Interested Article - Франсис Бернар (инженер)

Франсис Бернар (Francis Bernard; род. в 1940 году) французский инженер. В 70-е годы XX века он стал инициатором разработки CAD/CAM программного обеспечения в компании Dassault Aviation . Эта работа привела к созданию CATIA 3D, системы, которая стала широко использоваться во всем мире после создания в 1981 году компании Dassault Systèmes , одним из основателей которой стал Франсис Бернар.

Ранние годы и образование

Франсис Бернар родился в 1940 году в Ханое , во Французском Индокитае, сегодня это город на территории Вьетнама . Его отец работал инженером на угольных шахтах северного Вьетнама. Франсис учился в начальных школах Хайфона и Далата. В 1952 году семья возвратилась во Францию и обосновалась в Париже. Франсис продолжил учебу в старших классах школы Janson-de-Sailly , а затем на подготовительных курсах, после окончания которых он в 1965 году был принят в Высший институт аэронавтики и космоса (SUPAERO) — французский университет, специализирующийся в аэрокосмической инженерии.

После прохождения военной службы Франсис был принят в отдел перспективного проектирования технического сектора компании Dassault Aviation , где занимался вопросами аэродинамики, полетных качеств и повышения эффективности. Он специализировался в теоретической аэродинамике и почти сразу был вовлечен в работу по созданию программного обеспечения в сфере CAD и CAM .

Профессиональная карьера

От GEOVA до DRAPO: начало разработки CAD в Dassault Aviation (1967—1981)

Карьера Бернара началась с разработки вычислительных средств для аэродинамической оптимизации. В те годы существовало несколько проектов по созданию военных самолётов, включая Alpha Jet и новые модели Mirage III , а также гражданские авиационные проекты Mercure и Falcon. Возглавляя группу из 5-6 человек, Франсис Бернар разработал трехмерные средства автоматического проектирования для моделирования аэродинамических труб с повышенной точностью и программы для изготовления деталей конструкций на станках с числовым программным управлением. GEOVA (Génération et Exploitation par Ordinateur des Volumes d’Avions, то есть компьютерная разработка компонентов формы самолёта) представляла собой интеграцию различных программ, работающих с единой базой данных. Основная цель заключалась в том, чтобы обеспечить согласованную работу частей программного обеспечения с общими данными.

Разработка GEOVA велась в течение десяти лет, с 1967 по 1977 год. Был создан широкий набор приложений 3D CAD, в которых использовались многие компьютерные технологические инновации, такие как интерактивные графические терминалы, заменившие алфавитно-цифровые терминалы, и разработаны интерфейсы для взаимодействия со станками с числовым программным управлением (ЧПУ). В те годы подобные работы других производителей самолетов велись как внутренние разработки, решавшие очень конкретные и неотложные задачи, причем уровень интеграции, как правило, был низким. Это было время мэйнфреймов и перфокарт, требовавших высокого уровня знаний в области программного обеспечения. О дружелюбных интерфейсах не было и речи. Конструкторские бюро должны были передавать свои расчеты команде Бернара, которая отвечала и за разработку программного обеспечения, и за его

Рождение CATIA

Несмотря на то что 3D инструменты показали отличные результаты в моделировании аэродинамических труб и оптимизации поверхностей, 2D чертежи оставались главным средством проектирования в конструкторских бюро, где большие помещения были заставлены десятками чертежных досок. В 70-х годах имеющиеся на рынке средства CAD в основном были ориентированы на чертежников. В 1974 году Dassault Aviation приобрела лицензии на CADAM, разработанное в Lockheed интерактивное приложение для черчения, пришедшее на смену чертежным доскам. Франсис Бернар создал интерфейсы между GEOVA и CADAM, а также доработал CADAM до уровня 2.5D. CADAM 2.5D предназначалась для моделирования и изготовления нервюр крыла и шпангоутов фюзеляжа на 5-осевых станках с ЧПУ (позже CADAM Inc купила этот функционал). Интеграция GEOVA 3D и CADAM 2.5D получила название DRAPO (Définition et Réalisation d’Avions par Ordinateur — компьютерное определение и реализация самолета).

