Незабудки (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ruhrstahl X-7 ( нем. «Rotkäppchen» — « Красная шапочка ») — первая в мире противотанковая управляемая ракета , разработанная во время Второй мировой войны в нацистской Германии доктором . Разработка ракеты была начата в 1943 году.
Работы над управляемыми реактивными противотанковыми боеприпасами с наведением по проводам начались в военных лабораториях компании BMW (именно им мир обязан появлением противотанковых управляемых ракет ) ещё , когда научно-технические специалисты этой компании пришли к выводу, что внедрение передовых достижений ракетной техники и дистанционного управления по проводам в сферу пехотного вооружения, поможет увеличить эффективную дальность стрельбы и вероятность поражения танков и тяжёлой бронетехники противника на расстояниях, недоступных имеющимся противотанковым средствам . Однако Имперское управление вооружений по причинам бюрократического характера чинило BMW всяческие препятствия продолжению работы по тематике управляемых ракет (поскольку работы над любыми долгосрочными проектами, не обещающими скорой готовности к принятию на вооружение и не гарантирующими требуемого результата были запрещены личным распоряжением фюрера ещё в самом начале войны, а чиновники с немецкой педантичностью соблюдали все данные им указания), в результате чего работы по ним возобновились только на завершающем этапе войны, когда поражение Рейха уже было предопределено, а BMW было предписано передать имеющиеся наработки другим компаниям военной промышленности. В итоге, успехи немецких учёных в сфере разработки управляемого ракетного оружия пехоты никак не повлияли на ход военных действий на сухопутных театрах (хотя при прочих равных и при условии внедрения других передовых военных технологий, они могли весьма существенно отразиться на ходе и исходе войны ). Первенство изготовления первых функциональных и серийных ПТУР досталось другим компаниям, а испытать первые ПТУР в боевой обстановке на Восточном фронте удалось по всей вероятности только в начале , накануне поражения Рейха в войне . Впрочем, относительно хронологии случаев применения управляемых противотанковых боеприпасов на Восточном фронте в военной мемуаристике имеются разногласия. Так, например, применение ПТУР в (очевидно, речь идет об испытаниях опытных немецких вооружений в боевой обстановке) упоминается в воспоминаниях В. И. Чуйкова :
Здесь впервые я увидел, как противник применил против наших танков противотанковые торпеды, которые запускались из окопов и управлялись по проводам. От удара торпеды танк разрывался на огромные куски металла, которые разлетались на 10-20 метров.
— Чуйков В. И. «Гвардейцы Сталинграда идут на запад»
Тем не менее, в приведенных мемуарах отсутствуют уточняющие данные не только о конструктивных особенностях (наличии или отсутствии оперения), но и о типе движителя применявшихся «противотанковых торпед».
Во второй половине Второй мировой войны наметилось отставание эффективности противотанковой артиллерии в соревновании с бронезащитой танков. Рост защищенности всех типов бронированных целей настоятельно потребовал увеличения калибров противотанковых пушек и совершенствования специализированных снарядов кинетического действия, в первую очередь за счет увеличения их начальной скорости. С повышением калибра орудия и дальности стрельбы сильно увеличивалась масса артиллерийской системы (ствола, лафета и противооткатных устройств) и снижалась маневренность (подвижность) артиллерийской системы. С другой стороны, поскольку германское ручные гранатомёты типов Panzerfaust и Panzerschreck , оснащенные новым на тот период кумулятивным зарядом , поражали бронированные цели, в зависимости от модели, лишь на дальности не более 100—150 м.
В 1944 году Управление вооружений сухопутных войск Heereswaffenamt поручило фирме разработать ракету X-7 (проект 8-347). Фирма при разработке взяла за основу авиационную ракету X-4 , успешно прошедшую испытания к тому моменту времени. К массовому производству в 1945 году были готовы заводы Ruhrstahlwerke (Бракведе) и Mechanische Werke ( Нойбранденбург ). До начала серийного производства, которому помешал конец нацистской Германии, было выпущено около 300 ракет, часть которых союзники обнаружили на подземном складе вблизи Гарца , а часть успела попасть на фронт, и использовалась в боевых действиях. Известен также вариант ракеты для запуска с самолёта (то есть фактически, эта модификация была управляемой ракетой типа воздух-земля). Направления развития и улучшения конструкции X-7 Rotkäppchen получили названия:
Ни один из выше приведённых проектов развития конструкции X-7 Rotkäppchen не был завершён .
Пробные воздушные пуски модификации ракеты воздух-земля X-7 «Rotkäppchen» проводились с переоборудованного истребителя Fw 190 F-8. В войска авиационная версия ракеты не поступала.
Наземные испытания проводились с 21 сентября 1944 года на полигоне Зеннелагер. В испытаниях участвовало 7 ракет данной модели. Первые 4 запуска завершились авариями (ракеты зарывались в землю через 20-25 м после старта) из-за неточного управления. В ходе 2 последующих пусков во время полёта к цели взорвались ракетные двигатели. Последняя из испытуемых ракет, пролетев всю дистанцию до цели, успешно поразила на расстоянии 500 м танк в самый центр корпуса . По утверждению Йозефа Данчера, в апреле 1945 года испытания «X-7» ещё не были завершены и о принятии её на вооружение речи не шло .
В боевые части для применения «X-7» не поступила. Несмотря на это, не исключено, что ракеты могли быть использованы в бою когда отступающие немецкие части нашли большое количество экспериментальных ракет «X-7» в «Пещере Аладдина» у Штольберга в Гарце.
Попавшие в 1945 году во Францию образцы ракеты были использованы при создании одного из первых противотанковых комплексов ПТУР Nord SS.10 . К 1952 году Nord SS.10 был готов к производству.
Лёгкая двухступенчатая ПТУР. Сигарообразный корпус с пристыкованными крыльями, установленными в задней части, и стабилизатором, вынесенным на трубчатой балке. На левом крыле и на стабилизаторе установлены интерцепторы.
Масса двигателя первой ступени фирмы 109—506 c зарядом быстрогорящего дигликолевого пороха составляла 3—3,5 кг. Двигатель первой ступени развивал тягу 62—68 кгс в течение 2,5 сек. и сообщал ракете скорость до 98 м/сек. После отработки первой ступени срабатывал двигатель второй ступени с зарядом медленногорящего пороха, развивавший тягу 4,9—5,5(8? ) кгс в течение 8—8,5 сек. Одновременно с запуском первой ступени воспламенялся газогенератор, который с помощью турбины раскручивал гироскопы ракеты. Стабилизация полета обеспечивалась гироскопами, скорость осевого вращения ракеты в полёте составляла 2 оборота/сек. После пуска ракеты команды управления на неё передавались по двум изолированным проводам, катушки с которыми размещались в крыльевых законцовках. Непосредственное наведение производилось визуально по трассёрам с помощью рукоятки управления — «кнюппеля» (подобие джойстика). Взрыватель пьезоэлектрический, контактный.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|