Ишмуратов, Миннираис Минигалиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Минигали́ Минга́зович Шаймура́тов ( тат. Миңлегали Минһаҗ улы Шайморатов ; 15 [27] августа 1899 , Биштяки , Уфимская губерния — 23 февраля 1943 , Петровское , Ворошиловградская область ) — советский военачальник, командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии (с 14 февраля 1943 — 16-я гвардейская кавалерийская дивизия ) во время Великой Отечественной войны . Генерал-майор (10 ноября 1942). Герой Российской Федерации (30 марта 2020, посмертно).
Родился в деревне Биштяки Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне — д. Шаймура́тово Кармаскалинского района Башкортостана). По официальным документам — татарин . После смерти матери, в 14 лет, ушёл в город, работал матросом парохода «Урал» в Уфимском пароходстве.
В Красной Армии с июня 1919 года. Участвовал в Гражданской войне . Служил в 270-м Белорецком стрелковом полку 30-й стрелковой дивизии 5-й армии Восточного фронта , в котором воевал против войск адмирала А. В. Колчака ; участвовал в Пермской , Петропавловской и Омской наступательных операциях. В апреле 1920 года направлен на учёбу.
В январе 1921 года окончил 9-е Казанские кавалерийские курсы, после их окончания направлен командиром взвода в 2-й кавалерийский полк Отдельной Приволжской кавалерийской бригады. Участвовал в подавлении Тамбовского восстания . С октября 1921 года — командир взвода и эскадрона на 6-х Кирсановских кавалерийских курсах, с июня 1922 — командир взвода на 7-х Старожиловских кавалерийских курсах. С ноября 1922 года служил в 79-м кавалерийском полку 14-й кавалерийской дивизии Первой Конной армии С. М. Будённого в Северо-Кавказском военном округе . В 1924 году окончил повторные окружные курсы среднего комсостава этого округа. С марта 1925 года служил командиром взвода и курсовым командиром в Объединённой военной школе имени ВЦИК в Москве .
С августа 1930 годах был слушателем Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе : окончил 1-й курс основного факультета (1931—1932) и восточный факультет (1932—1934). С 1934 года проходил службу в 4-м (с 1934 — Разведывательном) управлении Генерального штаба Красной Армии : помощник начальника отделения, в 1934—1935 годах — военный атташе в Турции , в 1936—1937 годах — советник военного комитета при правительстве Гоминьдана в Китае , с 1938 года по декабрь 1940 года — военный атташе в Китае .
Как пишет Константин Симонов , Шаймуратов хорошо владел английским , китайским , татарским , уйгурским и казахским языками, и вероятно поэтому «объехал полмира по особым заданиям правительства».
После начала Великой Отечественной войны в 1941 году полковник М. М. Шаймуратов был переведён в Инспекцию кавалерии РККА и назначен командиром части по охране Кремля — 1-й Особый кавалерийский полк, который вскоре был направлен на фронт в состав корпуса генерала Л. М. Доватора . За бои под Волоколамском , на подступах к Москве, М. М. Шаймуратов был награждён вторым орденом Красного Знамени .
25 декабря 1941 года прибыл в Уфу и вступил в должность командира 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. С 2 июля 1942 года дивизия в составе 8-го кавалерийского корпуса воевала в составе Брянского фронта , участвуя в Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции. В ноябре её передали в 5-ю танковую армию Юго-Западного фронта . Там она участвовала в Сталинградской битве. Во время Среднедонской наступательной операции в декабре 1942 года дивизия отличилась при освобождении Тацинской и Морозовска.
10 ноября 1942 года полковнику М. М. Шаймуратову присвоено воинское звание генерал-майора .
В Ворошиловградской наступательной операции в феврале 1942 года дивизия и корпус в составе 3-й гвардейской армии успешно действовали в глубине немецкой обороны, совершив дальний рейд к Миллерово и Макеевке.
За мужество и героизм в боях, за успешное выполнение важных оперативных задач 112-я Башкирская кавалерийская дивизия была удостоена приказом наркома обороны СССР от 14 февраля 1943 года гвардейского звания и переименована в 16-ю гвардейскую .
В ходе Харьковской оборонительной операции при начале немецкого контрнаступления дивизия оказалась далеко в немецком тылу и была вынуждена с большими потерями прорываться оттуда к своим. 23 февраля 1943 года погиб между посёлками Штеровского динамитного завода имени Г. И. Петровского (Петровское) и Юлино (Штеровка) Ворошиловоградской области при выходе полка из рейда по тылам противника. Во время войны считался пропавшим без вести, только в 1946 году был установлен факт гибели генерала Шаймуратова.
Шаймуратовская дивизия продолжала сражаться и за годы Великой Отечественной войны прошла от Дона до Эльбы свыше 4000 км. 15 раз отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего , как отличившаяся в боях. 3860 воинов дивизии награждены орденами и медалями, 78 из них стали Героями Советского Союза и пятеро полными кавалерами ордена Славы .
Жена — Ольга Павловна Шаймуратова. Дочь — Октябрина Шаймуратова, род. 4.11.1927 в Москве . Внук — Сергей, 1956 г.р.
Также образ Шаймуратова запечатлён в живописи. А. В. Храмов является автором картины «Генерал Шаймуратов» (1963), — картин «В штабе дивизии М. Шаймуратова» (1989) и «Последний бой генерала Шаймуратова» (2006).
