Уплыть за закат
- 1 year ago
- 0
- 0
« Закат Европы » ( нем. Der Untergang des Abendlandes , в 2000-е годы иногда издаётся под названием « Закат Западного мира ») — философский труд немецкого публициста Освальда Шпенглера о периодичности истории . Два тома были опубликованы соответственно в 1918 и 1922 годах.
Как отмечает исследователь Сергей Крих, после Первой мировой войны в интеллектуальных кругах некоторую популярность имел сюжет падения античного мира, «столь целостно осмысленный именно в этом контексте впервые опять же у немцев, например у О. Зеека с его «Закатом античного мира», название труда которого (первое издание — 1901 года), как рассказывается, увиденное в магазине, помогло Шпенглеру назвать свой первый том «Закат Европы» .
Шпенглер вслед за немецкой философией XIX века различает науки о природе и науки о духе. «Средство для познания мёртвых форм — закон. Средство для понимания живых форм — аналогия». Однако, по мнению Шпенглера, только естественные науки могут называться науками, и в связи с этим, он не признаёт историю наукой . Шпенглер отказывается воспринимать историю линейно. «Древний мир — Средние века — Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема». Альтернативой линейной истории он называет морфологию мировой истории как описание отдельных культур, причём подобная позиция приводит Шпенглера к философскому релятивизму, а именно к допущению существования «нескольких одинаково правильных структур».
Цель Шпенглера — построить таблицу, где будут показаны одни и те же этапы в развитии разных культур в рамках Всемирной истории человеческого общества. Каждая культура переживает периоды детства, юности, возмужалости и старости . Смысл истории состоит в том, что эти культуры сменяют друг друга, вырастают друг возле друга, соприкасаются, оттесняют и подавляют друг друга .
Метаисторический антисемитизм , предложенный в «Закате Европы» противопоставил западную фаустовскую душу, главным символом которой он считал динамическую энергию в безграничном пространстве, магической душе «вавилонско-семитской культуры», представленной таинствами и писаниями иудейской и христианской религий. Шпенглер описал евреев как остаточные окаменелости более ранней магической цивилизации, застрявшие в городских гетто среди населения средневековой Европы. «Безземельные, циничные и меркантильные» евреи описаны как представители завершённой стадии более ранней цивилизации, совершенно чуждой молодой фаустовской культуре Запада. Только в XVIII веке, когда сама Европа стала интеллектуальной и космополитичной, еврейство почувствовало себя как дома. С этого времени евреи через торговлю, искусство и философию внесли существенный вклад в ускорение современности, но таким путём, который был критическим и разрушительным для западного духа .
Ключевым в концепции Шпенглера является противопоставление культуры и цивилизации.
«Культура, по Шпенглеру, — это отличающее эпоху и, более того, создающее её как целостность определённое внутреннее единство форм мышления и творчества, некая единая стилистика, запечатленная в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни» .
Существуют два этапа развития культурно-исторических форм:
Каждая культура имеет свою душу, на первом этапе эта душа порождает язык, вероучения, искусство, науку и государство, на втором этапе душа внезапно коченеет, что приводит к упадку и гибели культуры. Молодые культуры расцветают как цветы в поле , старые напоминают гигантские высохшие деревья, которые топорщат свои гнилые сучья в девственном лесу .
Черты упадка культуры, перехода её в цивилизацию:
Шпенглер выделял восемь великих культур:
Девятой великой культурой он считал пробуждающуюся русско-сибирскую цивилизацию .
Пессимистический прогноз Шпенглера для Европы состоял в том, что Европу в ближайшее время ожидает упадок и гибель на фоне радости юных народов и чужеземных завоевателей.
Том І
Том ІІ