Interested Article - Солнцев, Николай Фёдорович
- 2021-02-01
- 2
Николай Фёдорович Солнцев (1895 — 9 декабря 1958, Москва ) — советский художник-скульптор (оформитель игровой куклы) театра и мультипликации. Считается зачинателем искусства изготовления механических кукол.
Биография
Родился в 1895 году . По другим данным — в 1891 году в семье бывшего крепостного графа Закревского .
Учился в Строгановском училище живописи, ваяния и зодчества , в школе живописи и скульптуры при московском отделе народного образования .
Работал тушистом в типолитографии Торгового дома Коновалова, в переплётной мастерской Толетова, резчиком по дереву в мастерской Мещерякова, в Кустарном и Политехническом музеях .
В 1920-е годы — художник в театре ОСОАВИАХИМа .
В 1930-е годы — художник-скульптор в Театре Обороны, скульптор-механизатор в Центральном доме художественного воспитания детей .
С 1930-х годов до 1953 года работал в государственном центральном театре кукол художником-скульптором, резчиком по дереву, мастером рычажно-управляемых кукол. Был личным кукольным мастером С. В. Образцова .
В 1953 году Солнцев (вместе с другими художниками государственного центрального театра кукол) перешёл в только что созданное творческое объединение кукольных фильмов киностудии «Союзмультфильм», на которое и проработал до конца жизни .
В 1956 году получил травму глаза, после которой работал только на дому .
Умер 9 декабря 1958 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище .
Известные работы до кино
Изготовил головки Кармен и Хосе для знаменитых кукольных концертов С. В. Образцова («Вернись, я всё прощу», «Титулярный советник», «Хабанера») .
Изготовлял кукол для эстрадной актрисы кукольного жанра Марты Цифринович .
Династия актёров- чревовещателей Донских долгие годы проработала на эстраде с куклой «Андрюшка», произведённой Солнцевым
Механические куклы спектакля «Каштанка» изобретены Солнцевым .
Куклы и декорации спектакля «По щучьему веленью», включая знаменитейшее гротескное «войско царское», являются совместным изобретением Солнцева и С. Крупенникова .
Первая постановка спектакля «Кот в сапогах» проходила с куклой Кота, изготовленной Солнцевым .
Механический гапит для спектакля «Терем-теремок» был изобретён Солнцевым .
Солнцевым был создан образ «Советского Петрушки» — в красноармейском шлеме, с винтовкой в руках. Этот образ был увековечен в 1929 году на первом знаке УНИМА
Совместно с Е. Гвоздевой изготовил солдатского Петрушку для « фронтовых программ », кукол для спектаклей «Волшебная лампа Алладина», «Маугли», «Ночь перед Рождеством» (1941), «Король-олень», «Необыкновенный концерт» .
Для спектакля «Братья Монгольфье» изобрёл скачущих лошадей и вращающееся дерево, создающее эффект движения лошадей .
Фильмография
Год | Название мультфильма | Студия |
---|---|---|
1954 | « Два жадных медвежонка » | « Союзмультфильм » |
« На даче » | ||
« Танюша, Тявка, Топ и Нюша » | ||
1955 | « Упрямое тесто » | |
1956 | « Небесное созданье » | « Союзмультфильм » и « Мосфильм » |
« Сказка о попе и о работнике его Балде » | « Союзмультфильм » | |
« Чудесный колодец » | ||
1957 | « » | |
« Сказка о Снегурочке » | ||
1958 | « Краса ненаглядная » | |
1959 | « Али-баба и сорок разбойников » |
Рецензии, отзывы, критика
… по крупицам собрал навыки и знания, составившие творческо-технический арсенал мастера-изготовителя кукол, театрального скульптора-резчика, став, по сути, зачинателем этого вида искусства.
—
.
