Interested Article - Технофэнтези

Косплей участника San Diego Comic-Con International 2012 года

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Артур Кларк

Технофэнтези ( англ. Technofantasy, Technomancy ) — специфический жанр фантастики , поджанр фэнтези , описывающий миры, где технологические достижения соседствуют с проявлениями магии , или где наука и магия трансформируются друг в друга . Джон Клют в The Encyclopedia of Science Fiction использует такое определение технофэнтези: фэнтези с научными или технологическими атрибутами и инструментами, но в отличие от научной фантастики без научного или псевдонаучного обоснования их существования . Термин технофэнтези введён западным фантастоведом Джоном Клютом для конкретизации более широкого понятия научное фэнтези (в России технофэнтези и научное фэнтези выступают в роли синонимов) . Отличительной особенностью технофэнтези является то, что техника просто сочетается с несовместимой с ней магией, никакого квазинаучного объяснения этому не даётся . Таким образом, по своей природе технофэнтези лежит ближе к жанру фэнтези . К примеру, Джон Клют в The Encyclopedia of Science Fiction относит к технофэнтези такое классическое произведение научной фантастики , как Франкенштейн , поскольку научным обоснованием в нём служат лишь ссылки на тайные силы электричества и роман, по признанию самой Мэри Шелли , является описанием ночного кошмара . Иногда термин технофэнтези используется как синоним стимпанка , который в данном контексте рассматривается как сказки про альтернативные миры на технологических анахронизмах .

Наука и волшебство

Взаимодействие науки и волшебства ( англ. Science and Sorcery ) — распространённый сценарий технофэнтези . Борис Невский в своей статье «Драконы и звездолеты. Разнообразие технофэнтези» выделяет 6 способов взаимодействия технологии и магии, характерных для технофэнтези и, иногда, выделяемых как основные признаки более узких поджанров .

  • Магия сосуществует с технологией — простые миры науки и волшебства, где магия и технология сосуществуют друг с другом. В этом случае, как правило, применяется механическое объединение; в ряде произведений (например, « Ожерелье королевы » Терезы Эджертон, «Наковальне мира» Кейдж Бейкер , « Не время для драконов » Ника Перумова и Сергея Лукьяненко и «Войне цветов» Тэда Уильямса ) волшебные расы, существа, артефакты и искусство просто сочетаются с паровыми двигателями, огнестрельным оружием и железными дорогами. В одном из вариантов этого направления технофэнтези вымышленный мир опирается на реальную историю, дополненную магией («Кэр Кабалла» Джорджа Генри Смита и «Глаза из серебра» Майкла Стэкпола ). И наконец, есть вариант, в котором существует самодостаточный магический мир, где технология существует как данность и даже имеет свою космогонию («Доминионы Ирта» Альфреда Аттанасио и «Остров Отшельничий» Лиланда Экстона Модезитта ) .
  • Магия заменяет технологию — миры, где волшебство подменяет собой науку и технологию. В этом варианте наука может или быть почти везде заменённой волшебством (цикл детективного фэнтези Рэндалла Гаррета о лорде Дарси), либо полностью вытесненной магией (повесть Роберта Хайнлайна «Магия, Инкорпорейтед»). В этом жанре роль, которую в настоящем мире исполняют технические изобретения, играет магия. Например, в романе «Операция „Хаос“» Пола Андерсона вместо электричества используются Огни Святого Эльма от «Дженерал Электрик», а вместо автомобилей — ковры-самолёты «Шевроле» .
  • Магия противостоит науке — миры, в которых наука и волшебство противостоят друг другу , примером подобного произведения может служить роман Роджера Желязны «Джек из Тени», подобное же противостояние описывается и в его дилогии « Подменённый » — « ».
  • Киберфэнтези — соединение киберпанка и технофэнтези, получившее название киберфэнтези .
  • — технофэнтезийная вариация космической оперы. Представителями этого направления являются вымышленный мир « Warhammer 40000 », произведения «Обломок войны» Лоуренса Уотта-Эванса , «Звёздный щит» Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмена , «Война Тьмы» Глена Кука , «Имперские ведьмы» Святослава Логинова .
  • Магия сменяет науку — смесь научной фантастики и фэнтези, действие которой происходит в мире, где (например, в результате катаклизма) наука сменяется магией. Характерным примером является серия рассказов Джека Вэнса « Умирающая Земля » («Dying earth») .

Технофэнтези в аниме

Поскольку жанр технофэнтези имеет несколько направлений, в разных аниме в этом стиле вымышленный мир описывается по-разному. В некоторых произведениях магия и технология сочетаются друг с другом. Это направление имеет два разных варианта: либо в технологическом мире имеются элементы магического, например сверхъестественные силы у людей (примерами этого варианта являются « Некий магический индекс », « Триплексоголик » и т. д.), либо в магическом мире имеется технология, например оружие или автомобили, дирижабли и т. д. (примеры: « Ходячий замок Хаула », « Ди: охотник на вампиров » и т. д.). Другими направлениями являются: магический мир, где технологии были в прошлом и на момент развертывания произведения забыты (пример: серия игр « Последняя фантазия »), технологический мир, где магия либо считается несуществующей, либо была в прошлом (пример: аниме « Оккультная академия ») и два мира, технологический и магический, которые существуют параллельно друг другу, а главные герои переходят из одного в другой с помощью техники или магии (пример: аниме « Стальной алхимик ») .

См. также

Примечания

  1. // Encyclopedia of Fantasy / edited by John Clute and John Grant. — 1997.
  2. Самойлова Е. О. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. — 2012. — Вып. 1 . — С. 161—166 . 4 марта 2016 года.
  3. Борис Невский. . №29; январь 2006 . Мир фантастики (24.01.06). Дата обращения: 28 октября 2015. 26 ноября 2015 года.
  4. Кулик, О. П. // Наукові записки. Серія «Філологічна». — Острог, 2010. — Вып. 15 . — С. 170—175 . 6 июня 2013 года.
  5. (англ.) // The Encyclopedia of Science Fiction . — 2014. — 25 октября. 1 декабря 2017 года.
  6. — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
  7. Джон Клют. . The Encyclopedia of Science Fiction. Дата обращения: 12 октября 2015. 4 марта 2016 года.
  8. (англ.) // The Encyclopedia of Science Fiction . — 2014. — 30 мая. 22 декабря 2017 года.

Литература

  • — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
  • Борис Невский. . №29; январь 2006 . Мир фантастики (24.01.06).
  • Самойлова Е. О. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. — 2012. — Вып. 1 . — С. 161—166 .
Источник —

Same as Технофэнтези