Interested Article - Успение Богоматери (Вологда, XVI век)

«Успение Богоматери» икона , датируемая первой четвертью XVI века. Происходит из собора Успенского Горнего монастыря (Вологда). В настоящее время хранится в Вологодском музее (инв. № 6111/а).

Происхождение

Икона происходит из Успенского Горнего монастыря и была его храмовым образом. Храм Горнего монастыря серьёзно пострадал во время пожара 1499 года. Возможно, икона была написана к его возобновлению. Когда и как «Успение Богоматери» поступило в ВГИАХМЗ, неизвестно .

Сохранность

Образ «Успение Богоматери» за всё время своего существования поновлялся три раза. Одно из поновлений имеет точную датировку, известную благодаря надписи, выполненной чёрной краской по олифе : «В лето 7205-го [1697] месяца мая поновися сий [образ] Успения Пресвятыя Богородицы при игумение Екатери[не] в славу Богу». В это поновление на позёме (изображении земли) иконы у лузги (скос между ковчегом и полем иконы) было изображено семь костров. Надпись была удалена позднее при раскрытии авторского письма. В середине XVIII образ поновлялся ещё раз. Эта чинка была выполнена по всей иконе. Первый оклад «Успения Богоматери» был басменным , его убрали перед поновлением XVII в. Небольшие фрагменты первого оклада из басмы сохранились на позёме иконы. Второй оклад из серебра с чеканкой не сохранился. Икона была реставрирована в 1977 году в Вологодском музее художником-реставратором Н. И. Федышиным .

Сюжет

Успение Богоматери. Фрагмент. Христос

В центре композиции — Христос во славе — двойной мандорле , спустившийся с небес, чтобы принять душу Богоматери. Душа Марии в руках Христа изображена в виде спелёнутого младенца. Богоматерь, лежащая на смертном ложе, окружена апостолами, оплакивающими её. Рядом с апостолами стоят четыре святителя, имена их названы у Дионисия Ареопагита (« »): Тимофей Эфесский , Иерофей Афинский , Иаков Иерусалимский и Дионисий Ареопагит .

В верхней части композиции представлено вознесение Богоматери, произошедшее на третий день после её Успения. На образе, в отличие от других икон, относящихся к типу «облачного» Успения Богоматери, нет изображения рая с открытыми вратами, куда устремляется душа усопшей и сцены передачи пояса апостолу Фоме . Мария, восседающая на престоле во славе, облачена в синее платье и мафорий красно-коричневого цвета, а не в белые, как, например, на иконе Дионисия , одежды. Таким образом обозначено, что она вознеслась на небо не только духом, но и телом, сохранив «сосуд духа» от тлена. В нижней части представлена сцена наказания нечестивого Авфонии, которому ангел отрубил руки за попытку перевернуть ложе Богоматери .

Иконография

«Успение Богоматери» из Успенского Горнего монастыря принадлежит к типу так называемого «облачного Успения». Это развёрнутое повествование о конце земного пути матери Христа. По преданию, Успение произошло на горе Сион в Иерусалиме , в доме Иоанна Богослова . Перед Успением со всех концов земли в Иерусалим прибыли апостолы — их несли ангелы на облаках. Дом Иоанна в момент смерти Богоматери окутало облако, в котором спустился Христос с сонмом ангелов, принял её душу, для передачи двум ангелам, унёсшим её на небо .

Необычно трактована традиционная для «облачного Успения» сцена наказания Авфонии. Нечестивец запрокинулся назад, а ангел с мечом, отрубающий ему руки, находится не перед ним, а за его спиной, в правой группе апостолов, оплакивающих Богоматерь. Таким образом, он присоединяется к той силе, которую представляют идущие за Христом. Авфония обращён в сторону апостола Петра — так иконописец акцентировал роль апостола в наставлении наказанного на путь истинный. Авфония уверовал в Христа, покаялся, и вновь обрёл руки .

Атрибуция

А. А. Рыбаков датирует икону первой четвертью XVI века и относит к одному из поздних повторений рублёвского извода «облачного» Успения Богоматери. По мнению Рыбакова, возможно, автор образа был знаком с трактовкой Успения Дионисием , однако исследователь уверен, что образ создан северным мастером. Стилевые особенности письма иконы действительно близки к работам вологодских иконописцев. Образ написан на прямоугольной доске сильно вытянутого формата. Её ширина почти в два раза меньше высоты, поэтому художнику пришлось расположить апостолов у ложа Богоматери тесными группами, некоторые элементы изображения заходят на поля иконы. Иконописец собирает персонажей в ряды полукругами, подобно волнам. Центром этого волнообразного движения является фигура Христа. Пространственные решения композиции, монументальность фигур персонажей, рисунок одежд с большим количеством складок, характерны для иконописи первой четверти XVI века. Цвета, использованные в иконе — сочетания тёмно-синего, красного, болотно-зелёного, разбеленных, с различными оттенками охры — излюбленные вологодскими мастерами. Работа большими пятнами цвета также характерна для местных мастеров .

Примечания

  1. , с. 246.
  2. , с. 246, 250.
  3. , с. 250.

Литература

  • Виноградова Е. А. 31. Успение Богоматери // Иконы Вологды XIV -- XVI веков. — М. : Северный паломник, 2007.
Источник —

Same as Успение Богоматери (Вологда, XVI век)