Interested Article - Отпуск Святого

«Отпуск Святого» ( англ. The Saint's Vacation ) — детективный шпионский фильм режиссёра , который вышел на экраны в 1941 году .

Это седьмой из девяти фильмов, созданных компанией RKO Pictures о добровольном борце с преступностью Саймоне Темпларе по прозвищу , образ которого создал британский детективный писатель Лесли Чартерис . В этом фильме роль Святого впервые исполняет британский актёр . Это также первый фильм киносериала, который был произведён в Великобритании, его выпустило британское подразделение голливудской кинокомпании RKO Pictures .

Фильм основан на романе Чартериса 1932 года «Побег» ( англ. Getaway ). В отличие от других фильмов серии о Святом, Чартерис сам стал соавтором сценария, при этом изначальная история романа подверглась значительной переработке. В данном случае время действия было сдвинуто на период Второй мировой войны , а отрицательными персонажами истории стали нацисты . В фильме также отсутствует какая-либо связь с более ранними книгами Чартериса «Последний герой» и «Рыцарь Темплар», с которыми роман «Побег» составлял трилогию.

В этой картине Саймон Темплар, он же Святой (Хью Синклер) со своим другом Монти Хейвордом ( ) прибывает на отдых в Швейцарию . Случайно оказавшись на месте преступления, Святой получает в свои руки музыкальную шкатулку, за которой охотятся как нацистские агенты во главе с Рудольфом Хаузером ( ), так и оперативница британской секретной службы Валери ( ). Святой начинает собственное расследование происходящего, в чём ему помогают Монти и девушка-репортёр Мэри Лэнгдон ( Сэлли Грей ). Следует череда приключений с обманом и предательством, грабежами и перестрелками, заключением в тюрьму и захватом заложников, пытками и погонями, однако в конце концов Саймон со своими друзьями доставляет музыкальную шкатулку, содержащую зашифрованную схему стратегически важного звукового детектора, представителю военного ведомства Великобритании в Лондоне.

Несмотря на жёсткий производственный график и скромный бюджет, фильм добился коммерческого успеха и был высоко оценен критикой за увлекательный и изобретательный сюжет, а также за актёрскую игру, в том числе, исполнителей второго плана.

Сюжет

Британский аристократ Монти Хейворд ( ), друг знаменитого сыщика-любителя Саймона Темплара ( ), известного как , собирается вместе с ним провести отпуск в Швейцарии , однако его сборам постоянно мешают представители прессы, желающие узнать новости о Святом. В порту Дувра толпа журналистов, среди них Мэри Лэнгдон ( Сэлли Грэй ), ожидает появления Саймона, полагая, что он отправляется за рубеж на какое-то важное дело. Тем временем Саймон, загримировавшись под француза с бородой и пенсне, приезжает в порт и спокойно поднимается на корабль. Видя отплывающих на корабле Саймона и Монти, Мэри быстро собирает вещи и вылетает на ближайшем самолёте вдогонку за ними. Проехав в погоне за Саймоном и Монти через несколько европейских городов, Мэри наконец, находит их в швейцарской гостинице «Реджина». В ресторане гостиницы Саймон и Монти сначала нехотя приглашают её за свой столик, но в итоге Саймон разрешает журналистке сопровождать их, предупреждая, что они приехали исключительно ради отдыха. В этот момент Саймон замечает в зале свою старую знакомую Валери ( ) и направляется, чтобы поприветствовать её, но та делает вид, что они не знакомы, и уходит. Вернувшись за свой столик, Саймон наблюдает за Валери, которая встречает мужчину, которого называет Грегори ( ). Они убегают из ресторана, и уже на улице Валери просит Грегори как можно скорее уехать. Саймон видит, как тот уезжает на своей машине, и вскоре за ним следует известный ему международный преступник Рудольф Хаузер ( ), который также следил за Грегори. Саймон предлагает Мэри и Монти на лесную прогулку, рассказывая репортёрше о Хаузере, с которым сталкивался по некоторым крупным делам. Тем временем Грегори передаёт своему коллеге Эмилю ( ) коробку и высаживает его из машины, а сам быстро уезжает. Хаузер замечают это, посылая своих людей за выпрыгнувшим из машины, а сам продолжает преследовать Грегори. Прогуливаясь по лесу, Саймон замечает, как трое мужчин настигают Эмиля с коробкой и избивают его. Саймон направляется, чтобы помочь ему, и не без помощи Мэри и Монти расправляется с тремя громилами. Когда появляется полиция, Саймон берёт на руки избитого Эмиля с коробкой и убегает вместе с ним и Мэри, поручая Монти отвлечь полицейских.

