Interested Article - Макракис, Апостолос
- 2020-12-31
- 1
Апо́столос Макра́кис ( греч. Απόστολος Μακράκης , 1831—1905) — греческий религиозный и общественный деятель , богослов, писатель, полемист, религиозный философ и проповедник . Был отлучён от Элладской православной церкви .
Биография
Родился в 1831 году на Сифносе . В 1851 году после окончания школы уехал в Константинополь , столицу Османской империи . Получил превосходное философское и богословское образование в Великой школе нации в Константинополе . В середине XIX века был сторонником постепенной эллинизации Османской империи изнутри .
С 1866 года занимался литературной деятельностью в Афинах , столице королевства Греция . Основатель и сотрудник богословских журналов: «Δικαιοσύνη» , «Κήρυγμα» и «Логос» ( «Λόγος» ). Автор множества книг, статей, редактор богословских и философских сборников («Введение в философию», «Логика», «Этика», «Философия», «Богословие», толкования на различные книги Священного Писания, речи и другие) . Священноначалием Элладской православной церкви был поставлен в иерокирикса (проповедника, ἱεροκήρυξ ). Активно проповедовал в Афинах. Выступал на публичных чтениях на площади Омониас . Стал первопроходцем греческого религиозного обновления. Являлся крайним традиционалистом и антизападником . Был сторонником «истинной христианской философии», чрезмерного ригоризма и антинатализма . Написал объёмные комментарии к сборнику канонов , известному как , первоначально составленному Никодимом Святогорцем . Создал собственную религиозную гностическую систему, многие положения которой прямо противоречили догматам и канонам. По мнению критиков, Макракис впал в прелесть и считал себя «апостолом Божиим», присланным в мир для исправления и преобразования греческого общества. В 1876 году основал в Афинах «Школу Логоса» ( Σχολή του Λόγου ) . Участником школы был . Журнал «Логос» начал кампанию против установившегося ещё при турках обычая давать взятку (« мзду ») греческому правительству за утверждение епископов — симонии в связи с хиротонией епископов Патрасского, Мессинийского и Кефаллинийского. Два министра Димитриоса Вулгариса получили тюремные сроки за то, что приняли «мзду». Суд Синода отказался низвергать епископов из сана. Макракис называл современное ему греческое правительство «порочным и сатанинским учреждением», а церковь считал разложившейся, исполненной заблуждений и пороков, в связи с чем основал два религиозных общества (силлог, σύλλογος ): «Креститель Иоанн» ( «Βαπτιστή Ιωάννη» ) в 1877 году и «Константин Великий» ( «Μέγα Κωνσταντίνο» ) в 1879 году и собственную «церковь» — парасинагогу , в которой богослужение совершалось его учениками. Члены группы Макракиса обличили Афинского митрополита в «ереси симонианства ». Исповедь была публичная, в присутствии мирян, а потом были избраны особые исповедницы из последовательниц Макракиса . Как следует из окружного послания Элладской православной церкви от 21 декабря 1878 года Священный Синод, а позднее и Вселенский патриархат признали учение Макракиса еретическим , также Синод осудил его группу за неповиновение местным епископам. Главной ересью Макракиса было его учение о трёхчастном составе человека — из души , тела и духа , где дух — дух Божий , в то время как профессора богословского факультета Афинского университета («рассадника тьмы» по Макракису) находили в творениях отцов Церкви только высказывания в пользу двусоставности человеческой природы. Также были осуждены многие суждения Макракиса о богослужении, Причащении Святых Тайн и исповеди . Макракис и его группа подверглись серьёзному преследованию, запрещению и ссылке . Девять клириков , его последователей были заключены в монастыри. «Школа Логоса» была закрыта правительством . Макракиса привлекли к суду за распространение ереси и ниспровержение господствующей религии. Макракис был заключён в тюрьму, из которой через некоторое время был освобождён, а после опять и притом несколько раз подвергался лишению свободы. В 1884 году виновные в даче «мзды» епископы были подвергнуты лёгкой каре, большинство членов группы порвали с Макракисом и помирились с иерархией. Однако в конце XIX века насчитывалось 5 тысяч последователей учения Макракиса . После осуждения Синодом Макракис впал в экстатический профетизм, предсказывал взятие Константинополя греками .