В 1977 году, столкнувшись с проблемами интеграции, неизбежно создаваемыми постоянными потребностями в новых приложениях, а также учитывая интенсивное развитие высокоуровневых пользовательских интерфейсов, Бернар решил полностью переписать GEOVA. С согласия своих руководителей, Жана Кабриера и Пьера Бона, он приступил к проектированию новой архитектуры, включающей весь набор функций, а также интерактивных графических интерфейсов для пользователей, не являющихся компьютерными специалистами. Так появилась CATI, которая через несколько лет превратилась в CATIA (Computer-Aided Three-dimensional Interactive Application — компьютерное трехмерное интерактивное приложение).

Создание Dassault Systèmes

Решение о выводе CATIA на рынок привело в 1981 году к основанию компании Dassault Systèmes. Это было смелым решением: в те годы никто из производителей самолётов не делал свой продукт для проектирования публичным — по крайней мере, системы 3D моделирования. Создание Dassault Systèmes как распространителя программного обеспечения сопровождалось риском того, что технология CATIA попадёт в руки конкурентов. Хотя компания Lockheed продавала CADAM, это было исключением, к тому же ноу-хау в области 2D не было прорывной технологией. В противоположность этому, CATIA стала не только инновационным софтвером, но и потребовала трансформации бизнеса.

В команде Бернара было меньше сотрудников, чем у конкурентов, а Dassault Systèmes была основана позже, чем другие уже зарекомендовавшие себя компании этого сектора рынка, — в основном американские, такие как CADAM, ComputerVision и CALMA, в которых работали сотни человек. Более того, среди французских конкурентов была компания Datavision, предлагавшая сопоставимую по функционалу систему Euclid. Dassault Systèmes начала свою работу, имея всего двадцать сотрудников и единственного заказчика — Dassault Aviation.

Первоначально акции распределились между тремя владельцами: по 10 % получили Бенно-Клод Валлиер (CEO Dassault Aviation) и Шарль Эдельштен (генеральный секретарь Dassault Aviation), а остальные 80 % достались семье Дассо . Эдельштен был назначен Председателем совета директоров, а Франсис Бернар стал Генеральным директором (CEO).

Партнерство с IBM

На начальном этапе партнерство с IBM было важным условием успеха Dassault Systèmes. IBM полностью взяла на себя маркетинг CATIA. Для того чтобы CATIA вошла в каталог лидеров ИТ-индустрии, потребовались огромные усилия. Квалификационный процесс, начавшийся в 1980 году, занял несколько месяцев. Конкуренция с альтернативными программными решениями была жесткой. Но «IBM выявила недостатки CADAM и искала продукт для своего каталога, который дополнял бы его, особенно в области трехмерных представлений. Технические специалисты IBM, прикомандированные к CADCAM-центру компании Dassault в Сен-Клу, после длительного и тщательного анализа выбрали CATIA среди конкурентных продуктов, представленных Northrop и Nissan».

Чтобы соответствовать условиям партнерства, Бернар и его команда должны были понять, перевести и реализовать требования IBM, при этом должным образом позиционируя новые продукты по отношению к ПО CADAM, которое уже много лет находилось в каталоге IBM. Внешняя похожесть двух программных пакетов, а также разработанный в Dassault Aviation интерфейс между ними убедили отдел продаж IBM в том, что эти CAD/CAM решения согласованы и что CATIA и CADAM взаимно дополняют друг друга. Постоянная работа над обеспечением совместимости продуктов привела к тому, что в конце 1991 года Dassault Systèmes приобрела CADAM у IBM, которая купила его двумя годами ранее. Взамен IBM получила 10 % пакета акций Dassault Systèmes. Сделка также включала соглашение, по которому Dassault Systèmes стала единственным партнером IBM в области CAD/CAM.

