Interested Article - Канетов, Нурлан Исмагулович

Нурлан Исмагулович Канетов ( каз. Нұрлан Ысмағұлұлы Канетов ; род. 12 марта 1975 , Уральск , Уральская область , Казахская ССР , СССР ) — казахский и российский артист балета . Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005). Заслуженный артист Российской Федерации (2015). Заслуженный артист Республики Татарстан (2003).

Биография

Нурлан Исмагулович Канетов родился 12 марта 1975 года в Уральске Казахской ССР . Из рабочей семьи: отец — Исмагул Рахметович, слесарь-фрезеровщик; мать — Жупар Кажиякпаровна, бухгалтер .

Учился в уральской средней школе № 22 . С детства отличался хорошими вокальными данными , хотел стать артистом . В возрасте 10 лет поступил в Алма-Атинское хореографическое училище , которое окончил в 1993 году со специальностью артиста балета . Учился у , , Л. Г. Рудаковой , выпустившись достаточно подготовленным артистом , однако во время учёбы боролся с лишним весом . Ещё будучи студентом, в 1989 году получил главный приз конкурса молодых артистов балета Средней Азии имени А. В. Селезнева , а в 1992 году был принят солистом в Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая . В этот период занимался с Р. Х. Байсеитовой , в числе первых ролей исполнил партии Джеймса (« Сильфида » Г. Левенскольда ), графа Альберта (« Жизель » А. Адана ), Дезире (« Спящая красавица » П. И. Чайковского ), танцевал с А. А. Асылмуратовой , также был занят в кордебалете .

После закрытия театра Абая на реконструкцию, в 1996 году по приглашению Б. Ж. Смагулова исполнил роль принца Зигфрида (« Лебединое озеро » П. И. Чайковского ) на открытии сезона в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля , где остался в качестве ведущего солиста . С этого времени Канетов занимался с и Г. А. Ковтуном , повлиявших на его становление в качестве высокопрофессионльного артиста . Активно гастролировал по России и за рубежом, в частности, в 2000 году вместе с труппой «Имперского Русского Балета» под руководством М. М. Плисецкой и Г. Л. Таранды выступал в Израиле и Испании , в 2003 году принял участие в фестивале « Dance Open » , а также ежегодно принимал участие в Нуриевском фестивале . В театре прослужил 22 года , за это время исполнил свыше 30 ведущих ролей классического и современного репертуара , получив характеристику «бриллианта казанской сцены» . После 25-летия творческой деятельности , в 2018 году завершил танцевальную карьеру .

Является одним из наиболее выдающихся артистов балета , сочетающих в своём творчестве классические традиции с современным танцем . Владеет высокопрофессиональной техникой исполнения , выразительной пластикой и мимикой , отличается идеальными формами , безупречным физическим сложением и восточного типа лицом , отсылающим своими миндалевидными глазами к классическим библейским типажам . Характеризуется как романтический актёр , что отвечает духовному складу Канетова , настроенному в танце на максимальную отдачу душевных и физических сил . Его творческий диапазон чрезвычайно широк — то мягкий, то вдруг мятущийся и гонимый, или же рефлексирующий и не умеющий принимать решения, и тут же сильный и коварный, самоуверенный и жестокий . Канетову вообще свойственны яркий артистизм, эмоциональность, особая одухотворённость , а также безупречное чувство стиля . Особенно высоко критикой была оценена поставленная специально под Канетова партия Йусуфа » Л. З. Любовского ) , в которой артист, «сложенный как бог», продемонстрировал всю красоту пластики и излучаемого своим героем внутреннего света .

В 2003 году удостоен звания заслуженного артиста Республики Татарстан , а также получил приз «Душа танца» от журнала « » . В 2005 году стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации , а в 2015 году — заслуженным артистом Российской Федерации . Окончив Казанскую государственную консерваторию имени Н. Г. Жиганова по специальности педагога-балетмейстера , давал солистам уроки классического танца . Вернувшись на родину , в 2018 году был назначен на пост декана факультета хореографии , полностью сосредоточившись на педагогической работе . В 2021 году занял пост художественного руководителя театра « » , а в 2022 году стал председателем Совета работодателей академии . Ныне полноценной артистической деятельности не ведёт в силу стёртости суставов , но продолжает придерживается диеты и следить за собой .

