Interested Article - Круглая церковь (Преслав)
- 2021-10-07
- 1
Кру́глая це́рковь ( болг. Кръгла църква ), также известная как Золотая церковь (Златна църква) или Церковь Святого Иоанна (църква «Свети Йоан») — частично сохранившийся раннесредневековый православный храм. Он находится в Преславе , бывшей столице Первого Болгарского царства , ныне городе на северо-востоке Болгарии . Церковь датируется началом X века, временем правления царя Симеона I , была обнаружена и впервые исследована археологами в 1927—1928 годах.
Считается одним из выдающихся образцов средневековой болгарской архитектуры; название «Круглая церковь» связано с отличительной формой одной из трёх частей храма — целлы , которая является ротондой и служит местом проведения литургии. Конструкция церкви также включает широкий атриум и прямоугольную входную зону, или притвор .
Церковь сопоставима с образцами храмовой архитектуры позднего римского (раннехристианского) периода, Кавказа и эпохи Карла Великого из-за её характерной планировки, которая значительно отличается от современных ей болгарских или византийских построек. Альтернативное название церкви, Золотая Церковь, связано с её распространённым отождествлением с «новой золотой церковью» в Преславе , упоминаемой одном из переводных текстов.
Богатое внутреннее убранство Круглой церкви, в котором широко используется мозаика, керамические и мраморные детали, отличает её от других церквей в Преславе. В интерьере храма представлены сотни образцов живописи, изображающих корабли, фауну и христианских святых. Сохранившиеся средневековые надписи на стенах варьируются от имён святых, записанных по-гречески, до отдельных букв и коротких текстов с использованием глаголического и кириллического алфавитов.
Предыстория
Болгария была официально христианизирована Византией в 860-х годах при царе Борисе (852—889). Право обратить Болгарию в христианство было предметом политического спора между Византией и Римом. С обращением в христианство Борис надеялся решить внутриболгарские этнические проблемы и улучшить положение своего государства на международной арене.
Круглая церковь была построена во времена правления сына и преемника Бориса Симеона (893—927), успешные кампании которого способствовали временному превосходству Болгарии над Византией , временами угрожавшей византийской столице. При Симеоне территория Первого болгарского царства стала занимать большую часть Балкан , до Адриатики и Эгейского моря . Кроме того, ему удалось завоевать территорию современной Сербии и Черногории и устранить угрозу, исходившую с севера от венгров. Считаясь величайшим правителем Болгарии, Симеон был покровителем литературы и искусств; его царствование считается «золотым веком» средневековой болгарской культуры , во время которого происходит влияние болгарской книжности на славянскую Европу .
Город Преслав стал столицей Болгарии в начале царствования Симеона, отчасти по причине связи прежней столицы Плиски с дохристианским язычеством. Симеон превратил Преслав в культурный центр, сделав город реальным соперником Константинополя . Некоторые из выдающихся учёных золотого века Болгарии относятся к Преславской книжной школе . Задуманный в основном как царская резиденция и центр культурной жизни, а не как крепость, город отличался впечатляющей архитектурой , включающей большое количество оригинальных дворцов и десятки церквей . На их фоне выделяется Круглая церковь, которая считается «одним из самых впечатляющих памятников средневековой болгарской архитектуры» и «выражением высшего достижения древнеболгарской культуры» .
История исследования и современное состояние
Круглая церковь в народе отождествлется с «новой золотой церковью», упомянутой в колофоне древнеболгарского перевода «Слова против ариан» Афанасия Александрийского . В тексте колофона сказано, что болгарский перевод был сделан по приказу князя Симеона Константином Преславским и переписан Теодором Доксом «в устье Тичи в лето 6415-е, 14 индикта [907 г.], где тот же царь построил святую новую золотую церковь» . Неясно, относятся ли слова об «устье Тичи» к узкому участку реки вблизи города или, возможно, к конкретному месту рядом с внешними городскими стенами и в непосредственной близости от руин Круглой церкви. Дополнительная проблема состоит в том, стоит ли определение «золотой» воспринимать буквально; источник умалчивает о том, является ли церковь новой среди золотых церквей города или единственной золотой среди новых церквей в Преславе . Учёный Станчо Ваклинов считает отождествление Круглой Церкви с «новой золотой церковью» из литературы «неоспоримым» , искусствовед Никола Мавродинов также считает это допустимым . Но по мнению историка А. П. Власто, такая идентификация «не вполне достоверна» .
