Кинотеатр
- 1 year ago
- 0
- 0
Сисем-ата (Сейсем-ата; каз. Сейсем ата ) — некрополь XIII — начала XX вв., расположенный в северо-западной части плато Устюрт в 34 км на север от села Сайотес Мангистауской области Казахстана .
Сведения об эпониме некрополя достаточно неопределённы и основываются на устных преданиях местного населения: возможно, Сисем-ата был главой местной общины XIII—XIV вв., захороненный здесь, когда небольшое кладбище уже существовало . По данным устных преданий, Сисем-ата находился в числе первых распространителей ислама в регионе (по некоторым версиям легенды, которую, вероятно, распространяли поздние суфисты, он был учеником и сподвижником Ходжи Ахмеда Ясави ). По другой версии, он жил в Средние века во времена огуз-кипчаков. По широко распространённой легенде, именно Сисем-ата дал бата (благословение) казахам из рода Адай для их обоснования в здешних землях, поэтому он стал почитаться в качестве святого (аулие) всего рода Адай и вокруг его могилы, ставшей сакральным местом, образовался пантеон героев .
Вопрос местонахождения могилы Сисем-ата является спорным. Существуют две основные версии:
Несмотря на относительно небольшие размеры некрополя (430×250 м), он является насыщенным мемориальным архитектурным комплексом, насчитывающим более 2000 памятников. Он состоит из двух основных частей — ранней туркменской (XIII—XVIII вв.) и казахской адаевской (вторая половина или конец XVIII — начало XX в.). На севере к ним примыкает ещё одно небольшое, раннее туркменской кладбище (XIII или XIV—XV вв.). Изначально функционировали два ранних кладбища, из которых южное, в связи с нахождением там могилы Сисем-ата, в течение Средневековья стало основным — сейчас оно занимает западо-юго-западную часть всего комплекса. Затем, в новое время с востока, частично с юга и в особенности с севера старого кладбища получила развитие казахская часть, занимающая сейчас около 2/3 территории некрополя .
Ранняя часть некрополя в основном представлена малыми формами камнерезных мемориальных памятников: стелки, парные стелки, надгробия типа койтас , сандыктасы (ящики-саркофаги) и т. д. На северном кладбище встречаются также стелы-ферты. На многих из них высечены тамги средневековых огузо-туркменских племён : чоудор, тюгер , афшар , джебни, йомут (бага, джафарбай), баяндыр . Памятники нередко размещены небольшими участками, за исключением салырских надгробий. Возможно, средневековый некрополь формировался по двум принципам: максимального приближения к могиле Сисем-ата и небольшими кладбищами. На надгробиях этой части комплекса встречаются рельефные изображения сабель, реже перемётных сум и очень редко — арабографические эпитафии .
Большой архитектурно-художественный интерес представляет промежуточная полоса памятников XVII—XVIII веков и примыкающая к ней зона казахских надгробий до середины XIX века, которые местами «вклиниваются» в старую часть некрополя. Здесь также преобладают малые архитектурные формы: архаичные сандыктасы, стелы- кулпытасы и их сочетания, среди которых много оригинальных образцов камнерезного искусства. Поверхности многих из них покрыты контурным, плоскорельефным и объёмным декором, изображениями оружия, предметов быта, животных, уникальными сценами-панно. Большая часть ранних казахских памятников сопровождается изображением тамги рода Адай , реже — лапидарными эпитафиями. Среди монументальных сооружений выделяется самобытный мавзолей бая Кожаназара Жанайулы конца XVIII века .
Казахская часть некрополя особенно интенсивно развивалась в середине XIX — начале XX века в период наивысшего развития мемориального зодчества региона, когда распространение получили купольные мавзолеи и саганатамы . В середине XVIII—XIX веках стены стали возводить из пиленных плит и блоков, с внутренним слоем из необработанного камня. Благодаря конструктивной облицовке пиленными плитами купола стали приобретать более изящные шлемовидные формы. На поверхности активно применялась орнаментальная роспись по контурной резьбе. В XVIII веке на некрополе появились саганатамы с конструкцией стен и декоративным оформлением, аналогичным мавзолеям этого периода . Среди мавзолеев этого периода выделяются шестигранный мавзолей Ермека Тенизбайулы, изящный мавзолей Агатая Токабайулы, саганатамы Акмырза-сопы, Сугира Ахмеджанулы и многие другие .
Некрополь также получил в народе наименование «адаевского пантеона», так как здесь захоронены многие исторические личности из рода Адай: батыры Есекмерген, Лабак, Шонай, Конай Кенжеулы, Анет Текейулы, Толеп Анетулы, Сююнкара Ургенишбайулы, Шонен-би, Каржау Толекеулы, Матай Жанбозулы и мн. др.
Впервые некрополь упоминается в отчёте русской военно-рекогносцировочной экспедиции 1825—1826 годов под руководством полковника Фёдора Берга . В краткой журнальной записи о некрополе было сказано: «Это святое кладбище, состоящее из нескольких конусообразных каменных и земляных насыпей, но о древности их сведений нет, а судя по целостности их, надо полагать, что они принадлежат туркменам или первопришедшим сюда киргизам» .
В 1832 году некрополь Сисем-ата был исследован Г. С. Карелиным в 1832 году в связи с обустройством в этой части Устюрта Новоалександровского укрепления. В 1851—1852 годах «святое кладбище» было кратко описано топографом подпоручиком Алексеевым .
Систематическое изучение памятника проводилась известными архитекторами, историками, этнографами, среди которых М. М. Мендикулов , А. Итенов, М. С. Нуркабаев, экспедициями Института «Казпроектреставрация» (руководитель Т. Джанысбеков), Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова (руководитель А. К. Муминов), группой Т. Турекулова, А. Е. Астафьевым, экспедицией Института истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова (руководитель С. Е. Ажигали) .
В 1982 году некрополь был включён в список памятников истории и культуры республиканского значения и взят под охрану государства .