Рост компании

Франсис Бернар и Шарль Эдельштен с директорами группы Боинг

В первые же годы после основания у Dassault Systèmes появились крупные клиенты, включая Honda в Японии, Mercedes и BMW в Германии (тогда — в Западной Германии), SNECMA (сегодня — часть SAFRAN Group) во Франции и Grumman Aerospace в США. Отдел продаж IBM помог установить отношения с Boeing , хотя Бернару пришлось в течение нескольких лет до подписания договора прикладывать усилия, чтобы убедить Boeing в том, что предлагаемый продукт выгоден для их бизнеса.

Бернар уделял большое внимание росту компании, численность которой за восемь лет выросла с 20 до более чем 500 человек. В 1991 году, к десятилетнему юбилею, в Dassault Systèmes было уже более 800 человек и около 2500 клиентов (40 % в автомобильной промышленности, 30 % в авиастроении и 30 % в других отраслях). В 1993 году число клиентов выросло до 8000; в США и Японии были созданы дочерние компании.

Чтобы удовлетворять потребности клиентов, необходимо было постоянно развивать CATIA, добавлять новые функции и интерфейсы для нового оборудования и программного обеспечения. Нужны были новые приложения, но важно было сохранять общую согласованность продукта.

Чтобы выйти на растущий рынок профессиональных ИТ услуг, в 1988 году Бернар создал дочернюю компанию Dassault Data Services (DDS). Растущая сложность ИТ продуктов породила спрос на индивидуальные решения и возможности интеграции различных программных пакетов. Однако бизнес DDS оставался в основном связанным с продуктами Dassault Systèmes, предлагая обучение, консультации и разработку на заказ. В настоящее время 95 % акций DDS принадлежит Dassault Systèmes.

Версии программного обеспечения

Менеджмент Dassault Systèmes в 1987 году: сидит Франсис Бернар; стоят слева впереди Доминик Кальмель (Dominique Calmels), сзади слева направо: Бернар Шарлес (Bernard Charlès), Бернар Вермерш (Bernard Vermersh), Бруно Лачаг (Bruno Latchague), Филипп Форестье (Philippe Forestier), Жан-Мишель Морэн (Jean-Michel Morin)

Под влиянием IBM Бернард внедрил политику развития продукта, основанную на версиях (основных изменениях) и релизах (обновлениях и дополнительных функциях). Реализация этого подхода в такой молодой компании, как Dassault Systèmes, была достигнута благодаря полному внутреннему консенсусу, предпринимательскому духу, ориентированному на гибкость, и уверенности в технологическом прогрессе компании.

«…Главным преимуществом [CATIA] по сравнению с CADAM было третье измерение. В 1984 году в CATIA были добавлены возможности создания чертежей, что позволило ей стать независимой от CADAM. В CATIA Version 2 (1985 год) были полностью интегрированы функции черчения, твердотельного моделирования и робототехники, что делало ее лидером в области авиационных приложений. В CATIA Version 3 (1988 год) появились функции AEC, и она была перенесена на рабочие станции IBM RISC System/6000 на базе UNIX. Таким образом, CATIA также стала лидером среди автомобильных приложений.»