Если церковь, упомянутая в колофоне, приравнивается к Круглой церкви, её строительство должно было происходить за несколько лет до 907 года . Хотя церковь может быть датирована временем не позднее X века, некоторые учёные, имея в виду её архаичную планировку, предположили, что она могла быть построена непосредственно на месте более древней позднеримской базилики . Возможным ктитором, спонсировавшим по крайней мере часть строительства церкви, был высокопоставленный церковник, хартофилакс по имени Павел, который упоминается в одной из надписей внутри церкви . Основная же часть работы, вероятно, финансировалась царём Симеоном, который, возможно, выступал в качестве главного мецената .
В болгарских академических кругах идут споры о том, была ли церковь построена как монастырская или как соборная. Если здания, соседствующие с церковью, интерпретируются как жилая часть монастыря, скорее всего, они были установлены после строительства Круглой церкви во время правления царя Петра I (927—969). Отсутствие входов в эти здания со стороны церкви и наличие большого атриума делают это предположение маловероятным. Другим аргументом в пользу того, что Круглая церковь является монастырской, является её местоположение, изолированное от других зданий, хотя и доступное для публики за пределами внутреннего города . Исследовательница Бистра Николова считает церковь городским собором и сравнивает её по функции с Великой Базиликой в Плиске . Другой исследователь, Крастю Миятев, рассматривает храм как царскую церковь Симеона , а искусствовед Николай Мавродинов и археолог Тотью Тотев настаивают, что он изначально принадлежал монастырю .
Первые раскопки на территории Круглой церкви были проведены в 1927—1928 гг. археологами из Национального археологического музея в Софии и Болгарским обществом древностей под руководством Иордана Господинова . Вторая экспедиция, возглавляемая Крастю Миятевым, способствовала более углублённому изучению церкви; археологические исследования церкви продолжаются по сей день . В 1927 году Круглая церковь вместе со всем средневековым Преславом была объявлена историческим и археологическим заповедником и взята под охрану государства как национальная древность. В 1970 году храм был включён в список памятников культуры национального значения с публикацией данных об этом в газете « Държавен вестник » за этот год, выпуск 46 . В составе архитектурного комплекса Великого Преслава Круглая церковь внесена под № 98 в список 100 туристических объектов Болгарии .
Церковь Св. Петки в Русе , построенная в 1944 году, является реконструкцией преславской Круглой церкви . В конце 1990-х и начале 2000-х годов Круглая церковь подвергалась частичной реставрации . В декабре 2009 года был составлен план масштабной реконструкции церкви . 27 мая 2007 года рядом с Круглой церковью был открыт памятник в честь 1080-летия со дня смерти царя Симеона . Несмотря на то, что храм не является действующим, он регулярно используется для крещения и свадеб .
Архитектура
Расположение и стиль
Круглая церковь была построена за пределами внутреннего города Преслава, куда входил царский дворец и дворцовые постройки, такие как Царская базилика . Храм находился в пределах внешнего города, в юго-восточной части Преслава, примерно в 250 метрах от Южных ворот внутреннего города . Он был расположен на высокой террасе . В наши дни Круглая церковь вместе с другими руинами средневекового Преслава находится недалеко от города Великий Преслав , который является административным центром муниципалитета в провинции Шумен , на северо-востоке Болгарии .