По возвращении в гостиницу Саймон укладывает раненого на кровать, после чего вскрывает его сумку с подарочной коробкой внутри. Саймон приковывает Эмиля наручником к кровати, а затем направляется в соседнюю комнату, чтобы вскрыть коробку. Появляется Монти, который убежал от полицейских, и Саймон предполагает, что избивавшие Эмиля люди тоже могли быть полицейскими. После этих слов Монти, разъярённый таким началом отпуска, уходит в бар, в Саймон пытается вскрыть коробку. Когда ему это не удаётся, он направляется в спальню за помощью к раненому мужчине. Там он видит, что окно распахнуто настежь, а Эмиль зарезан. В этот момент в номер заходят Хаузер и его сообщник Марко ( ), которые, угрожая оружием, забирают коробку и убегают. Взяв свой пистолет, Саймон преследует их, успевая незаметно запрыгнуть на задний бампер их машины. Они приезжают в замок, где Саймон незаметно пробирается к окну кабинета, откуда наблюдает за тем, как Хаузер допрашивает Грегори о том, как открыть коробку. Когда Хаузер угрожает разрубить её и берёт топор, Грегори сам открывает коробку. Заглянув внутрь, Хаузер не может понять, что там такое, не знает этого и Грегори. В этот момент в кабинете появляется Саймон с пистолетом в руке, требуя отдать коробку ему. Затем он звонит Мэри, назначая ей встречу на повороте на Сен-Галлен . Воспользовавшись моментом, Хаузер вместе с Марко убегает через потайную дверь. Затем они открывают огонь по Саймону, и, он, отстреливаясь, пытается бежать на машине, однако Хаузер запирает ворота замка. Саймон прячется в багажнике машины, а Хаузер и Марко, думая, что преследуют Саймона, доезжают до поворота на Сен-Галлен. На повороте Саймон выбирается из багажника и, угрожая пистолетом, разоружает их. Хаузер предлагает Саймону работать вместе и разделить прибыль, но Саймон отказывается.

К ним подъезжает машина, из которой выходит Монти в форме швейцарского полицейского. Он забирает коробку и отдаёт её Хаузеру, затем надевает на Саймона наручники и увозит его на своей машине. По дороге Саймон сообщает, что успел вынуть содержимое из коробки. Оказавшаяся в машине Мэри требует немедленно показать, что там было, и снимает с Саймона наручники. Они останавливаются в ближайшей гостинице, где в номере открывают коробку. Выясняется, что там находится музыкальная шкатулка, играющая простую мелодию. Так ничего не поняв, все расходятся спать. Не в состоянии уснуть, Саймон решает ещё раз посмотреть музыкальный барабан в шкатулке. Когда он прокатывает его по листу бумаги, тот своими насечками оставляет след, являющийся неким секретным кодом. В тот момент, когда Саймон показывает код Монти и Мэри, ему звонит Валери, которая просит разрешения зайти в его номер. Саймон отправляет Монти со шкатулкой и пистолетом в ванную, а сам готовится принять Валери. Она просит извинения, что не узнала его вчера в ресторане, а затем спрашивает, зачем он прибыл сюда, обвиняя его в том, что он вмешивается в её дела и разрушает её планы. Затем она требует отдать ей коробку, которую Саймон украл из замка. Ничего не объясняя, Валери утверждает, что коробка принадлежит ей. Когда Саймон заявляет, что у него нет коробки, Валери угрожает ему, что в таком случае живым он из этой гостиницы не выйдет. Саймон выходит в холл, чтобы отправить коробку себе с помощью гостиничной почты, но в холле за ним следит человек Хаузера, и он направляется на улицу. Когда его окружают люди Хаузера, Саймон прикидывается слепым и просит полицейского сопроводить его в почтовое отделение, где оформляет отправление коробки.