Разбором и обличением ложных мнений Апостолоса Макракиса занимались в то время многие, по мнению игумена монастыря Дионисиат Гавриила ( Γαβριήλ Διονυσιάτης , 1886—1983) наиболее неопровержимо удалось доказать их шаткость , который в 1898 году опубликовал книгу «Против Макракиса» . В 1899 году Эвангелос Карусос ( Ευάγγελος Δ. Καρούσος ) опубликовал книгу против Макракиса — Ο Απόστολος Μακράκης εν σχέσει προς τον ευαγγελικόν νόμον και τον ορθόν λόγον . Работу, посвящённую полемике с Макракисом написал Макарий (Каллиархис, Μακάριος Καλλιάρχης ), епископ Каристийский (1852—1896) .
Есть свидетельство, что Апостолос Макракис приходил в Лонговардский монастырь на Паросе на исповедь к преподобному (Новому, Άγιος Αρσένιος εν Πάρω , 1800—1877) .
Публично выступал против распространения масонства в высших кругах греческого общества . Апостолос Макракис называл масонство не философским ( «φιλοσοφική» ), а «филозофическим» ( «φιλοζοφική» ) обществом, потому что масоны любят тьму, мрак ( ζόφος ) и таинственность .
В конце XIX века новый всплеск интереса к изучению Апокалипсиса произошёл благодаря комментарию Апостолоса Макракиса (1882) .
См. также
Примечания
- ↑ Асмус Валентин. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXI : « Каракалла — Катехизация ». — С. 426. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8 .
- ↑ Петрунина О. Е. // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. — 2009. — № 1 .
- ↑ Житие преподобного Паисия Святогорца : перевод с греческого. — М. : Орфограф, 2017. — 586 с. — ISBN 978-5-9907764-0-1 .
- ↑ Архимандрит Гавриил Дионисиатский. . — М. : Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. — 192 с. — ISBN 978-5-7789-0255-7 . 30 ноября 2020 года.
- Соколов И. И. // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1903. — Т. IV. Гаага — Донатисты. — Стб. 586.
- ↑ Папулидис, Константин К. // История колливадского движения. Сборник / Перевод с греческого свящ. Сергия Кима. — Пенза: Пензенская духовная семинария, 2019. — С. 77. — 256 с. — ISBN 978-5-9908755-2-4 .
- ↑ Соколов И. И. // Христианское чтение. — 1902. — № 9 .
- Prokurat, Michael, Peterson, Michael D., Golitzin, Alexander. // The A to Z of the Orthodox Church. — Scarecrow Press, 2010. — 462 p. — ISBN 978-0810876026 .
- ↑ Херувим (Карамбелас). // Современные старцы горы Афон / Пер. с англ. Л. Васениной. — М. : Рос. отд-ние Валаам. о-ва Америки, 2002. — 618 с.
- Зоитакис, Афанасий. . Издательский дом «Святая Гора». Дата обращения: 2 мая 2020. 9 июля 2017 года.
- Мейендорф И. Ф. // Вестник русского студенческого христианского движения . — 1956. — № 43 . — С. 45 . 10 января 2020 года.
- . Издательский дом «Святая Гора». Дата обращения: 2 мая 2020. 25 апреля 2020 года.
- Порхун Н. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 114-116. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0 .
- // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXI : « Каракалла — Катехизация ». — С. 117-120. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8 .
- // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий — Афанасий ». — С. 439. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
- Епифаний (Феодоропулос). / пер. А. Л. Данилина. — М. : Святая Гора, 2009. — 207 с. 4 декабря 2016 года.
- Каравидопулос, Иоаннис . / перевод с греческого свящ. Максима Михайлова ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2018. — 366 с. — ISBN 978-5-7429-1140-1 . 23 декабря 2018 года.
- 2020-12-31
- 1