В Республике Башкортостан Шаймуратов считается народным героем, он воспет в башкирской песне «Шаймуратов-генерал» (музыка Загира Исмагилова , слова Кадыра Даяна ), ставшей народной . Песня была впервые исполнена солистом Башкирского государственного театра оперы и балета Габдрахманом Хабибуллиным в марте 1942 года (на башкирском языке) . В 1947 году песня была записана Г. Хабибуллиным на грампластинку .
|
При рождении в метрической книге Оренбургского мухамеданского духовного собрания в переводе на русский было записано: "Минлегали Мингажетдин улы Шаймуратов. Отец — татарин из мишарей , мать — башкирка из тептярей» .
М. М. Шаймуратов в анкете при вступлении в ВКП(б) числился « тептярем » .
Согласно Л. Киреевой, в 1940 году в своей анкете Шаймуратов указал свое происхождение — «из батрацкой семьи», и национальность — башкир , однако, каких-либо подтверждающих эту версию данных нет. .
В личном листке по учёту кадров, о социальном происхождении указано: «из крестьян — рабочий», по национальности — татарин .
В личном деле Шаймуратова, которое хранится в Национальном музее Башкортостана указано: "Какой национальности — татарин, а в графе «Какой язык считает родным» указал «татарский» .
В Аттестации майора «Мингалея Минозовича Шаймуратова» на Начальника отделения 2-го Отдела РУ РККА за период с января по ноябрь 1938 года указано: «национальность — татарин»
В наградном листе на представление Шаймуратова М. М. к ордену Ленина , подписанного 14 февраля 1943 года, указана национальность — татарин .
В книге «ГРУ: Дела и люди» указывается национальность Шаймуратова — башкир .
Гвардии старший лейтенант Насыров Анвар Хатыпович, командир эскадрона 112-й кавалерийской дивизии в своей книге «Подвиг генерала: Воспоминания командира эскадрона 112-й башкирской кавалерийской дивизии» писал:
"Однажды Минигали Мингазович вспомнил свой давний разговор с отцом Мингазетдином. Он спросил его: «…Отец, откуда пришел наш род?». Отец ответил: «…Наши предки пришли из-за Урала, из Исяцкой провинции. В крови потопил князь Бибиков бунт на уральских заводах. А корни наши в племени айлинских башкир».
На вопрос: «…Вы какой национальности?», Шаймуратов отвечал: «Я — башкир, с Урала, из Башкирии, из Биштяки» .
Однако других подтверждений этого, кроме как воспоминания Насырова Анвара Хатыповича, нет.
"Среди служилых татар также происходил переход в башкирское сословие , который шел теми же путями, что и у других разрядов пришлого населения. Так, например, жители д. Тимкино, обоснованной служилыми мишарями в начале XVIII в. по припуску башкир Ногайской дор., перешли в башкирское сословие (ЦГА БАССР, ф. 172, оп. 1, ед. хр. 45, л. 81). «Мещеряки» д. Сафаровой и Термы (ныне Чишминского района БАССР) к середине XIX в. также оказались в числе башкир. В деле они неоднократно именуются «башкирами из мещеряков» или как «мещеряки, ныне башкиры» и т. д. (ЦГА БАССР, ф. 172, оп. 1, ед. хр. 46, л. 101, 148, 160), «Башкирами из мещеряков» являлись также и жители нас. п. п. Халикеево, Ново-Мусино (ЦГА БАССР, ф. 172, оп. 1, ед. хр. 101, л. 96). Часть «башкир» Челябинского у. состояла из «прежде бывших мурз», то есть мишарей (ГАОО ф. 13, оп. 1, ед. хр. 80, л. 3-5). В 1827 г. «мещеряк» д. Балыклыкуль Стерлитамакского у. Токтар Аликеев с семейством в 26 чел. перешел в башкиры. Д. Биштяки (ныне Шаймуратово) основана мишарями на земле, взятой у вотчинников Ногайской дор. Уфимского у. из оброка. Письменное оформление припуска совершено в 1755 г.; с 1811 г. там живут тептяри и мишари (ЦГА БАССР, ф. 138, оп. 1, ед. хр. 124, л. 391). "
"Тенденция среди мишарей записываться башкирами фиксируются уже материалах 3 ревизии (1762 г.), когда в Уфимской и Исетской провинциях: «было башкир и под их именем состоящих… мещеряков 2 278 дворов». В материалах 6 ревизии, сохранившихся частично, в первичных переписях листах населения Троицкого уезда Баратабынскои волости значится 21 душа мужского пола «башкир из мещеряков». В 1834 г. в Красноуфимском уезде Пермской губернии их было 1 341 человек. Заметно усилился процесс перехода мишарей в башкиры после 1855 г., когда был издан указ о переименовании Башкиро-мещерякского войска в Башкирское. С этого времени большинство статистических описаний включали все население башкирского войска в одну группу — башкиры. Это отразилось на содержании первичных ревизских материалов — ревизских сказок, где в графе состава населенных пунктов появляются термины «башкиры из мещеряков», «башкиры из тептярей». Весьма показательным является количество таких деревень в середине XIX в. и их географическое размещение. Деревень, в которых проживали «башкиры из мещеряков», было 52, располагались они в Челябинском уезде (3), Уфимском (3), Бирском (6), Белебеевском (18), Троицком (5), Екатеринбургском (1), Шадринском (13), Красноуфимском (3) уездах. В 12 из 52 деревень «башкиры из мещеряков» проживали с «башкирами из тептярей». «
—