Круглая церковь отличается своим централизованным, круглым в основе планом, который уникален для средневековой болгарской архитектуры . Округлость и динамичность её форм контрастируют с ровными прямоугольными планировками храмовых построек того времени . Скорее всего, примером для Круглой церкви послужили многочисленные позднеримские или ранневизантийские сооружения, руины которых также сохранились на территории Болгарии. Планировка в целом, а особенно ротонда, напоминает церкви времён Юстиниана I , такие как Базилика Сан-Витале в Равенне , Церковь Святых Сергия и Вакха в Константинополе (сегодня Стамбул) , и Ротонда Галерия в Салониках . При всей необычности плана технология и принципы, использованные при строительстве этой церкви, являются современными для X века и находят соответствие среди других построек в Преславе .
Византийские церкви не являются единственным источником вдохновения создателей Круглой церкви. Некоторые учёные связывают её проектировку с армянским влиянием , возможно, вызванным присутствием в Болгарии мастеров с Кавказа. В целом церкви с такой устаревшей планировкой на Балканах связаны с деятельностью мигрировавших сюда каппадокийских, армянских или грузинских монахов. Ещё один возможный образец Круглой церкви в Преславе вполне может быть найден в каролингской архитектуре времён Карла Великого, и особенно в Палатинской капелле в Аахене ан западе Германии, с которой она имеет некоторые черты сходства . Во время строительства Круглой церкви Болгария находилась в непосредственном контакте с Франкской империей . Одна из черт архитектуры Круглой церкви, которая, по мнению исследователей, является хорошо узнаваемой каролингской особенностью, — это наличие монументального вестверка .
Описание
Круглая церковь состоит из трёх основных частей: широкий атриум (или внутренний двор), притвор и целла (также наос или, по своей форме, ротонда ), каждая из которых служит в качестве преддверия к следующей . Эти секции не обязательно были построены одновременно, и принято считать, что через некоторое время после завершения церкви была проведена её реконструкция . Мавродинов и археолог Карел Шкорпил полагают, что притвор и целла были воздвигнуты в первый период строительства, а атриум был добавлен очень скоро после этого тем же архитектором .
Церковь имеет общую длину 38,5 м (126 футов), включая атриум . Она была построена в основном из прямоугольных блоков известняка, соединённых раствором . Внутри апсиды использован раствор красного цвета . Пол был покрыт мраморными и каменными плитами, наложенными поверх красного раствора в притворе и белого раствора в остальных частях . Красный и жёлтый кирпич и куски кирпича использовались при возведении атриума, арок и, возможно, купола; куски кирпича использовались для заполнения промежутков между камнями в стенах .
Атриум
Самая внешняя часть Круглой церкви — её атриум, фланкированное открытое пространство, ведущее в притвор. Вход в него осуществляется с помощью через трое ворот (по одному входу в каждой стене), из которых проём в главной западной стене является самым сложным по исполнению и наиболее грандиозным по внешнему виду. Атриум по форме близок к квадрату и имеет размеры 12,20 м × 14,30 м (40,0 фут × 46,9 фута). В центре двора был построен колодец , соединённый с водопроводной системой .
Стены атриума украшены множеством сводов, соединённых столбами . Всего насчитывается четырнадцать сводов: по четыре на каждой из трёх стен атриума и по одной в местах, где западная стена соединяется с боковыми. Атриум включает такое же количество круглых колонн из известняка, каждая из которых стоит напротив одного из столбов на расстоянии 0,60 м (2,0 фута) .
Притвор
Прямоугольный притвор представляет собой среднюю часть здания, между атриумом и целлой. Он расположен к востоку от атриума и соединён с ним широкими воротами, украшенными несколькими высокими круглыми башнями . По глубине Мавродинов сравнивает притвор Круглой церкви с подобными элементами церквей на Афоне .
Вместе с северной и южной стеной вход в притвор эффектно отделяет две меньшие, одинаковые по планировке , части атриума, имеющие собственный вход. В северной части есть небольшой некрополь, в то время как южная часть была, вероятно, баптистерием , поскольку в ней расположено сооружение, напоминающее купель . Однако Николова считает форму этого сооружения слишком необычной, а его глубину неподходящей для проведения крещения, и полагает, что это был сосуд для раздачи святой воды .
