Блаттер, Йозеф
- 1 year ago
- 0
- 0
Йозеф Антон Энгельхарт ( нем. Josef_Engelhart ; 19 августа 1864 , Вена — 19 декабря 1941 , Вена ) — австрийский художник и скульптор. Один из ведущих художников на художественной сцене Вены 1900 годов и один из основателей Венского сецессиона .
Йозеф Энгельхарт был сыном мясника Йозефа Антона Энгельхарта (1838—1900) и его жены Марии Апфельталер (1842—1933). Родился и вырос в Эрдберге. После посещения Высшей реальной школы на Радецкиштрассе и получения аттестата средней школы он учился в Академии изящных искусств в Вене с 1882 года и в Академии изящных искусств в Мюнхене с 1883 года. Там его учителями были Габриэль фон Хакль , Иоганн Каспар Хертерих и Людвиг Леффц . В 1887 году Энгельхарт вернулся в Вену, где познакомился с писателями Людвигом Гангофером , Эдуардом Пётцлем и Винценцем Кьяваччи и вступил в ассоциацию художников «Общество Хагена» (Hagengesellschaft) . В 1888 году он был принят в объединение художников Вены и впервые выставил там две свои картины. В 1891-92 годах Энгельхарт отправился в Париж , где ознакомился с последними тенденциями в искусстве, а также выставил несколько своих работ в Национальном обществе изящных искусств . Прежде чем Энгельхарт вернулся в Вену в 1893 году и применил новые полученные знания в своей работе, предварительно последовала поездка в Испанию.
Энгельхарт пользовался все большим успехом у публики, в то время как напряженность между ним и другими художниками-единомышленниками и консервативными членами Венского дома художников росла. В 1894 году он совершил учебную поездку в Таормину вместе с Теодором фон Хёрманном. В 1895 году он участвовал в Международной художественной выставке в Венеции и побывал в Брюсселе и Антверпене . В том же году он женился на Эдите Маутнер фон Маркхоф (1871—1967), дочери Карла Фердинанда Риттера Маутнера фон Маркхофа. Женитьба, из-за которой ему пришлось отказаться на некоторое время от живописи. Молодая пара оставалась в Мюнхене до осени 1896 года. При возвращении в Вену, растущая напряженность в доме художников привела к отделению ряда художников и основанию Сецессиона . Помимо Энгельхарта, в Сецессион входили Густав Климт , Коломан Мозер и Карл Молль , а 85-летний Рудольф фон Альт принял на себя почетное председательство. В последующие годы Йозеф Энгельхарт в значительной степени приостановил свою художественную деятельность и посвятил себя организации и экономическому развитию нового объединения. Благодаря многочисленным связям ему удалось привлечь самых известных международных художников для выставок в Вене. Участники объединения получили моральную поддержку от визита императора Франца-Иосифа на открытие выставки Сецессиона и от бургомистра Вены Карла Люгера . С весны 1899 года по апрель 1900 года Энгельхарт занимал пост председателя Сецессиона. Одновременно с этим он продолжал много путешествовать. В 1900 году Макс Либерман назначил Энгельхарта иностранным членом Берлинского сецессиона .
В 1901 году Энгельхарт приобрёл дом на Штайнгассе, 15, который был основательно перестроен Фердинандом Фельнером III . Внутри была двухэтажная мастерская. Коломан Мозер разработал декор плитки на фасаде. В том же году получил Рыцарский крест ордена Франца-Иосифа . Далее он стал все более сосредотачиваться на скульптуре, и в 1904 году ему было поручено сделать скульптуру по случаю его 60-летия. День рождения Карла Люгера для проектирования фонтана Карла Борромауса, который он выполнил вместе с Йозефом Плечником . Энгельхарт принял участие во Всемирной выставке в Сент-Луисе и получил там бронзовую и золотую медали. В 1905 году группа вокруг Густава Климта отделилась внутри Сецессиона, а Энгельхарт возглавил оставшихся художников, которые были более консервативны, чем прежние. Вскоре стало очевидно, что группа Климта может привлечь больше внимания, чем люди Энгельхарта. В 1905 году Коломан Мозер женился на сводной сестре жены Энгельхарта, Эдите Маутнер фон Маркхоф, и переехал в район Энгельхарта, но отношения между художниками оставались натянутыми, поскольку Мозер принадлежал к другой группе. В 1906 году Энгельхарт со всей семьей оставил католическую церковь и стал протестантом.
В 1909 году Энгельхарт получил заказ на памятник Вальдмюллеру в парке Венской ратуши. 34-я выставка «Сецессион» стала первой крупной коллективной выставкой Энгельхарта, на которой было представлено 233 работы. В 1910 году в Граце последовала коллективная выставка, на которой было представлено 128 работ. Он стал президентом Венского Сецессиона во второй раз. В 1911 году он предоставил дизайн для коллекционных картин Stollwerck от имени кельнского производителя шоколада Людвига Столлверка
После начала Первой мировой войны Энгельхарт устроил в своем доме резервный госпиталь для раненых солдат и записался военным художником в Кварталы военной прессы на фронт, где он стал активным участником событий в восточной Галиции , Боснии и на фронте Изонцо. В 1917 году император Карл I Энгельгарт пожаловал ему профессиональное звание профессора . В своих многочисленных картинах он показал тяжелую судьбу пострадавших от войны людей на фронте, а также нищету в Вене после окончания войны.
В 1919 году прошла ещё одна большая коллективная выставка Энгельгарта в Сецессионе с 267 работами. Однако он выступал против последних тенденций и событий в художественной среде, что не способствовало его успеху. В последующие годы он ограничился написанием портретов членов семьи и портретов общественных деятелей, таких как канцлер Игнац Зайпель . Энгельхарт всегда был политически консервативен, был сторонником Люгера и не мог смириться с падением монархии. В 1926 году он окончательно покинул Сецессион. В 1935 году попал в серьёзную дорожную аварию, последствия которой также затруднили его творческую деятельность. После «присоединения» Австрии к Германскому рейху Энгельхарт подал заявление о приеме в Союз немецких художников Австрии . В том же году был отлит из бронзы и, наконец, открыт для публики в 1991 году созданный гораздо раньше каретный памятник Энгельгарта. В 1940/41 году картины Энгельхарта в последний раз экспонировались на рождественской выставке Венского общества изящных искусств в здании Сецессиона. Энгельхарт умер от рака в 1941 году и был похоронен в почётной могиле (группа 16Н, могила 1) на Центральном кладбище Вены . Его мемуары были опубликованы в 1943 году, но, кроме нескольких сохранившихся экземпляров, все издание было уничтожено. В 1951 году его именем был назван переулок в венском Хитцинге .
Интерес Энгельхарта в живописи был, в основном, в изображении людей, будь то обнаженные тела, портреты, народные или социальные сцены. Он также неоднократно рисовал собственную семью. Под влиянием французского импрессионизма его обращение с цветом и светом особенно впечатляет. Энгельхарт во все времена оставался приверженцем реалистической изобразительной живописи.
Энгельгарта, который был одним из самых важных и успешных художников в Австрии при жизни и который не в последнюю очередь был движущей силой Венского сецессиона, все чаще забывали в последние годы его жизни и особенно после его смерти. Но в последние годы к его творчеству уделяется повышенное внимание. За выставкой Венской городской и государственной библиотеки в 1992 году последовала в 2009 году первая всеобъемлющая выставка работ Энгельхарта после его смерти в венской Гермесвилле .
Его дочь Элизабет Энгельхарт была замужем за физиком, пионером радио и изобретателем Робертом фон Нейман-Эттенрайхом (1892—1951).