Interested Article - Козловски, Петер

Петер Козловски ( 2 октября 1952 , Гёттинген , Нижняя Саксония 15 мая 2012 или 11 мая 2012 , Амстердам ) — немецкий философ и учёный - экономист , специалист философии управления и организации и истории современной философии.

Образование и карьера

Петер Козловски учился в Тюбингенском и Мюнхенском университетах , а также Виргинском политехническом институте ( США ). В 1979 году в Мюнхенском университете получил степень доктора наук за исследование, проведенное под руководством ( нем. ( нем. ). Там же год спустя получил диплом экономиста и с 1979 по 1985 год работал в качестве научного сотрудника факультета философии.

С 1985 по 1987 Козловски работал профессором философии и политической экономии, а также был руководителем факультета фундаментальных наук в ( нем. ) , а с 1987 по 2004 трудился там же в качестве внештатного профессора философии и политической экономии. С 2004 года стал профессором философии, в частности философии управления и организаций, а также истории философии в Свободном университете Амстердама .

Со времени обучения в Мюнхене Козловски был членом студенческой организации «K.St.V. Rheno-Bavaria München» Немецкой католической ассоциации студенческих организаций. В 1987 году был избран генеральным директором Исследовательского института философии в Ганновере и занимал эту должность до 2000 года. С 1997 по 2003 год руководил проектом «Дискурс мировых религий», представленный на выставке « Экспо-2000 » в Ганновере. В 2002—2003 годах Козловски работал в качестве приглашённого учёного и консультанта в «Либерти-Фонде» в Индианаполисе (США). В 2003—2004 годах являлся научным сотрудником Международного центра экономических исследований в Турине ( Италия ).

В 1998 году Петер Козловски удостоен звания почётного доктора Московского педагогического университета и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена . В 2001 году награждён крестом на ленте ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» . Являлся председателем Форума по этике и культуре предпринимательства Немецкого общества философии.

Этика предпринимательства

Петер Козловски и его работа «Этика капитализма», которая впервые увидела свет в 1982 году, в числе первых в Германии выделили этику предпринимательства в качестве отдельной отрасли знаний . Козловски утверждал, что возрождение понятия «этика» является результатом кризиса 1970-х годов и представляет собой реакцию постмодернистского общества на осознание высказанной публично мысли о конечности мира и ограниченности ресурсов . Он охотно говорил об аналогиях между политической экономией и «этичной экономикой»: последняя служит не только для поиска ответов на общие нормативные вопросы, но и для внедрения элементов этики в позитивный анализ взаимосвязи производства, спроса и ценовой системы . Козловски выделял три функции этики предпринимательства :

  1. Обоснование экономического строя
  2. Этика как средство исправления экономических неудач
  3. Этика предпринимательства как прикладная нормативная этика предпринимательства

С философской точки зрения Петер Козловски опираелся на герменевтику Фридриха Шлейермахера и Вильгельма Дильтея , а также на следующую из неё экономическую теорию новой исторической школы Густава фон Шмоллера . Экономика определялась как одна из сторон всеобщей общественной жизни, наравне с культурой, политикой или правом. Этика предпринимательства фактически основывалась лишь на побочном влиянии торговли на другие сферы жизни . Определение нравственных благ выводилось из вышестоящих элементов системы:

«Одним из фундаментальных положений естественного права является тот факт, что блага нельзя выразить в виде принципа или цены, они выражаются как воплощение совершенства природы вещей под влиянием совокупности бытия».

Peter Koslowski: Stichwort „Wirtschaftsethik“, in: Annemarie Pieper, Urs Turnherr: Angewandte Ethik, Beck, München 1998, 197-218, 203

Экономика полагалась способом получить информацию о правильном распределении ресурсов, а выбор целей считался делом этики . С точки зрения содержания Козловски рассматривал экономическую этику как деонтологическую этику, которая с одной стороны ориентируется на Канта , а с другой — на этику ценностей Макса Шелера .

В экономическом сосуществовании Козловски выделял три формы обмена, учитывая исторические и современные общества: общественно обусловленный обмен в семье, обмен на рынках и вынужденный обмен. Основным вопросом он считал определение, какая форма обмена в какой степени воплотилась в действительности. В ходе развития цивилизации позиции индивидуализма значительно укрепились, особенно в эпоху Просвещения . Это, в свою очередь, привело к преобладанию рынка над другими формами обмена в современном обществе. В капитализме , по мнению Козловски, наблюдаются три определяющих структурных особенности: частная собственность , стремление к прибыли и координирование торговых сделок на рынке.

Гипотезы, лежащие в основе экономических моделей, которые представляют рынок как институт, ведущий к самым высоким показателям, на практике оказались несостоятельными. К тому же существует достаточно большое количество производителей и потребителей, для которых адаптация достигается без потери денежных средств и времени, а рынок функционирует без операционных расходов . На практике требовались механизмы, которые компенсировали бы отклонения от идеальных условий. Таким образом, в торговой традиции воспитывалась надежность и доверие. Однако при наличии устоявшихся этических правил существует проблема «безбилетного пассажира»: чем больше рынок и меньше социальный контроль, тем больше опасность, что отдельные личности будут обогащаться необоснованно за счет средств общества. В этом Козловски видел ситуацию-дилемму (« дилемма заключенного »), которую сложно преодолеть из-за недостаточной информации и, тем самым, обоснованной неопределенности. Вместе с отказом рынка вероятен и отказ этики . Единственным выходом полагалось убеждение, что внешне определенные ценности, например, религия, естественное право или регулятивные принципы (Кант), будут побуждать индивидуумов к этическому поведению.

Этика предпринимательства как прикладная нормативная этика является средством для улучшения координации экономики и общества.