Притвор имеет размеры 5 м × 9,50 м и является частью Круглой церкви, которая наиболее хорошо сохранилась до нашего времени, так как некоторые его стены достигают 3 метров в высоту. Две башни, расположенные здесь, имеют диаметр 3,20 м (10,5 фута); каждая из них имеет вход, ведущий в притвор, и три окна. Подъём на башни производился по спиральным лестницам, остатки которых были обнаружены на северной башне. Внутри притвора есть две пары колонн , поддерживающие его второй этаж, подняться на который можно было по северной башне . Колонны делят притвор на три нефа и отмечают путь от входа в него к воротам ротонды .
Ротонда
Круглая ротонда — самая восточная и самая важная часть церкви, так как именно там совершалась литургия . Диаметр ротонды составляет 10,50 м (34,4 фута) . Вход в неё осуществляется через трое ворот из притвора . Ротонда была полностью покрыта куполом . Двенадцать сводов, полукруглые изнутри и пятиугольные с внешней стороны, были построены к северу и к югу от восточной части ротонды — апсиды, которая сама вписана в один из сводов . Большие контрфорсы усиливают конструкцию как изнутри, так и снаружи. Круг из десяти или двенадцати белых мраморных колонн был вписан внутрь ротонды на расстоянии 0,55 м от внутренних контрфорсов. Капители колонн использованы такие же, как в царском дворце в Преславе . В погребальной камере одного из склепов рядом с апсидой располагался деревянный, обитый медью гроб .
Полукруглая апсида естественно гармонирует со сводами ротонды, несмотря на то, что имеет больший размер , и похожа на своды северной и южной стены. Мраморный амвон был расположен в центре колоннады и всей ротонды, непосредственно под центром купола , о чём позволяют судить следы строительного раствора. Восточная и западная лестницы, выровненные с апсидой, вели в амвон. Вероятно, епископский трон или кафедра находились рядом с одним из южных сводов, что, расширенных, вероятно, для этой цели .
Убранство
Интерьер храма был щедро украшен мозаиками византийского стиля , карнизами и керамикой . За исключением капителей коринфского и дорического ордера, которые имеют римское или византийское происхождение, остальная часть декора была создана специально для этой церкви в ходе её строительства . Власто находит протоболгарский колорит в украшении внутреннего атриума церкви, а также связи с искусством Персии или Средней Азии. По его мнению, что декор Круглой церкви не имеет аналогов в византийском искусстве своего времени . Противоположное мнение высказывает Миятев, который указывает на значительное сходство между украшением Круглой церкви и церковью Божией Матери (ныне часть монастыря Липса ) 908 года в Константинополе . Мавродинов же утверждает, что архитектор Круглой церкви был непосредственно вдохновлён античными примерами, ссылаясь, в частности, на богатое скульптурное оформление храма .
Керамика Круглой церкви не имела аналогов в Преславе и была единственным зданием в городе, в убранстве которого использовалась полихромная керамическая плитка . Керамические и мозаичные иконы были наиболее яркой деталью интерьера храма; их размер варьировался от изображений святых почти в полный рост до миниатюрных. В то время как керамические изображения были нанесены на глиняную плитку, мозаичные иконы были более разнообразными по своему материалу, среди которых были глина, стекло и камень различных оттенков, и имели позолоченный фон . Среди изображаемых святых и библейских персонажей были Харалампий и, возможно, пророк Иоиль . Некоторые изображения были вписаны в эллипс .
Карнизы Круглой церкви были выполнены из мрамора и известняка. Их украшало большое количество плетенных узоров и декоративных элементов, таких как пальметты , виноградные гроздья, листья и фаски . Помимо классических орнаментальных форм, в украшении карнизов использовались и некоторые совершенно новые или ранее известные, но переработанные мотивы, среди которых преобладают цветочные . Плитки, найденные внутри руин церкви, покрыты коричневой, жёлтой, зелёной, синей или сине-зелёной глазурью и изображают птиц и других животных, а также геометрические и цветочные мотивы. Стены церкви были покрыты полированной мраморной облицовкой с инкрустацией .