  • 1981: CATIA V1, работающая на MVS , с приложениями для проектирования 3D форм, многоосевой обработки, c интерфейсом CADAM-CATIA и возможностями моделирования кинематических функций, например движений шасси или предкрылков и закрылков.
  • 1984: CATIA V2, работающая на VM в дополнение к MVS. С функциональной стороны добавлены функции 2D-черчения, работа с композиционными конструкциями, а также функции для автомобильной промышленности.
  • 1988: CATIA V3, интеграция рабочих станций IBM, работающих под управлением Unix , с мэйнфреймами MVS. В конце 1980-х годов спрос на рабочие станции был высоким, и такие производители, как Sun или Hewlett Packard , становились доминирующими в научном и промышленном секторах. Одним из ключевых усовершенствований стал цифровой макет (DMU), который обеспечивал улучшенное представление сборок и их компонентов в 1990-х годах. «Во время разработки „Миражей“ в Dassault Aviation по пятницам днем назначались совещания, проводившиеся рядом с прототипом. Координация навыков, обмен мнениями между конструкторским бюро и заводом происходили непосредственно около физической модели. Но чтобы обеспечить такой режим работы, необходимо было создать реалистичный (с использованием реальных материалов) прототип самолета в натуральную величину, и он должен был постоянно дорабатываться. В 1990-х годах физическая модель была заменена цифровой моделью (DMU), которая стала репозиторием для всех подразделений компании (отвечающих за оборудование, конструкции, покрытия, схемы и т. д.)».
  • 1993: CATIA V4 стала олицетворением серьезных изменений в отношениях компании с IBM. CATIA стала независимой от аппаратного обеспечения IBM и кроме платформы IBM Unix работала на рабочих станциях Hewlett Packard, Sun и Silicon Graphics. «Если говорить о станциях, образцовая лояльность, которую Dassault Systèmes демонстрировала IBM, становилась помехой. Сегодня все крупные поставщики САПР предлагают свои продукты как минимум на двух или трех семействах машин от Hewlett Packard, Silicon Graphics , Sun, IBM и Digital (не считая предложений для ПК)». Среди важных улучшений было параметрическое проектирование, впервые введенное недавно созданной компанией PTC, которая построила свое программное обеспечение Pro/Engineer на совершенно новых принципах. Это означало серьезную трансформацию возможностей представления. Параметризация позволяет определять размеры как переменные, и когда одна из переменных изменяется, соответствующим образом изменяются другие зависимые от неё переменные. Другими словами, изменение какого-либо размера на чертеже передается в соответствующие детали, и все двумерные чертежи автоматически обновляются.

Выход на пенсию

К 1995 году Dassault Systèmes адаптировалась ко многим крупным технологическим достижениям: в 1980—1990-х годах компьютерная техника претерпела значительные изменения; на промышленных предприятиях появились рабочие станции с возможностью подключения через локальные сети, что составило конкуренцию мэйнфреймам. В результате спектр предложений продуктов Dassault Systèmes стал шире и охватил большее количество отраслей; были добавлены многочисленные функции и развито управление конфигурациями. У компании появились клиенты в таких странах, как Россия, Индия, Китай, Южная Африка, Тайвань, Корея, Австралия и Израиль. CATIA была полностью переписана (V5), и обсуждалось стратегическое решение войти в мир Microsoft. Dassault Systèmes, имеющая 1000 сотрудников и дочерние компании в США, Германии и Японии, достигла лидирующих позиций и намеревалась установить свои системы на всех ПК в промышленном секторе. В период с 1994 по 1995 год ее чистая прибыль увеличилась на 40 %, а оборот — на 10 %.

В 1995 году, после 14 лет управления компанией, Бернар оставил должность генерального директора и передал ее Бернару Шарлесу.

Карьерный путь инженера, с самого начала увлеченного технологиями и инновациями, привел Франсиса Бернара к должности управляющего предприятием, включающей разнообразные аспекты: разработку, маркетинг, продажи, партнерство с IBM, человеческие ресурсы и финансы. Он увидел потенциал 3D в то время, когда эта технология только зарождалась, и разработал цифровую платформу (CATIA), которая изменила методы проектирования и производства.

Награды и отличия

Золотая медаль SPI им. Ж. А. Шапталя (1998)

Бернар имеет следующие награды:

  • «General Nicolau Award 2003», учрежденная International Academy for Production Engineering
  • Гран-при от французской Academy of Air and Space (1997)
  • Золотая медаль SPI им. Ж. А. Шапталя (1998), учрежденная National Industry Incentive Society
  • Победитель конкурса Aviation Week & Space Technology, IT/Electronics, 1998

Ссылки

  • (перевод текста Франсиса Бернара)

Примечания

  1. [ A Worldwide Reference in Aerospace Engineering]. 24 июля 2021 года.
  2. Воспоминания Франсиса Бернара от 22 июня 2021 на Wayback Machine
  3. Timar-Schubert, Chantal . www.cirp.net . Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
  4. . Дата обращения: 24 июля 2021. 21 декабря 2021 года.
  5. See section « Arts physiques » in от 6 мая 2021 на Wayback Machine
  6. . laureates.aviationweek.com . Дата обращения: 24 июля 2021. 25 июля 2021 года.
Источник —

Same as Франсис Бернар (инженер)