Хаузер и Марко следят за мешками с почтовыми отправлениями, которые грузят на поезд. Когда Саймон садится на этот же поезд, вслед за ним садятся Хаузер и Марко. В поезде Валери заходит в купе к Саймону, Монти и Мэри. Она приглашает Саймона в своё купе, снова предупреждая его об опасности. Тем временем Грегори следит за Хаузером и его людьми, которые под угрозой оружия заставляют проводника впустить их в багажное отделение. Когда Марко начинает обыскивать мешки, появляется Грегори, который стреляет в Хаузера. Начинается перестрелка, в ходе которой Грегори получает ранение. Когда Грегори прекращает стрелять, Марко находит коробку и передаёт её Хаузеру. Раненый Грегори заходит в купе к Монти и Мэри, которая зовёт Саймона. Вместе с ним прибегает и Валери.

Поезд прибывает на станцию, где, как заявляет Саймон, вся полиция подчиняется Хаузеру. Однако, как он замечает, коробка, которая оказалась у Хаузера, бесполезна. На станции по указанию Хаузера полиция арестовывает Саймона за убийство Эмиля, которого тот прошлой ночью занёс в свой гостиничный номер. Тем временем Хаузер садится в машину, где открывает коробку. Там оказываются бутылочки с лекарствами, и Хаузер понимает, что Саймон обманул его. Выйдя на станцию, Хаузер вместе с Марко задерживает и похищает Монти, и это замечает Мэри. Она немедленно приезжает в полицейский участок, где, представившись женой Саймона, требует немедленной встречи с ним. Уточнив, что она была вместе с Саймоном в гостинице «Реджина», начальник полиции арестовывает её как соучастницу убийства и помещает её в его камеру. Мэри рассказывает Саймону, что она вместе с Монти отвезла Грегори на квартиру к Валери, которая говорила о том, собирается немедленно отправиться в Великобританию. Мэри также сообщает, что Монти оказался в руках Хаузера. Саймон в свою очередь говорит, что спрятал музыкальную шкатулку в чемодане Монти. В этот момент Хаузер звонит Саймону в тюрьму, сообщая, что захватил Монти, однако, как понимает из разговора Саймон, Хаузер не обнаружил коробку. Не добившись от Саймона ничего конкретного, Хаузер с помощью Марко пытается выбить из Монти информацию о местонахождении коробки, однако это не даёт никаких результатов.

Тем временем Саймон возвращается в камеру, сообщая Мэри, что на их счастье Хаузер ещё не нашёл коробку. Понимая, что ему нужно как можно скорее добраться до Хаузера, Саймон решает бежать. Он берёт газету и с помощью неё устраивает в камере пожар. Пока тюремщики тушат пламя, сквозь дымовую завесу Саймон вместе с Мэри проскальзывают мимо них и уезжают на машине Мэри. Саймон появляется у Хаузера, предлагая ему информацию о местонахождении коробки. В обмен он просит снять с него все подозрения полиции и освободить Монти. Хаузер соглашается на условия Саймона и отпускает Монти. Когда Мэри и Монти уже едут в машине в аэропорт, чтобы вылететь в Париж , Мэри подтверждает Саймону, что шкатулка всё ещё находится в чемодане Монти. Выждав определённое время, Саймон сообщает Хаузеру, что коробка всё время находилась в вещах Монти и сейчас она покидает страну. Когда Хаузер напоминает Саймону, что тот находится у него в плену, Саймон отвечает, что располагает информацией о том, что Хаузер убил Эмиля, ограбил почту, ранил Грегори и подкупил полицию. После этих слов Саймон спокойно удаляется.