Эпиграфика
В Круглой церкви найдено много средневековых надписей, как официальных, так и частного характера. Исследователи насчитывают в общей сложности 193 надписи и 30 рисунков, подавляющее большинство которых содержит христианскую символику . Эпиграфика Круглой церкви датируется X веком ; встречаются надписи на двух языках — византийском греческом и древнеболгарском (его восточном диалекте), с использованием трёх алфавитов: греческого, глаголицы и кириллицы . Глаголические надписи Круглой церкви свидетельствуют о том, что использование этого алфавита в Преславе продолжалось наряду с кириллицей .
Возможно, самым известным и ценным текстом из Круглой церкви является кириллическая надпись на южной стене в баптистерии. Надпись ( ст.-слав. цьркысꙙтаагоиоанадѣлаѥ[на]/пауломьхартофулаѯомь ) была неуклюже написана поверх сырой штукатурки и переводится следующим образом: «Церковь Святого Иоанна, построенная хартофилаксом Павлом» . Несмотря на то, что надпись датирована X веком и в ней называется святой, которому посвящена церковь, и возможный ктитор, её нельзя считать обычной вкладной записью из-за её неестественного расположения и неуклюжего письма. Николова считает более вероятным, что автор надписи был грамотным человеком, который служил при хартофилаксе Павле и хотел распространить славу о нём. Исследовательница считает, что текст может иметь отношение только к строительству притвора, построенного, по её мнению, позже ротонды, а не всей церкви .
Другие образцы эпиграфики из Круглой церкви включают несколько коротких глаголических и кириллических текстов и отдельных букв. Среди глаголических надписей наиболее известен Преславский абецедариум, включающий первые тринадцать букв алфавита , некоторые из кириллических текстов написаны на керамических плитках. Имена и описания на иконах сделаны по-гречески , но есть также и двуязычные надписи на греческом и болгарском языках . Отдельные буквы, нацарапанные на стенах, являются свидетельствами раннего этапа бытования кириллицы, на котором греческие и упрощённые глаголические буквы были объединены в единый алфавит . На стенах церкви находятся граффито в виде христианских крестов, животных и кораблей . Найдена одна эпитафия, на надгробной плите женщины — «рабы Божьей Тудоры» .
Примечания
- Vasilʹev, Aleksandr Aleksandrovich. History of the Byzantine Empire, 324–1453 (англ.) . — 2nd. — Madison: University of Wisconsin Press , 1952. — Vol. 1. — P. 282—283. — ISBN 978-0-299-80925-6 .
- Washburn, Dennis Charles; A. Kevin Reinhart. (англ.) . — Boston: Brill , 2007. — P. —133. — ISBN 978-90-04-15822-1 .
- , pp. 9—11
- , p. 18
- ↑ , p. 19
- Otfinoski, Steven. . — New York: ISBN 978-0-8160-5116-8 . , 2004. — С. . —
- ↑ , pp. 16—17
- MacDermott, Mercia . Bulgarian Folk Customs. — Philadelphia; London: Jessica Kingsley, 1998. — С. 25. — ISBN 978-1-85302-485-6 .
- ↑ , pp. 18—19
- Bakalov, Georgi; Milen Kumanov. SIMEON I Veliki (864-27.V.927) // Elektronno izdanie "Istoria na Balgaria" (неопр.) . — Sofia: Knigoizdatelska kashta "Trud"; Sirma AI, 2003. — ISBN 954528613X .
- Frucht, Richard C. (англ.) . — Santa Barbara: ABC-CLIO , 2005. — P. . — ISBN 978-1-57607-800-6 .
