Interested Article - Мавзолей Болган-ана
- 2021-12-26
- 2
Мавзолей Болга́н-ана́ — памятник мемориального зодчества Казахстана республиканского значения , расположен в Улытауской области , приблизительно в 10 км выше слияния pек Каракенгир и Сарысу , в урочище Каражар .
Составляет культурно-историческое единство с другими значительными памятникам мемориальной архитектуры, сохранившимися в том же районе, — мавзолеями Алаша-хана , Аяк-Хамыра , Джучи-хана , Жубан-аны́ , часто упоминается вместе с ними как пример самобытного стиля, существовавшего в районах Центрального Казахстана в средние века . Охраняется государством с 1982 года .
Архитектура
Мавзолей представляет собой однокамерное сооружение портально-купольного типа, почти квадратное в плане (926х1090х930х1085 по внешнему контуру ), сориентированное выходом на юго-запад (сторону, благоприятную в китайской традиции ), сложенное целиком из хорошо обожжённого кирпича квадратной формы (32х32х6 см.);
фундамент у сооружения неглубокий и залит глиняным раствором , перемешанным с тем же кирпичом, — из-за чего, возможно, мавзолей и пострадал так сильно от времени: купол, поддерживавшие его перекрытия и опорные элементы, вместе с примыкавшей к ним верхней частью стен и портала полностью разрушились;
однако уцелевшая часть стен высотой до 2,9 метра и портала высотой до 3,7 (4,7 ) метра вполне позволяют судить о строении, — его пропорциях, композиции и стиле, — во многих отношениях напоминающих мавзолей Аяк-Хамыра .
Как и мавзолей Аяк-Хамыра, мавзолей Болган-ана́ выложен из квадратных кирпичей (хотя чуть большего размера, и, следовательно, дающих чуть меньше швов кладки), и имеет почти такое же отношение фасада к боковой стене; так же в мощном (толщиной 3,1 м) портале устроена относительно неглубокая (1,2 м), при её ширине (2,6 м), ниша, верх которой когда-то украшал клинчатый арочный свод ; нишу обрамляла П -образная выемка, шириной 48 см.
Почти симметрично по отношению к П-образной выемке в портале сделаны ещё две (глубиной 12 см), вертикальные — по одной с каждой стороны. Выемки предназначались, по-видимому, для установки орнаментальных терракотовых плит.
Здесь сходство с мавзолеем Аяк-Хамыра, украшенного резными вставками не только по порталу, но и по боковым стенам, заканчивается, поскольку ни следов этих плит, ни каких-либо следов налепов раствора в выемках нет. Как нет и каких-либо рельефных украшений на других, кроме фасадной, стенах — они совершенно гладкие. Возможно, устроитель намеренно оставил выемки пустыми, — из соображений экономии и эффекта строгой простоты, в духе которых вообще выдержан мавзолей .
В центре ниши расположен входной проём, высотой 2,2 и шириной 1,3 метра, также украшенный аркой. Это первое по времени и единственное среди «старых» мавзолеев украшение входного проёма аркой, — все подобные сооружения этой и предыдущих эпох на территории современного Казахстана оформлялись простой горизонтальной перемычкой. По своей форме «арка приближается к редкой в Казахстане килевидной форме», наверняка «рифмовавшейся» с основной аркой ниши.
Входной проём ведёт в довольно длинный проход (1,9 м) со сводчатым потолком. Далее располагается помещение, имеющее также почти квадратную площадь, но приблизительно в 2,5 раза меньшую наружной (6,27х6,29 м). Полное ощущение перехода из одного мира в другой, — если представить, что восьмигранный подкупольный барабан и купол диаметром в 6 м целы, — завершалось резким лучом света, падающим сквозь отверстие в куполе на пол из квадратного кирпича.
Простой план, строгие и выразительные архитектурные формы, технически грамотно выполненные работы по кирпичной кладке и штукатурке говорят о довольно высокой культуре строительного искусства того времени
Влияние мавзолея Болган-ана́ на сложение позднейших мавзолеев доказывается в обширной работе, посвящённой мемориальному зодчеству Казахстана .
Ландшафт
Мавзолей расположен на крутом берегу реки, на самой верхней его террасе, и хорошо виден издали. Как и многие памятники мемориального зодчества, он служил одновременно путевым ориентиром и, возможно, пространственно-межевой меткой. Господствующая высота места также неслучайна, — открывающийся вид умиротворяет своей широтой, создает созерцательное настроение; сооружение дольше остаётся на солнечном свету .