Когда Саймон возвращается в Лондон, в порту его встречает группа репортёров, а также инспектор Тил ( ), который доставляет Саймона, Мэри и Монти в полицейское управление. Саймон передает музыкальную шкатулку представителю военного министерства Чарльзу Лейтону ( ), который благодарит его за проделанную работу. Затем в кабинете появляется Валери, которая, как оказывается, работает на военное ведомство Великобритании. Она также благодарит Монти и Саймона. Затем Лейтон объясняет, что расположение насечек на музыкальном цилиндре шкатулки образует схему самого свершенного звукового детектора в мире. Мэри хочет дать информацию об их приключении в газету, однако Лейтон объясняет, что всё это сугубо секретно. После этого Саймон приглашает Валери и Мэри на обед в ресторан.

В ролях

  • Саймон Темплар, он же Святой
  • Сэлли Грэй Мэри Лэнгтон
  • Монти Хэйуард
  • Рудольф Хаузер
  • Валери
  • Джон Уорик — Грегори
  • Мэннинг Уайли — Марко
  • Фнликс Эйлмер — Чарльз Лейтон
  • Айвор Бернард — Эмиль
  • Гордон Маклеод — инспектор Тил

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Режиссёр фильма родился в Великобритании , но в детстве переехал в США . В 1923 году он начал карьеру киноактёра, сыграв вплоть до 1938 года в 58 фильмах. С 1939 по 1951 год он работал как режиссёр, поставив за это период 14 фильмов, среди которых детективная мелодрама « » (1939), фильм нуар « Сайгон » (1947), вестерны « » (1948) и « Улицы Ларедо » (1949) .

Это было первое исполнение роли британским актёром , перенявшим её у Джорджа Сандерса , который стал играть в другом киносериале студии RKO Pictures детектива-любителя по прозвищу . В своей книге 1992 года «Святой: полная история в печати, на радио, в кино и на телевидении» американский искусствовед Берл Барер ( англ. Burl Barer ) написал: «Когда британского театрального актёра Синклера пригласили заменить Джорджа Сандерса в роли Святого в экранизации романа Чартериса „Побег“, у него были усы, красивый голос и абсурдная стрижка». По мнению Барера, «в первой сцене с Синклер выглядит неловко, а его манера держаться и говорить кажутся странными, хотя его бесцеремонность не так цинична, как у Сандерса». Как полагает искусствовед, «наделенный чудесным голосом, Хью Синклер стал бы отличным Святым на радио» . Позднее Синклер вновь сыграл Святого в фильме « » (1941), поставленному по роману Чартериса «Знакомьтесь — тигр!» . Среди других картин Синклера — мелодрама « » (1945), детективная мелодрама « » (1948) и фильм нуар « Круг опасности » (1951) .

Ранее в том же году Сэлли Грей уже сыграла в фильме о Святом — « Святой в Лондоне » (1939), где её партнёром был Джордж Сандерс . Среди других заметных картин актрисы — криминальный триллер « » (1940), криминальная комедия « Зелёный значит опасность » (1946), фильмы нуар « » (1947) и « Наваждение » (1949) .

История создания фильма

Это седьмой из девяти полнометражных фильмов цикла RKO Pictures о .

В основу сценария фильма положен роман британского детективного писателя Лесли Чартериса «Побег» ( англ. Getaway ), который впервые был издан в 1932 году. Это единственный случай в киноцикле, когда Чартерис принял активное участие в написании сценария фильма по своей книге. Сценарий довольно точно следует роману. Вместе с тем, в него внесены существенные изменения. В частности, время действия перенесено во Вторую мировую войну , а злодеями стали нацисты .

В начале 1940-х годов британское правительство приняло «Закон о кино», согласно которому вдвое сокращалась сумма доходов, которую американская кинокомпания могла вывезти из страны, а остальные 50 % превращались в «замороженные активы» под эгидой британского казначейства. Как и другие иностранные киностудии, RKO Pictures могла получить доступ к этим средствам только за счет расширения производства своих фильмов в Великобритании. Естественным выбором для этого был самый «англоцентричный» из текущих проектов студии, сериал про Святого, производство которого перенесли на британское подразделение RKO Radio British Productions, Ltd .

