Армения (римская провинция)
- 1 year ago
- 0
- 0
Африка ― предполагаемая богиня древнеримского пантеона, олицетворение африканского континента . Также иногда считалась одним из божеств-покровителей плодородия и изобилия. Как правило, изображалась с вьющимися волосами, широким носом, рогом изобилия, головным убором в виде слоновой маски и львом подле себя .
Её изображение можно обнаружить на некоторых монетах, резных камнях и мозаиках в Римской Африке. Мозаика с её образом находится в музее Эль-Джем в Тунисе . Святилище в Тимгаде также украшено изображениями этой богини .
Плиний Старший в своей книге «Естественная история» писал, что никто в Африке не делает ничего, не призвав прежде сначала Африку в помощь себе . Это утверждение считается письменным доказательством существования богини и её важности. Иногда этот отрывок также интерпретируется как доказательство наличия особого североафриканского культа богини .
Жан Мариц, однако, ставил под сомнение утверждение о том, была ли олицетворенная Африка богиней римлян или кого-либо ещё. По его словам, иконографические изображения «Dea Africa» в головном уборе со слонами на голове были просто художественным образом континента. Ни Плиний, ни какой-либо другой писатель после него не обозначали Африку словом «Dea» ― «богиня», а эпиграфические надписи «Dea Africa» на найденных изображениях отсутствуют. Напротив, другие римские богини носят приставку «Dea» в текстах и надписях. У римлян уже были свои богини плодородия и изобилия и, как утверждает Мариц, не было необходимости в очередной конкурирующей богине .
Хоуталин предлагает свою интерпретацию образа Африки, предполагая, что римская иконография была основана на монетах царя Нумидии Ибара, армия которого была разбита римлянами в I веке до н.э. По мнению Иды Остенберг, если Хоуталин прав, то персонификация Африки в римском воображении могла произойти после этого события .