«Прикладная этика предпринимательства анализирует, критикует и формулирует те достоинства или предпочтения в отношении товаров и их цены, а также те обязанности, которые люди, имеющие отношение к экономике и работающие на частных предприятиях, должны выполнять».

Peter Koslowski: Stichwort „Wirtschaftsethik“, in: Annemarie Pieper, Urs Turnherr: Angewandte Ethik, Beck, München 1998, 197-218, 213

Задача этики предпринимательства состоит в том, чтобы обозначить границы справедливого положения вещей и справедливого обмена. Целесообразным является следовать экономической рациональности. Искажения, ведущие к неправильным результатам, таким как нечестная конкуренция , взятки или коррупция , являются запрещенными в данной контексте, как и все другие практики и структуры, негативно влияющие на распределение ресурсов. Те, кто отказываются от действий, мешающих развитию рынка, поступают честно с этической точки зрения. Справедливый обмен означает соответствие продукта и его цены, то есть разумные границы получения справедливых цен, которые ведут к взаимной прибыльности торговой сделки. Использование рыночной силы или спекулирование на качестве продукта, которые реализуются посредством несоразмерных цен, расценивается в этом смысле как постыдный поступок.

Предпринимательская этика как прескриптивная дисциплина берет на себя ведущую роль права, в котором кодифицируются нормативные представления, чтобы гарантировать их выполнение даже посредством принуждения .

Политическая деятельность

Петер Козловски принимал активное участие в программе «Социальная рыночная экономика». Он работал в рамках промоакций, поддерживая идею «Социальная рыночная экономика сделает это лучше… так как она есть капитализм, обладающий гуманным обликом».

Сочинения

  • Этика капитализма (С коммент. Дж. М. Бьюкенена ). Эволюция и общество : Критика социобиологии. / Пер. с нем. и ред. М. Н. Грецкого. — СПб. : Экон. шк., 1996. — 157,[1] с. — (Этическая экономия : Исследования по этике, культуре и философии хозяйства; Вып. 1) (Библиотека «Экономической школы») — ISBN 5-900428-27-3
  • Прощание с марксизмом-ленинизмом : О логике перехода от развитого социализма к этическому и демократическому капитализму. Очерки персоналистской философии / Пер. с нем. под ред. М. Н. Грецкого. — СПб. : Экон. шк., 1997. — 214,[1] с. — (Этическая экономия) (Библиотека «Экономической школы») — ISBN 5-900428-29-X
  • Культура постмодерна. — М. : Республика, 1997. — 238, [1] с. — (Философия на пороге нового тысячелетия) — ISBN 5-250-02636-2
  • Общество и государство : неизбежный дуализм / Пер. с нем. Е. Л. Петренко. — М. : Республика, 1998. — 367 с. — (Философия на пороге нового тысячелетия) — ISBN 5-250-02682-6
  • Миф о модерне : Поэтическая философия Эрнста Юнгера / [Пер. с нем. М. Б. Корчагиной]. — М. : Республика, 2002. — 238, [1] с. — (Философия на пороге нового тысячелетия) — ISBN 5-250-01851-3
  • Этика банков : уроки финансового кризиса : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» (уровень бакалавриата) / Пер. с нем. О. У. Ависа ; ФГОБУ ВПО «Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации». — М. : Кнорус, 2014. — 266, [1] с. ISBN 978-5-406-02049-4

Примечания

  1. Peter Koslowski // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #119146940 // (нем.) — 2012—2016.
  3. Bundespräsidialamt
  4. Karl Homann: Diskursethik und Wirtschaftsethik mit ökonomischer Methode, in: Thomas Bausch, Dietrich Böhler, Thomas Rusche (Hrsg.): Wirtschaft und Ethik: Strategien contra Moral?, LIT, Münster 2004, 9-12, 9, mit Verweis auf: Peter Koslowski: Ethik des Kapitalismus, mit einem Kommentar von James M. Buchanan, Mohr Siebeck, 6. Aufl. 1998
  5. Peter Koslowski: Der soziale Staat der Postmoderne. Ethische Grundlagen der Sozialpolitik und Reform der Sozialversicherung, in: Christoph Sachße und H. Tristam Engelhardt (Hrsg.): Sicherheit und Freiheit. Zur Ethik des Wohlfahrtsstaates, Suhrkamp, Frankfurt 1990
  6. Perter Koslowski: Wirtschaftsethik — ein neues Paradigma der Wirtschaftswissenschaften und der Philosophie?, in: Peter Koslowski (Hrsg.): Neuere Entwicklungen der Wirtschaftsethik und Wirtschaftsphilosophie, Springer, Berlin/Heidelberg 1992, 9-17, 10
  7. Peter Koslowski: Stichwort «Wirtschaftsethik», in: Annemarie Pieper, Urs Turnherr: Angewandte Ethik, Beck, München 1998, 197—218
  8. Peter Koslowski: Wirtschaftsethik in der Marktwirtschaft. Ethische Ökonomie als Theorie der ethischen und kulturellen Grundlagen des Wirtschaftens, in: Christian Matthiesen: Ökonomie und Ethik. Moral des Marktes oder Kritik der reinen ökonomischen Vernunft, HochschulVerlag, Freiburg 1990, 9-30, 18
  9. Peter Koslowski: Der homo oeconomicus und die Wirtschaftsethik, in: Peter Koslowski (Hrsg.): Neuere Entwicklungen der Wirtschaftsethik und Wirtschaftsphilosophie, Springer, Berlin/Heidelberg 1992, 73-92, 74
  10. Peter Koslowski: Stichwort «Wirtschaftsethik», in: Annemarie Pieper, Urs Turnherr: Angewandte Ethik, Beck, München 1998, 197—218, 216—217
Источник —

Same as Козловски, Петер