Репертуар

Клод Фролло Эсмеральда » Ц. Пуни ), граф Альберт (« Жизель »), раб Али, Исаак Ланкедем (« Корсар » А. Адана ), Джеймс (« Сильфида » Г. Левенскольда ), парень (« Carmina Burana, или Колесо Фортуны » К. Орфа ), Эспада, Болеро (« Дон Кихот »), Солор, Великий Брамин (« Баядерка » Л. Минкуса ), Франц (« Коппелия » Л. Делиба ), Арман (« Дама с камелиями » Дж. Верди ), Колен (« Тщетная предосторожность » Ф. Герольда ), Хозе (« Кармен-сюита » Ж. Бизе / Р. К. Щедрина ), принц Дезире, Голубая птица (« Спящая красавица »), принц (« Щелкунчик »), Зигфрид, Ротбарт (« Лебединое озеро » П. И. Чайковского ), Ромео Ромео и Джульетта » С. С. Прокофьева ), студент (« Анюта » В. А. Гаврилина ), Красс Спартак » А. И. Хачатуряна ), Шахрияр (« Тысяча и одна ночь » Ф. М. Амирова , Йусуф » Л. З. Любовского ), визирь (« » ) .

На вручении премии, 2006 год

Награды

Примечания

  1. , с. 192.
  2. , с. 42.
  3. . (9 марта 2022). Дата обращения: 18 января 2024.
  4. Миляуша Фаизова. . Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (23 мая 2013). Дата обращения: 18 января 2024.
  5. (7 марта 2015). Дата обращения: 18 января 2024.
  6. . . Дата обращения: 18 января 2024.
  7. Арайлым Абдрахимова. (29 ноября 2019). Дата обращения: 18 января 2024.
  8. Екатерина Образцова. . Российская газета (11 июля 2006). Дата обращения: 18 января 2024.
  9. , с. 19.
  10. . Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина . Дата обращения: 18 января 2024.
  11. , с. 578.
  12. Ольга Шишанова. . (14 июня 2021). Дата обращения: 18 января 2024.
  13. , с. 192—193.
  14. Ольга Любимова. . Аргументы и факты (20 мая 2015). Дата обращения: 18 января 2024.
  15. . Dance Open . Дата обращения: 18 января 2024.
  16. . Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля . Дата обращения: 18 января 2024.
  17. . (15 октября 2014). Дата обращения: 18 января 2024.
  18. Анастасия Шагабутдинова. . Комсомольская правда (15 октября 2014). Дата обращения: 18 января 2024.
  19. . Министерство культуры Республики Татарстан (19 апреля 2018). Дата обращения: 18 января 2024.
  20. . (20 января 2021). Дата обращения: 18 января 2024.
  21. . Президент Российской Федерации (12 июня 2006). Дата обращения: 18 января 2024.
  22. Светлана Олина. . Газета «Республика Татарстан» (21 октября 2014). Дата обращения: 18 января 2024.
  23. Айсылу Кадырова. . Газета «Вечерняя Казань» (17 октября 2014). Дата обращения: 18 января 2024.
  24. . Газета «Труд» (6 июня 2003). Дата обращения: 18 января 2024.
  25. Армен Малахальцев. . Газета «Республика Татарстан» (25 июня 2006). Дата обращения: 18 января 2024.
  26. Ольга Стрельникова. . Газета «Республика Татарстан» (14 июня 2006). Дата обращения: 18 января 2024.
  27. Татьяна Мамаева. . (9 августа 2011). Дата обращения: 18 января 2024.
  28. Ольга Розанова. . Петербургский театральный журнал (1 июля 2001). Дата обращения: 18 января 2024.
  29. Татьяна Кузнецова. . Коммерсантъ (3 марта 2004). Дата обращения: 18 января 2024.
  30. Люция Камалова. . (9 июня 2006). Дата обращения: 18 января 2024.
  31. . Газета «Республика Татарстан» (20 марта 2015). Дата обращения: 18 января 2024.
  32. , с. 20—21.
  33. . (14 июля 2021). Дата обращения: 18 января 2024.
  34. . (21 апреля 2022). Дата обращения: 18 января 2024.
  35. , с. 44—45.
  36. . Президент Российской Федерации (9 июня 2006). Дата обращения: 18 января 2024.
  37. . (12 июня 2006). Дата обращения: 18 января 2024.
  38. . Президент Российской Федерации (8 марта 2015). Дата обращения: 18 января 2024.
  39. Люция Камалова. . (30 августа 2015). Дата обращения: 18 января 2024.
  40. Майя Крылова. . Независимая газета (2 марта 2004). Дата обращения: 18 января 2024.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Канетов, Нурлан Исмагулович