Удивительный человек в нашем театре работает. Солнцев. Мастер кукол. Нигде не учился, рисовать не умеет, а скульптор по дереву и выдумщик, каких нету…
В спектакле «По щучьему велению» Солнцев создал свое знаменитое «войско царское». Шагали воины совсем по-особому, поднимая одну и ту же ногу вверх. Но это не только не мешало общему впечатлению, а наоборот, давало остро гротесковое решение образа… Изумительным чутьём к кукольным возможностям обладал Н. Ф. Солнцев. Делая куклу, он играл ею, играл с увлечением, как заправский профессиональный актёр-кукольник, которым он, в сущности говоря, и был.
— А. Федотов
По воспоминаниям Сергея Образцова, считал художников-футуристов прохинедями, в доказательство чего предоставлял каталог выставки, куда были включены шесть картин под его именем, а также рассказывал, что эти «картины» были нарисованы по его просьбе дворовыми мальчишками, а одна из них представляла собой отпечаток от сидения мальчика на красках .
По мнению Голдовского Б. П. , выдающемуся советскому мастеру по изготовлению театральных кукол, механику-самоучке Солнцеву удалось создать, казалось бы, невозможное — мимирующие деревянные куклы. Его гротескных, трюковых, чрезвычайно выразительных вырезанных из дерева кукол невозможно перепутать с куклами других мастеров, они точно передают образ, тип, характер. Для большей художественной выразительности Солнцев смело нарушал пропорции .
Куклы Солнцева хранятся в Музее театральных кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова .
Кто делал кукол? Главным был все-таки Николай Солнцев. Он резал из дерева все ручки. В кукольном театре художник определяется тем, как он умеет делать ручки. Бывает, кукла хорошая, а ручки никуда не годятся. Значит, это плохой художник. Солнцев же делал это превосходно. В первом «Концерте» были его авторские куклы: курочка, собачка Чарли (ею блестяще играл Самодур), пудели. Этот Чарли стал эталонным, все собаки в кукольных театрах страны делались по его образцу.
По воспоминаниям Сперанского Е. В. , при постановке «Кота в сапогах» кукла Кота запаздывала, поскольку художник-конструктор Солнцев, как и всегда, « делал её медленно, вдумчиво, развивая между делом свой второй талант рассказчика-импровизатора… К тому же кукла была им задумана для того времени сложная… ». Зато готовая кукла не разочаровала, это был « настоящий Кот в сапогах с открывающимся ртом, стеклянными, бликующими глазами, с бархатной шкуркой, точно раскроенной по моей перчатке-болванке » .
Память
На памятнике, поставленном коллегами Солнцева на его могиле на Ваганьковском кладбище имеется эпитафия: « Художник самородок пионер советского театра кукол » .
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , Солнцев, с. 166.
- , Эстафета находок, с. 148.
- , с. 32.
- , Солнцев, с. 168.
- Конюхова, Вера Николаевна. Всем хотелось, чтобы он был // Театр чудес. — 2016. — № 2 (24).
- , с. 104—105.
Литература
- Голдовский Б. П. Солнцев, Николай Фёдорович // Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Ред. Журавлёв А. Ю.. — М. : Дизайн Хаус, 2009. — С. 215—216. — 296 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-903500-07-9 .
- Образцов С. В. Солнцев // По ступенькам памяти. — М. : Советский писатель, 1987. — С. 166—168. — 366 с. — 100 000 экз.
- Солнцев Николай Федорович // Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков . — М. : Алгоритм , 2006. — С. 604. — 838 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4 .
- Сперанский Е. В. Актёр театра кукол. — М. : Всероссийское театральное общество, 1965. — 159 с.
- Academia Образцова / сост. и отв. ред. В. Шеховцев. — М. : Дизайн-Хаус, 2007. — 335 с. — ISBN 978-5-903500-03-1 .
- Цифринович М. В. Солнцев // У кукол всё как у людей. — М. : Аттикс, 2003. — С. 108—112. — 395 с.
- Цифринович М. В. Солнцев Николай Федорович // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — М. : «Олма-Пресс», 2004. — С. 624. — 862 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-04462-6 .
- Советский театр кукол 1918-1932. — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1963. — 381 с.
Ссылки
- . Художник . ГАЦТК . Дата обращения: 26 февраля 2022.
- 2021-02-01
- 2