Айзенштадт, Самуил Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Самуил Иосифович Алёшин (настоящая фамилия — Котляр ; 8 [21] июля 1913 , Замбрув , Царство Польское , Российская империя — 27 февраля 2008 , Москва , Россия ) — русский советский писатель и драматург , сатирик , мемуарист .
Родился в Замбруве в Царстве Польском (ныне в Польше ) в еврейской семье врача Иосифа Абрамовича Котляра (1879—1927) и учительницы Клары Самойловны Котляр (1880—1956). Семья переехала в Москву в начале 1914 года.
В 1930 году поступил в Автотракторный институт, который в 1932 году был преобразован в Военную академию моторизации и механизации РККА . В 1935 году окончил промышленный факультет академии, работал в НАТИ , одновременно писал рассказы. В 1936 году был арестован брат Самуила Эммануил, а он сам исключён из комсомола за потерю бдительности.
Некоторое время слушал лекции в Вечернем литературном институте , затем брал консультации у Л. И. Тимофеева , с которым на всю жизнь сохранил дружеские отношения. Начал печататься в 1940 году. Во время Великой Отечественной войны был инженером танковых войск , находился на Сталинградском фронте . После войны продолжал работать в НАТИ, стал начальником лаборатории, защитил диссертацию. Занялся драматургией, первая поставленная пьеса — «Директор» (1950). В 1952 году уволился с работы, занимался литературным трудом.
Член СП СССР (1954).
Читал курс лекций «Мастерство кинодраматурга» на сценарном отделении Высших курсов сценаристов и режиссёров .
Похоронен в Москве на Востряковском кладбище .
Жена — Зоя Алексеевна Любарская (1915—1989).
Первую пьесу («Мефистофель») написал в 1942 году. Одна из самых известных его пьес — « », поставленная в 1959 году в ЛАТД имени А. С. Пушкина . В 1963 году по этой пьесе был снят одноимённый фильм . Николай Черкасов , исполнитель роли академика Дронова и в спектакле, и в фильме, в 1964 году был удостоен Ленинской премии .
В пьесе «Тогда в Севилье» (написана 1948, первоначальное название «Д. Ж.») драматург даёт оригинальнейшую версию легенды о Дон Жуане. Известен фильм-спектакль театра имени Вахтангова, в главной роли — С. С. Переладова .
В пьесе «Палата» (1962) подняты проблемы брака, отношения к смерти, а также политической опеки, исключающей необходимость принятия собственных решений. В пьесе «Дипломат» (1967) Алёшин обратился к первым годам существования советского государства, поставив в центр пьесы героя, прообразом которого был М. М. Литвинов , и его деятельность в Копенгагене . В пьесе «Другая» (1968) Алёшин обращается к проблеме мужчины между двумя женщинами и вторжения общественности в личную жизнь. В пьесе «Лестница» (1976) рассказывается об учёных-физиках и их столкновении с вопросами будничной жизни. В пьесе «Если…» (1978) Алёшин обращается к своей излюбленной среде — медикам — и показывает женщину, пошедшую на разрыв с любимым мужем, раскаивающуюся в этом, но познающую благодаря разлуке самоё себя. В пьесе «Тема с вариациями» (1979) снова изображён любящий человек и проблемы, стоящие перед ним. «Весь я не умру» (1989) — пьеса о М. А. Булгакове и И. В. Сталине . Автор воспоминаний «Встречи на грешной земле».
«Драматургии Алёшина присущи богатство конфликта, интенсивность действия и чёткость композиции; автор выступает в своих пьесах за бескомпромиссность правды, за полную самоотдачу человека. При этом ему не всегда удаётся воплотить свои же теоретические предпосылки в образах героев, действующих и говорящих согласно внутренним убеждениям». ( В. Казак )