Террасой ниже на том же берегу находятся руины неизвестных построек, имеющих фундамент и подвалы, — предполагают, что это своеобразный «замок», хозяин или хозяйка которого и распорядились о возведении усыпальницы . Косвенно гипотезу «фамильного некрополя» подтверждает мемориальное сооружение, расположенное в непосредственной близости от Болган-аны́, известное под названием «Болган-ана № 2». Двукамерное , но при этом меньшее по размерам, оно построено значительно позже, на что указывает совершенно другая технология: стены из сырца и пахсы́ (утрамбованной глины) облицованы снаружи и внутри красным обожжённым кирпичом. Из-за того, что облицовка не перевязана с основой, этот второй, более молодой мавзолей пострадал от времени даже сильнее, чем первый.
Микрохороним
Название мавзолея «Болган-ана́» означает что-то вроде «Матушка-Болган» и сохранилось исключительно в устной традиции — вплоть до первых записей путешественниками XVIII-XIX веков. Записи эти были путанными и противоречивыми, как и рассказы их разноязычных проводников. Позднее из письменных источников стало известно и о некоем городе Болган-ана. Довольно точной оставалась привязка, — «чуть выше устья Каракенгира», позволившая позже осторожно идентифицировать под разными названиями один и тот же объект (в записках Н. Рычкова , А. Лёвшина , Ч. Валиханова и других). Окончательно идентифицировал и впервые описал мавзолей известный казахский археолог А. Х. Маргулан .
Однако окончательно идентифицировать и личность, давшую сооружению своё имя пока не удалось. Одни источники утверждают, что девица Болган — сноха полулегендарного Алаша-хана , другие считают её снохой или даже возлюбленной самого Чингисхана , третьи — зажиточной вдовой владетельного протоказаха .
Датировка
От ответа на вопрос, кем же была Болган-ана́, зависит и ответ на вопрос, когда мавзолей был построен: сторонники связи с Алаша-ханом, даты жизни которого указываются в разных источниках в диапазоне от VIII до XV веков, так же последовательны в датировке мавзолея Болган-ана ; сторонники связи с первыми чингизидами датируют XIII-началом XIV века ; наконец, утверждается, что мавзолей был построен, скорее всего, не ранее начала XV века .
Литература
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
- Герасимов, Г. Г. «Памятники архитектуры долины реки Кара-Кенгир в Центральном Казахстане» / АН КазССР. Институт архитектуры, строительства и строительных материалов; отв. ред. М. М. Мендикулов. — Алма-Ата: изд-во АН КазССР, 1957. — 60 с.
- Маргулан А. Х. «Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана» (Алма-Ата, 1950).
- Байтенов Э. М. «Мемориальное зодчество Казакстана: эволюция и проблемы формообразования» / автореферат диссертации на соискание степени док. арх. наук.
Примечания
- ↑ // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ Герасимов Г. Г. Болган-ана // / ответ. ред. М. М. Мендикулов. — Алма-Ата: АН КазССР, 1957. — С. 28-32. — 60 с. 6 августа 2017 года. . Дата обращения: 30 декабря 2016. Архивировано 6 августа 2017 года.
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2008 года № 279 от 25 августа 2018 на Wayback Machine
- Агаджанов С. Г, Кумеков Б. Е., Маргулан А. Х., Пищулина К. А. Города и поселения // / гл. ред. А. Н. Нусупбеков. — Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1979. — Т. 2.: Развитие феодальных отношений. Образование казахской народности и казахского ханства.. — С. 208. — 424 с. (недоступная ссылка)
- . Культура . © 2016 Kazinform. 2016-08-24 . Дата обращения: 29 декабря 2016 .
- Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38
- В китайской традиции фэншуй « входная дверь, а также направление, в котором она смотрит, связана с главой семьи […] Если входная дверь выходит на юго-запад, это наиболее благоприятно для матери семейства […] хотя существует опасность, что личность матери станет слишком властной и доминирующей ».
- ↑ Байтенов Э. М. Мемориальное зодчество Казакстана: эволюция и проблемы формообразования. — Москва : РГБ: dislib (электронный ресурс), 2005.
- Токабекова С. от 29 марта 2017 на Wayback Machine // Мир молодежи. — 2002. — № 10. — С.16-17
- Так в той же КНЭ одновременно утверждается, что Алаша-хан жил в XV веке, и что мавзолей памяти его снохи построен не позднее XIII
При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .
- 2021-12-26
- 2