- ↑ , p. 58
- , p. 220
- ↑ , pp. 88—89
- ↑ , p. 196
- , p. 150
- ↑ , p. 171
- ↑
- ↑ , pp. 91—92
- ↑ , p. 17
- , p. 18
- ↑ , p. 89
- , p. 54
- ↑ , p. 98
- ↑ , p. 151
- , p. 63
- , p. 88
- (неопр.) 9–10. Ministerstvo na kulturata na Republika Balgaria. Дата обращения: 1 ноября 2010. 1 ноября 2010 года.
- (неопр.) . Balgarski turisticheski sayuz. Дата обращения: 1 ноября 2010. Архивировано из 1 ноября 2010 года.
- (неопр.) 386–387. Natsionalno obedinenie "Sahrani balgarskoto". Дата обращения: 1 ноября 2010. 1 ноября 2010 года.
- Nikiforova, Violeta (неопр.) . Balgarska natsionalna televizia. Дата обращения: 1 ноября 2010. 1 ноября 2010 года.
- Greenway, Paul. Lonely Planet Bulgaria. — 1st. — Footscray, Vic.; Oakland, CA: Lonely Planet , 2002. — С. 210. — ISBN 978-1-86450-148-3 .
- [The Golden Church to be constructed in its original size]. Trud (болг.) . Vestnikarska Grupa Balgaria OOD. 2009-12-20. из оригинала 6 июля 2011 . Дата обращения: 15 октября 2010 .
- (неопр.) . Sega . Sega AD (27 мая 2007). Дата обращения: 15 октября 2010. 22 октября 2010 года.
- Ivanova, Emilia (неопр.) . Dveri na Pravoslavieto (31 июля 2010). Дата обращения: 15 октября 2010. Архивировано из 6 июля 2011 года.
- , p. 93
- ↑
- (неопр.) . Obshtina Veliki Preslav. Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано из 22 октября 2010 года.
- (неопр.) . Oblastna administratsia Shumen. Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано из 15 декабря 2010 года.
- ↑ , p. 221
- , pp. 199—200
- ↑ , p. 69
- ↑ , p. 335
- ↑ , p. 200
- ↑ Redgate, Anne Elizabeth. . — Oxford; Malden, Mass.: Wiley-Blackwell , 2000. — С. . — ISBN 978-0-631-22037-4 .
- ↑ , p. 61
- Georgiev, Pavel. (болг.) // Preslavska knizhovna shkola. — Sofia: Shumenski universitet; Universitetsko izdatelstvo "Sv. Kliment Ohridski", 2002. — Т. 6 . — С. 49 . — ISBN 978-954-430-885-8 . 22 октября 2010 года. . Дата обращения: 15 июля 2018. Архивировано из 22 октября 2010 года.
- Hodinot, R. Zapadni vliyania varhu Kraglata tsarkva v Preslav (болг.) // Arheologia. — 1968. — Бр. 1 . — С. 20 . — ISSN .
- ↑ , p. 92
- ↑ , p. 91
- , p. 152
- ↑ , p. 60
- , pp. 89—90
- ↑ , p 90
- , p. 164
- Vandersall, Amy L. (англ.) // Metropolitan Museum Journal : journal. — 1983. — Vol. 18 . — P. 137 . — ISSN . — doi : . — . 22 октября 2010 года.
- , pp. 198—199
- , p. 100
- , p. 157
- , p. 114
- , pp. 212—213
- ↑ , p. 339
- , p. 227
- ↑ , p. 226
- , p. 41
- Andreev, Yordan; Lazarov, Ivan; Pavlov, Plamen. Koy koy e v srednovekovna Balgaria (неопр.) . — Sofia: Izdatelska kashta "Petar Beron", 1999. — С. 385. — ISBN 978-954-402-047-7 .
Источники
На английском языке
- Crampton, R .J. . — Cambridge: Cambridge University Press , 2005. — С. —17. — ISBN 978-0-521-61637-9 .
- Curta, Florin . Southeastern Europe in the Middle Ages, 500–1250 (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 2006. — P. 220—221. — ISBN 978-0-521-81539-0 .
