Песнь немцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Наталья Гурфинкель-Кагаловская ( англ. Natasha Gurfinkel Kagalovsky ; р. 1954 ) — бывший вице-президент американского Bank of New York , глава его отделения в Восточной Европе (до 1999 года). Фигурант « дела Bank of New York » — громкого скандала, связанного с обвинениями в участии в вывозе из России незаконно добытых капиталов.
Родилась в Ленинграде в 1954 году, окончила факультет востоковедения Ленинградского университета . В 1979 году вместе с матерью, сестрой и мужем эмигрировала в США, где поселилась в Луисвилле , штат Кентукки .
Окончила Принстонский университет , в 1986 году начала работать в банке «Ирвинг траст», где отвечала за связи с советскими банками, преимущественно с Внешэкономбанком . В конце 1980-х произошло слияние «Ирвинг траст» с Bank of New York .
Жена Константина Кагаловского — заместителя председателя нефтяной компании ЮКОС . Кагаловский являлся российским представителем МВФ в начале 1990-х гг., когда премьером правительства был Егор Гайдар . Позднее Кагаловский перешёл в банк МЕНАТЕП, возглавляемый Михаилом Ходорковским .
« Новая газета » писала, что в январе 1996 года первый заместитель председателя Государственного комитета России по управлению государственным имуществом Альфред Кох прибыл на отдых в Барбадос вместе с Константином Кагаловским и Натальей Гурфинкель-Кагаловской . Позднее сам Кох подтвердил эту информацию, отметив, что «даже сейчас не отказывается от дружбы с ней» .
В 1994 году Bank of New York перечислил 2 миллиона долларов банку «Нижегородец» в Нижегородской области, за операцию отвечала Гурфинкель-Кагаловская. Перевод был объявлен ошибочным, однако банк «Нижегородец», находившийся в состоянии банкротства, воспользовался этим деньгами и расплатился ими с кредиторами. Американская сторона потребовала вернуть деньги. К делу было подключено посольство США в России , которое обратилось к тогдашнему губернатору Нижегородской области Борису Немцову .
По версии Генпрокуратуры , Немцов указал директору крупного нижегородского государственного предприятия «Нижполиграф» Виктору Забурдяеву взять кредит в 3,5 миллиона долларов в отделении Инкомбанка под залог своего нового административного здания, которое, являясь федеральной собственностью, не подлежало приватизации . Однако, благодаря действиям Анатолия Чубайса , бывшего тогда главой Госкомимущества , сделка была осуществлена.
Забурдяеву был обещан быстрый возврат денег. Из полученного кредита 2 миллиона долларов было переведено в Bank of New York. Однако кредит не был возвращён, и заложенное здание перешло в собственность Инкомбанка. В начале 1998 года по факту незаконного отчуждения федеральной собственности было возбуждено уголовное дело, в рамках которого следователи провели допрос Бориса Немцова. Вскоре работа следствия была замедлена, так как, по словам представителей управления Генпрокуратуры по Приволжскому федеральному округу, власти США прекратили отвечать на запросы. Лишь в 2001 году Минюст США официально ответил Генпрокуратуре, что идёт сбор документов, которые будут переданы России .
В 1997 году бывший советник Немцова с уголовным прошлым Андрей Климентьев на новом судебном процессе заявил, что Немцов сначала просил именно его заплатить Bank of New York долг в 2 миллиона долларов. Однако, так как у Климентьева не было свободных денег, Немцов обратился к «Нижполиграфу» . « Российская газета » в 2003 году писала, что рыночная стоимость заложенного здания в 10 раз превышает залоговую .
Летом 1999 года в западной прессе начали выходить публикации, в которых утверждалось об « отмывании » в американских банках денег, вывозимых из России организованной преступностью. В ряде статей причастными к этому назывались окружение президента Бориса Ельцина и члены российского правительства. Кроме того, газеты писали о расхищении средств МВФ , выделенных России .
19 августа в The New York Times вышла статья «Банк подозревается в связях с русской мафией», где говорилось, что с октября 1998-го по март 1999 года через Bank of New York прошли $4,2 миллиарда. В статье упоминалась Гурфинкель-Кагаловская. 20 августа The Independent вышла со статьёй «Русская мафия отмыла $10 миллиардов в Нью-Йорке». 21 августа в The Financial Times вышла статья «Разграбление наций: миллиарды долларов ежегодно текут из бывшего Советского Союза». 22 августа в газете The Observer статья «Мировой гангстер, проводивший миллиарды через Сити» была посвящена мужу Гарфункель-Кагаловской — Константину Кагаловскому. 23 августа The Wall Street Journal выходит со статьёй «Расследуется связь между потерями МВФ и русской мафией», где говорилось, что «русская организованная преступность украла миллиарды долларов из займов МВФ и прочих программ иностранной помощи России». В статье был упомянут Инкомбанк. Публикации, посвящённые скандалу, появились во множестве мировых СМИ .
Вскоре после выхода публикаций Гурфинкель-Кагаловская была отправлена в оплачиваемый отпуск, а фактически отстранена от должности. В октябре 1999 года она подала в отставку. Банк принял её отставку в декабре 1999 года .
В ноябре 1999 года спецслужбами Великобритании и США была выявлена компания Tetra Finance Establishment, зарегистрированная в Лихтенштейне. Компанией руководила Гурфинкель-Кагаловская. Лондонская The Times писала, что через данную компанию могли выводиться средства Инкомбанка накануне его краха .
В 2000 году Гурфинкель-Кагаловская подала в российский суд иск против Bank of New York, обвинив его руководство в том, что они опорочили её честь, достоинство и деловую репутацию. В исковом заявлении Гурфинкель-Кагаловской говорилось: «Они использовали тот факт, что я русская, замужем за русским бизнесменом, занимала высокий пост в банке и моё имя ассоциировалось с бизнесом в России. Пострадав только потому, что я русская, я надеюсь найти справедливость в российском суде». Сумма иска составила 270 миллионов долларов: 200 миллионов — к банку, 50 — к его президенту и по 10 — к его заместителям Чарльзу Рэпполду и Алану Гриффитсу. Однако Гурфинкель-Кагаловская заявила, что её целью не являются деньги, она лишь хочет добиться извинений, которые помогут ей восстановить репутацию .