В феврале 1941 года журнал « Голливуд Репортер » сообщил, что студия решила остановить производство картин о Святом в Америке и поручила продюсеру Уильяму Систрому ( англ. William Sistrom ) приступить к съёмкам сериала в Лондоне с британскими актёрами .

Рабочее название этого фильма — «Побег» ( англ. Getaway ) .

Фильм находился в производстве в 1941 году на британской студии D & P Studios и был выпущен на экраны 9 мая 1941 года .

В фильме занята целая группа британских актёров, включая исполнителей главных ролей (его дебют в роли Святого) и Сэлли Грэй , а также исполнителей ролей второго плана , и других .

Скандал вокруг фильма

Историк кино Берл Барер отмечает, что фильм основан на романе британского писателя Лесли Чартериса «Бегство Святого». Согласно его соглашению с RKO Pictures , Чартерис получил 10 000 долларов за права на свою книгу, а также дополнительные 3000 долларов за сценарий, который дорабатывал студийный сценарист Джеффри Делл. Первоначально в публичной рекламе фильма в качестве сценариста был указан только Делл, что вызвало возмущение Чартериса. Как позднее Чартерис написал своему адвокату: Картина была моей собственной адаптацией для экрана моего собственного романа «Бегство», который RKO приобрела за некоторое время до того, как я написал сценарий. Излишне говорить, что эта адаптация максимально точно соответствовала оригинальной книге… Когда в то время обсуждались экранные титры, я на словах понял, что в них будет указано: «Экранизация Лесли Чартериса по его собственному роману „Бегство“. Как вы видите, в рекламе первоисточник также даже не упоминается» . Хотя в последующие рекламные материалы и экранные титры были внесены соответствующие изменения, Чартерис выстроил против RKO дело с целым перечнем претензий. Как полагает Миллер, «причина этого заключалась в том, что Чартерис хотел расторгнуть со студией контракт, вернув себе право продавать своего персонажа другим студиям». Главная же претензия заключалась в том, что RKO запустила конкурирующую серию фильмов с участием похожего детектива по прозвищу , которого стал играть бывший Святой — Джордж Сандерс .

После этого фильма вышел ещё один фильм с в роли Святого — « » (1943). Однако к этому времени студия RKO уже переключила большую часть своего внимания на сериал о Соколе. Как отмечает Миллер, «решающим фактором, без сомнения, были деньги — создатель образа Сокола, британский писатель Майкл Арлен взял всего 3000 долларов за адаптацию, что составляет менее трети гонорара, который брал за фильм Чартерис» .

Оценка фильма критикой

Как отмечает современный историк кино Хэл Эриксон, «несмотря на то, что фильм делался по британской квоте и на скорую руку, он принёс хорошие коммерческие результаты как в Великобритании, так и в США» .

После выхода фильма на экраны обозреватель « Нью-Йорк Таймс » Теодор Штраус написал, в частности, следующее: «Не позволяйте названию фильма… ввести вас в заблуждение. Если мы правильно помним, почти каждое из предыдущих столкновений Святого с судьбой начиналось примерно в то время, когда он собирал свою бритву и зубную щётку для творческого отпуска. …Не то, чтобы нынешние неприятности Святого из-за таинственной маленькой музыкальной шкатулки были самыми захватывающими из его приключений. Но Святой в действии в любое время создает приятное развлечение…» Что касается замены исполнителя роли Святого, Штраус посчитал, что « , который сейчас играет эту роль, немного не хватает сардонической учтивости Джорджа Сандерса, тем не менее, он отличный парень» . По мнению Миллера, картину заметно оживляют «довольно восхитительный» сценарий, «яркие исполнители ролей второго плана» и «хитроумные интриги» .

Примечания

  1. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 3 января 2024.
  2. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 3 января 2024.
  3. John M. Miller. (англ.) . Turner Classic Movies (6 апреля 2010). Дата обращения: 3 января 2024.
  4. Derek Winnert. (англ.) . derekwinnert.com (4 января 2016). Дата обращения: 3 января 2024.
  5. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 3 января 2024.
  6. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 3 января 2024.
  7. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 3 января 2024.
  8. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 3 января 2024.

Ссылки

Источник —

Same as Отпуск Святого