- Alexander Kazhdan . Bulgarian art and architecture // Oxford Dictionary of Byzantium (англ.) . — Oxford: Oxford University Press , 1991. — P. 334—335. — ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Mango, Maria Mundell. Byzantine Trade, 4th–12th Centuries: The Archaeology of Local, Regional and International Exchange: Papers of the Thirty-eighth Spring Symposium of Byzantine Studies, St John's College, University of Oxford, March 2004 (англ.) . — Farnham: Ashgate Publishing , 2009. — P. 113—114. — ISBN 978-0-7546-6310-2 .
- Schwartz, Ellen C. Reconsidering the Round Church of Symeon. — Sofia, Bulgaria: Palaeobulgarica XXV, 2002. — С. 2—15.
- Stavreva, Kirilka; Quek, Lynette. Cultures of the World: Bulgaria. — New York: Marshall Cavendish , 2007. — ISBN 978-0-7614-2078-1 .
- Stephenson, Paul. Bulgaria and beyond: the Northern Balkans (c. 900–963) // Byzantium's Balkan Frontier: A Political Study of the Northern Balkans, 900–1204 (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 2000. — ISBN 0-521-77017-3 .
- . — Cambridge University Press , 1970. — 435 p. — ISBN 978-0-521-07459-9 .
На болгарском языке
- Delev, Petar; Valeri Katsunov; Plamen Mitev; Evgenia Kalinova; Iskra Baeva; Boyan Dobrev. 10. Zlatniyat vek na balgarskata kultura // Istoria i tsivilizatsia za 11. klas. — Sofia: Knigoizdatelska kashta "Trud"; Sirma AI, 2006. — ISBN 954-9926-72-9 .
- Koeva, Margarita. // Vavedenie v arhitekturnata teoria i istoria. Uchebnik za studenti po izkustvoznanie. — Varna: LiterNet, 2003. — ISBN 954-304-027-3 .
- Kraglata tsarkva // Balgarska entsiklopedia A–Ya. — Sofia: Balgarska akademia na naukite; Knigoizdatelska kashta "Trud"; Sirma AI, 2002. — ISBN 954-8104-08-3 .
- Mavrodinov, Nikola. Starobalgarskoto izkustvo: izkustvoto na Parvoto balgarsko tsarstvo (словенск.) . — Sofia: Izdatelstvo "Nauka i izkustvo", 1959. — С. 150—164.
- Miyatev, Krastyu. Arhitekturata v srednovekovna Balgaria. — Sofia: Izdatelstvo na Balgarskata akademia na naukite, 1965. — С. 95—100.
- Nachev, Ventseslav. Balgarski nadpisi. — Sofia: Izdatelska kashta "Hristo Botev", 1994. — С. 17—19. — ISBN 978-954-445-128-8 .
- Nikolova, Bistra. Pravoslavnite tsarkvi prez Balgarskoto srednovekovie IX–XIV v (словенск.) . — Sofia: Akademichno izdatelstvo "Marin Drinov", 2002. — С. 88—92. — ISBN 954-430-762-1 .
- Rashev, Rasho. // Preslavska knizhovna shkola. — Sofia: Shumenski universitet; Universitetsko izdatelstvo "Sv. Kliment Ohridski", 1995. — Т. 1 . — С. 338—343 . — ISBN 978-954-07-0403-6 . 22 октября 2010 года. 22 октября 2010 года.
- Totev, Totyu. Veliki Preslav: Patevoditel (неопр.) . — Varna: Hronos, 1993. — С. 58—63. — ISBN 954-592-001-7 .
- Vaklinov, Stancho. IV. Izgrazhdane na edinna starobalgarska kultura (vtorata polovina na IX — nachaloto na XI v. // Formirane na starobalgarskata kultura VI–XI vek. — Sofia: Balgarsko istorichesko druzhestvo; Izdatelstvo "Nauka i izkustvo", 1977.
- 2021-10-07
- 1