со стороны местных руководителей церкви, несколько работ пришлось снять с экспозиции, дабы избежать провокаций со стороны агрессивно настроенных ортодоксов.
В сентябре 2009 года в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств в рамках 3-ей московской биеннале современного искусства состоялась ретроспективная выставка «Товарищество „Искусство или смерть“» .
Цитаты
То, что они делали в Ростове в конце 1980-х, было в духе времени: так писали в Италии „ трансавангардисты “, так писали в Германии „ новые дикие “, так писали в Ленинграде „новые художники“. Их панковский драйв вкупе с перестроечным попустительством властей пробивал все стены — вскоре они уже выставлялись в областном Музее изобразительных искусств . После чего отправились покорять Москву, влившись наряду с киевлянами и одесситами в накрывшую её в начале 1990-х „ южнорусскую волну “. А. Толстова, «Коммерсантъ», 2009
Возьмем теперь «Искусство или смерть». Тут у нас, правда, с Тер-Оганяном были разные цели. Я хотел альтернативу выстроить, а он считал, что надо примкнуть к единому мировому искусству, войти в него. Цель выполнена: вошел, растворился, стал одним из деятелей мирового искусства, чем сейчас недоволен. Говорит, все прогнило, надо выстраивать альтернативу. Только её надо было в 88-м году начинать выстраивать. Не понимали, думали, что это у нас все плохо, а там, наоборот, хорошо. М. Немиров , «Русский Журнал», 2011
Участники
В число членов товарищества в разное время входили:
- М. А. Белозор — писатель, художник
- — славист, фольклорист, полномочный представитель Товарищества в ГДР
- А. В. Кисляков — художник
- Н. А. Константинов ( 1961 — 2006 ) — художник, музыкант
- В. Н. Кошляков — художник
- В. Э. Лисовский — соратник
- М. М. Немиров ( 1961 — 2016 ) — поэт, теоретик
- Гузель Салаватова — импресарио
- Ю. А. Палайчев — художник
- А. В. Сигутин — художник
- В. Р. Слепченко ( 1960 — 1991 ) — художник
- Л. А. Стуканов ( 1947 — 1998 ) — художник
- А. С. Тер-Оганьян — художник, вождь, теоретик, организатор всех побед
- С. А. Тимофеев ( 1959 — 1993 ) — художник, литератор, композитор, певец, работник телевидения
- Ю. Л. Шабельников — художник
-
М. А. Белозор ( А. Тер-Оганьян, 1981 )
-
А. В. Кисляков , 2006
-
В. Н. Кошляков , 2009
-
В. Э. Лисовский , 2010
-
М. М. Немиров , 2010
-
Ю. А. Палайчев , 2008
-
А. В. Сигутин , 2009
-
А. С. Тер-Оганьян , 2008
-
Ю. Л. Шабельников , 2005
Выставки и акции товарищества
- 1988 — «Однодневная выставка» . ДК завода «Прибой», Таганрог .
- 1988 — «Жупел» . Выставочный зал Союза художников на ул. Горького, Ростов-на-Дону .
- 1988 — «Провинциальный авангард» . Кооперативный туалет «Прогресс» (пер. Газетный — ул. Энгельса), Ростов-на-Дону .
- 1989 — «Италия имеет форму сапога» . Выставочный зал Союза художников на Набережной, Ростов-на-Дону .
- 1989 — « Выставка, которая не считается, потому что все очень плохо ». Фойе гостиницы «Юность» , Москва .
- 1989 — «Праздник имени Великой Египетской царицы любви Клеопатры» , Ростов-на-Дону .
- 1990 — « Великие чародеи живописи ». , Москва .
- 1990 — « В ожидании отдыха ». Выставочный зал на Петровских линиях, Москва .
- 1990 — « ». Выставочный зал «На Каширке» , Москва .
- 1991 — «В субботний вечер». Бывший музей Ленина , Львов .
- 1992 — «Героическая / Живая сила» . Ростовский областной музей изобразительных искусств , Ростов-на-Дону .
- 2006 — «Искусство или смерть. Двадцать лет спустя» . Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской , Ростов-на-Дону.
- 2009 — « Товарищество „Искусство или смерть“ ». Государственный музей современного искусства , Москва.
Источники
- Немиров М. М. А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт. — М.: GIF, 1999. — 96 с. — ISBN 5-9237-0002-6 .
- ↑ Толстова А. // Коммерсантъ. — 2009. — 29 сент.
- К 15-летию Галереи М. Гельмана : Каталог. — М.: GIF, 2007. — 560 с. — ISBN 5-9237-0026-3 .
- Белозор М. Волшебная страна. — С.-Пб: Красный матрос, 1999. — 158 с. — ISBN 5-7187-0358-2 .
- Российский акционизм 1990—2000. «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
- Уракчеева Ю. Искусство или жизнь // Город N . — 2006. — 27 окт.
- Леневская И. В Ростове верующий избил художника-авангардиста // Комсомольская Правда — Ростов. — 2006. — 13 окт.
- Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-91611-006-7 .
- Шенкман Я. от 22 октября 2011 на Wayback Machine // Русский Журнал. — 2011. — 17 окт.
- Афанасьева Е. Штрихи к портрету выставки // Комсомолец. — 1988. — 29 марта.
- ↑ Синеок С. // Комсомолец. — 1988. — 28 июня.
- Собств. корр. Велкам Плыз! // Комсомолец. — 1988. — 25 июня.
- Пилипенко Г. // www.rostovnews.net. — 2011. — 21 окт.
- Тимофей «Италия имеет форму сапога?» или сапог имеет форму Италии? // Комсомолец. — 1989. — 31 янв.
- Мефодиев М. Вылкам глаз или поосторожнее с авангардом // Комсомолец. — 1989.
- Исачкин В. О серьёзности простых истин // Комсомолец. — 1989. — 11 марта.
- Болдырев А. Ай да шалунишки // Вечерний Ростов. — 1989.
- Собств. корр. Братуханы приветствуют Клеопатру // Комсомолец. — 1989. — 17 ноября.
- Ваганов И. Клеопатра, мы хотим тебя любить // Кто главный. — 2010. — № 2.
- Орлова М. от 12 апреля 2020 на Wayback Machine // Гуманитарный фонд. — 1990. — № 14.
- Гуцко Д. от 24 февраля 2008 на Wayback Machine // Огонёк. — 2006. — 16 окт.
- Леневская И. В Ростове верующий избил художника-авангардиста // Комсомольская правда. — 2006. — 6 окт.
- Андреева Н. Православные эпатируют авангардистов // Аргументы неделі. — 2006. — 13 окт.
- Тер-Оганьян А. 18 сентября 2009 года. // Артхроника . — 2009. — № 9.
- Давид Рифф от 4 марта 2016 на Wayback Machine // OpenSpace.Ru. — 2009. — 24 сент.
- Новоженова А. (недоступная ссылка) // Артхроника . — 2009. — № 11.
- Агунович К. от 15 октября 2009 на Wayback Machine // Афиша. — 2009. — 29 сент.
- 2021-05-05
- 1